СБП. Дни Мошиаха! 16 Адара 5784 г., первый день недели Ки тиса | 2024-02-24 21:56

5. Адам, Мошиах, Давид, Яаков и Акива

Основные этапы истории не только Адама, но и человечества: это — Яаков-патриарх, Давид и Мошиах, чье имя Менахем.

880 (0) мин.

Что общего мы видим у Адама, Мошиаха, Давида и Яакова? Общее в них то, что эта душа несла групповую ответственность, служила в первую очередь общественным, а не личным интересам.

Замечателен в этом смысле сон, описанный в работе рабби Хаима Витала:

Он и патриархи — Авраам, Ицхак и Яаков — не погребены вовсе, а спят, лежат внутри пещеры [Меарат а-Махпела], и там есть большой факел перед Адамом, и рассыпается бесчисленное скопище искр перед ним от этого факела. И р. Элье спросил меня во сне: «Что это за огромный факел и искры перед Адамом, которые все время отлетают от него и снова включаются в него?» И я ему сказал: «Это — души праведных, которые укоренены в душе Адама, подобной факелу». И оттуда мы пошли с указанными праведниками в Храм.

Итак, мы видим, что каббала также интерпретирует метафоры и образы, оперирует символикой и поэтическими сравнениями. Но на практике этот образ означает еще и то, что у Адама — особая душа. Образ помогает нам понять также и особое значение динамики душ. Основные этапы истории не только Адама, но и человечества: это — Яаков-патриарх, Давид и Мошиах, чье имя Менахем.

Понятно, что с Яаковом тесно связан и рабби Акива, как это было указано в нашей книге «У истоков лурианской каббалы, Цфат, XVI век». Не только буквы имени («йуд-айн-куф-бэт») повторяются здесь. Здесь присутствуют также парадигмы и бихевириальные паттерны — поведенческие модели, свойственные обоим этим героям.

В дни отсчета Омера мы всегда много, детально и глубоко говорим о личности рабби Акивы…

Простая и доступная параллель между р. Акивой и другим знаменитым пастухом в истории, Яаковом, основана не только на их общей профессиональной деятельности и наличии нескольких жен. Есть и более глубокий пласт — пласт переживаний.

Искра Акивы как потенциал была поначалу включена в «хранилище Эйсава». Но ведь она должна была перейти к Яакову! Когда младенцы борятся в утробе матери, Эйсав выходит первым, но Яаков ухватывает его за пяту. Тем самым Яаков вычленяет из Эйсава эту особенную искру святости, будущего рабби Акиву (тот же корень, что и «экев» — пятка). И «переводит» его в сферу святости, чтобы тот смог выстоять в испытаниях.

Вопросы:

1. Как связаны понятия «пятка» и «удержать» с именем Яаков?

2. Кто кого «удержал» при появлении на свет? Зачем, для чего?

Опубликовано: 26.05.2022 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter