СБП. Дни Мошиаха! 13 Ияра 5784 г., третий день недели Бэар | 2024-05-21 00:56

3.9 Причина человеческих усилий

Почему Творец обязал человека прилагать усилия для достижения средств к существованию и других потребностей?

21.08.2023 483 мин.

Объяснив, что человеку часто приходится прилагать усилия для получения средств к существованию и удовлетворения других потребностей с помощью различных возможностей, автор продолжает объяснять, почему Б-г устроил это так и почему Он не сделал, чтобы все наши потребности были бы легко доступны для нас.

Есть две причины, по которым Творец обязал человека прилагать усилия к поиску средств к существованию и другим потребностям:

Почему Творец обязал человека прилагать усилия для достижения средств к существованию и других потребностей?

Вопрос в том, почему мы вообще должны работать; в конце концов, поскольку благословение исходит от Б-га, оно может прийти без человеческих усилий. Тем не менее, мы не только видим, что нам нужно трудиться для пропитания, ведь Тора утверждает: «Во всем, что вы делаете» («Дварим» 15:18), ясно намекая на человеческий труд и усилия.

Хасидизм объясняет это, сначала анализируя противоречивые утверждения о суде Б-га над миром. В одном месте Талмуда говорится: «Пропитание человека определяется между Рош а-Шана и Йом-Кипуром» («Бейца» 16а), но в другом месте Талмуд утверждает: «Человека судят каждый день» («Рош а-Шана» 16а).

Это противоречие разрешается на основе каббалистического объяснения творения. Б-г бесконечен и Он создал определенный физический мир посредством цепного сокращения энергии («седер иштальшелут») через четыре возвышенных мира (Ацилут, Брия, Йецира и Асия). Когда Б-жественная энергия проходит через каждый из миров, она теряет некоторые из своих бесконечных качеств и приобретает более конечные качества, вплоть до того, что энергия может трансформироваться в материальное, физическое творение.

Всякое Б-жественное благословение начинается с Б-жественного потока энергии из его высших миров, а затем эта энергия должна спуститься в этот мир и принять физическую форму. От Рош а-Шана до Йом-Кипура Б-г определяет, сколько пропитания и благословения должно быть выделено каждому человеку, и это распределяется в форме Б-жественной энергии. Каждый день происходит еще один суд о том, должна ли эта энергия материализоваться в физическое благословение или должна оставаться духовным благословением, которым человек будет наслаждаться в мире грядущем. Кроме того, если оно намерено материализоваться, должно ли это быть в форме детей, здоровья или богатства (и других подобных соображений)?

Имея это в виду, мы теперь можем оценить потребность в человеческом взаимодействии. Когда мы физически вносим свой вклад, мы просто актуализируем духовную энергию в физическом одеянии, так что благословение может быть конкретным.

Первая причина заключается в том, что Б-г в Своей мудрости решил проверить человека, выберет ли он служить Б-гу или бунтовать против Него. Поэтому Он испытал его в деле, через которое будет очевиден избранный им путь. Б-г сделал это, сделав человека нуждающимся и лишенным того, что вне его, будь то еда, питье, одежда, кров или совместное проживание. Затем Он поручил человеку стремиться к этим вещам и получить их с помощью средств, которые Он для них приготовил, но только особым образом и в определенное время.

Нам дано указание искать возможности для получения средств к существованию и других потребностей, но в то же время нам дана Тора, которая говорит нам, что разрешены только некоторые из этих возможностей. Например, когда дело доходит до посадки, существуют запреты, такие как запрещенные смеси видов и тому подобное. Когда дело доходит до того, где мы живем, есть заповеди, такие как мезузы и т.д.

Б-г по Своей мудрости решил испытать человека! Цель творения заключалась в том, чтобы поднять еврейскую душу из ее предыдущего состояния, прежде чем она спустилась в тело, на более высокий уровень Б-жественного сознания, который может быть реализован только через преодоление испытаний, с которыми душа столкнется в этом физическом мире.

В хасидских учениях цель творения объясняется на основе учения о том, что «Б-г пожелал жилище в низших мирах» — т.е. Б-г уменьшил Свою энергию до такой степени, что создал материалистический мир, где Б-жественность скрыта; это мир «тьмы». Затем человеку было дано указание представить и раскрыть присутствие Б-га в такой обстановке посредством подавления материальных желаний и образа жизни Торы, таким образом превратив мир в Б-жественный дворец. Очевидно, что найти Б-га в «мирской реальности», где все и все эгоцентричны, — это вызов. Тем не менее, душа должна продемонстрировать, что она не только Б-жественная, находясь в духовном окружении, но и остается преданной Б-гу и влияет на свое тело в том же ключе, несмотря на борьбу этого физического мира. Цель состоит в том, что когда коллективное тело еврейских душ сможет достичь этого раскрытия Б-га и привести мир к Эре Мошиаха, сущность Б-га будет раскрыта, и душа (и тело) насладится высшим уровнем Б-жественного духовного опыта (см. «Тания» гл. 36-37).

Испытание не имеет внутренней ценности. Оно предназначено для того, чтобы существовать просто как испытание человека. Если испытуемый проходит испытание, он тем самым доказывает полную бесполезность существования испытания как такового.

Несмотря на тщетность «испытательных» времен, испытание пробуждает и совершает величайшие раскрытия Б-га в этом мире и величайшие раскрытия человеческой связи с Б-гом.

Объяснение такое: Б-жественная задача раскрытия Б-га в физическом мире также известна как утончение искр святости («бирур ницоцот»). Когда еврей использует физический объект для служения Б-гу, Б-жественная энергия, заложенная в этом объекте, его Б-жественная искра, возвышается.

Каббалисты учат, что чем выше и мощнее Б-жественная искра, тем глубже она впадает во тьму и нечистоту. По сути, каббалисты говорят, что для того, чтобы что-то настолько противоположное Б-жественному присутствию имело Б-жественную энергию, требуется потенциал, который позволяет энергии опускаться так глубоко вниз и при этом сохранять свою первоначальную искру.

Поэтому, когда Божественная энергия облачается в материю, что является сокрытием Б-га — поскольку Б-га нелегко «узнать» в физическом объекте — энергия очищается, когда объект используется в святых целях.

Затем происходит «низшая миграция» Б-жественной энергии в состояние, которое не просто скрывает Б-жественное присутствие, но полностью противоположно Б-гу. Это состояние бытия, которое предназначено для выражения противоположности Б-жественного сознания и воли. Это «испытание» Б-га.

Когда человек попадает в ситуацию, когда Б-жественность полностью скрыта, т.е. у него возникают проблемы со здоровьем или финансами — но, тем не менее, не дает своей вере в Б-га поколебаться, признавая, что эта ситуация — просто испытание, которое ему нужно пройти, он очищает и возвышает более высокую искру Б-га, которая опустилась так низко, чтобы бросить вызов присутствию Б-га, насколько это позволено.

Для прохождения испытания часто требуется полное самопожертвование, которое находится за пределами разума. Поэтому испытанием является пробуждение самого внутреннего сознания человека — сущности его души, укорененной и глубоко связанной с сущностью Б-га.

Об учении о цели творения — о том, что «Б-г пожелал обиталища в низших мирах» — Алтер Ребе сказал: «Никто не задает вопросов о желании». Его намерение явно заключалось не в том, что у Б-га есть «желания» (как они есть у людей), и поэтому мы не можем подвергать их сомнению. Скорее, человеческое желание часто иррационально, когда человек чего-то желает, не будучи в состоянии сформулировать причину; он просто этого хочет. Это показывает, что желание коренится в самом сокровенном сверхразумном сознании человека. Точно так же и «желание» Б-га создать физический мир и соорудить для Него жилище достигает самых возвышенных и сущностных уровней Б-га (возможно, места, где слово «уровень» неприменимо), которые не могут быть понятным смертному человеку.

То, что Творец предопределил для человека, он получит в результате того, что Б-г предоставит ему все необходимые средства, в то время как то, что Б-г не предопределил, он не получит, потому что эти средства будут удержаны от него.

Б-г предоставляет все средства, которые ему требуются! Если вы должны что-то получить, то средства для достижения этого придут к вам. Если вам не положено его получить, все ваши усилия будут напрасны.

Б-г не просто дает духовные благословения для успеха, оставляя человека в одиночестве трудиться над созданием средств и сосудов для благословений. Наоборот, Б-г дарует сосуды, благодаря которым человек добьется успеха. Как говорит Давид (Псалмы 55:23): «Возложите бремень свою на Б-га, и Он поддержит вас». Еврейское слово, означающее «поддержи тебя», — «йехалькелеха». Баал-Шем-Тов объяснил, что это слово также может быть прочитано с корнем «кли» — сосуд. Соответственно, стих читался бы так: «Возложите свое бремя на Б-га, и Он предоставит вам сосуды (чтобы добиться успеха)».

В результате станет ясно, желает ли он служить Б-гу или не повиноваться Ему, исходя из его выбора средств для достижения своих нужд. За это он будет либо вознагражден, либо наказан, даже если он не получил в итоге того, что пытался получить.

Станет ясно, желает ли он служить Б-гу или не повиноваться Ему, исходя из его выбора средств для достижения своих нужд. Выбирает ли он удовлетворять свои материальные потребности способом, соответствующим законам Торы? Или он приступит к этому начинанию любым возможным способом, даже если ему придется нарушить волю Б-га?

Алтер Ребе пишет, что человек должен быть доволен своей материальной долей. Он одинаково счастлив, есть у него изобилие или нет, потому что он знает, что все это от Б-га. Тот, кто не отождествляет эти два понятия (иметь и не иметь), демонстрирует, что действует для себя, любя себя в той мере, в какой он выводит себя из-под власти Б-га.

Причина, по которой он желает «материалистической жизни», заключается в том, что это доставляет ему удовольствие. О нем можно сказать, что лучше бы он не рождался, потому что главная причина, по которой человек поставлен в этот мир, состоит в том, чтобы испытать его физическими, материальными испытаниями, выяснить, что у него на сердце, — обратится ли он к другим божкам, а именно к страстям своего тела? Или его желание останется с Б-гом, таким образом, живя реальной и значимой жизнью, зная, что все его переживания исходят от Самого Б-га?

Алтер Ребе заключает, что если человек знает истину и живет с верой в то, что все истинно от Б-га и изначально хорошо, тогда сокрытие добра удаляется, и остается только открытое добро.

Еще одно достижение, которое можно отнести к необходимости зарабатывать средства к существованию. Оно заключается в том, что хотя это временно отвлекает человека от преданности Б-гу, в конечном итоге это помогает ему в его Б-жественном служении. Когда он видит, что все выходит из-под его контроля, он понимает, что его изобретательность не является причиной его успеха. Это помогает ему сбросить свое эго, что позволяет ему стать сосудом для Б-жественности и святости.

Вторая причина, по которой Б-г считал, что люди должны прилагать усилия и использовать различные средства для получения средств к существованию, заключается в том, что если бы человеку не нужно было прилагать усилия, чтобы преследовать и искать средства к существованию, он восставал бы и преследовал то, что запрещено, и он не будет соблюдать свои обязательства перед Б-гом в обмен на доброту Б-га к нему. Как сказано в стихе (Йешаяу 5:12): «И арфа и лютня, тимпан и свирель, и вино на их пиршествах. На дело Г-спода они не смотрят, и дела рук Его не видели». Точно так же сказано («Дварим» 32:15): «И растолстел Йешурун и возмутился; ты стал толстым и тучным. Израиль оставил Б-га, сотворившего их».

Оба стиха определяют занятие материальными удовольствиями как то, что заставляет людей отказываться от Торы и заповедей. Соответственно, Б-г требует, чтобы мы работали, чтобы зарабатывать на жизнь, потому что это удерживает нас от греха. Мишна цитируется как доказательство этому:

В том же духе наши блаженной памяти учителя сказали («Авот» 2:2): «Изучение Торы хорошо сочетается с работой, потому что труд обоих уменьшает проступки. Любое изучение Торы, не сопровождающееся работой, в конце концов прекратится и приведет к проступку».

Тем более возмутится кто-нибудь, если у него не будет и того, и другого, и он не обратит внимания ни на то, ни на другое.

По состраданию Творца Он во все дни своей жизни занимал человека стяжанием мирских нужд, Торой и заповедями, которые служат провизией для грядущего мира, чтобы у него не было времени искать то, в чем он не нуждается и что он не может постичь своим разумом, как то, что касается начала творения и конца мира. Как сказал мудрец Соломон (Коэлет 3:11): «И мир вложил Он в их сердца, чтобы человек не нашел дела, которое сделал Б-г, от начала до конца».

Он занимал его все дни своей жизни и т.д.

Мидраш сообщает нам, что во время странствий Авраам достиг города Арам Наараим и увидел, как горожане пили и кутили. Авраам сказал: «Я не хочу иметь часть такой земли». Когда он добрался до места, известного как лестница Тира, жители этого города были заняты обработкой почвы. Увидев это, Авраам сказал: «Я хочу иметь часть в такой земле». Б-г ответил: «Вашим детям Я дам эту землю» («Берейшит» 12:7; «Берейшит раба» 39:8).

Впечатление от этого мидраша состоит в том, что в труде есть неотъемлемая ценность, и именно поэтому Авраам хотел получить часть его, и более того, что Б-г обещает передать его своим детям, еврейскому народу. Вопрос в том, что такого принципиально важного в работе, чтобы вызвать такую реакцию?

Чтобы понять это, мы должны исследовать более общий философский вопрос: если Б-г добр и действует только так, как хорошо для человека, зачем нам вообще нужно работать? Разве не было бы лучше, если бы у нас всегда было то, что нам нужно? Кроме того, в стихе говорится, что человек был создан для труда (Йов 5:7). В чем великая ценность труда, если стих даже говорит, что человек был создан для него?

Упрощенный ответ заключается в том, что человек больше ценит имущество, которое он приобрел благодаря тяжелой работе, и поэтому тяжелая работа имеет ценность.

Однако это не дает полного ответа на вопрос, потому что наш следующий вопрос: почему Б-г создал мир таким образом, чтобы мы ценили то, ради чего работаем? Он легко мог бы создать мир таким, чтобы мы ценили то, ради чего не работаем!

Ответ на все это заключается в том, что Б-г по Своей благости хотел, чтобы люди испытали нечто Б-жественное. Он хотел, чтобы люди испытали, каково это быть творцом. Б-г мог бы дать нам все необходимое без труда, и Он мог бы даже заставить нас ценить это, но тогда мы не участвовали бы в этом процессе. Мы по-прежнему были бы творениями, которые являются просто приемниками.

Тем не менее, Б-г хотел, чтобы мы были Его партнерами в Его творении, поэтому Б-г вложил в зерно общества, что не все бесплатно; скорее, мы должны работать для этого. Каждый из нас должен стать творцом.

Б-г дает нам возможность оставить наши естественные склонности в качестве творений и получателей; Он говорит нам: «Стань дарителем, творцом. Это ваша тяжелая работа, которая увенчается успехом».

Именно это понимание Авраама заставило его тосковать по земле тружеников. Он видел путь для творений, чтобы они стали партнерами Творца в этом мире.

Однако есть много аспектов, в которых наши усилия могут быть использованы. Талмуд говорит нам, что рабби Элазар сказал: «Каждый человек рожден для труда, как сказано, человек был создан для труда. Однако я не был бы уверен, означает ли это труд ртом или трудом; поэтому говорится (Притчи 16:26): «Его уста принуждают его». Теперь я знаю, что нам нужно трудиться своим ртом. Однако я не был бы уверен, означает ли это тяжелую работу по изучению Торы или тяжелую работу по говорению; поэтому в нем говорится (Йеошуа 1:8): «Слова Торы не должны слетать с уст ваших». Теперь я знаю, что нам нужно трудиться над Торой».

Причина теперь очевидна — труд заставляет человека чувствовать себя «Б-жественным», и даже тяжелый труд делает нас частью Творца, если мы признаем, что в конечном счете все исходит от Б-га, а мы лишь Его «партнеры». Однако труд может быть использован и в словесной молитве, восхождении по лестнице молитвы, а тем более в труде Торы, становлении соучастником Б-га в духовных элементах мира.

Это происходит из-за сострадания и т.д. Требование к труду не только не дает человеку грешить на деле, оно занимает его ум, чтобы он не грешил умом; а именно, он не станет надменным и не будет заниматься созерцанием тайн Б-га, которые люди не способны понять и которые ему не нужно знать для достижения совершенства, таких как вопросы, касающиеся того, что было до мира и что будет после того, как мир перестанет существовать.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter