…Акива шел домой, принимая на веру то, что, надо полагать, рабби Йоханан, лидер поколения, не соврал и действительно все его имущество либо описано за долги, либо посвящено на Храм, либо еще какая-то там юридическая закавыка.
Однако в канун праздника Суккот роскошный кортеж с телегами, груженными всяческим добром, подъехал к его жалкому домишке. Рабби Йоханан рассказал ему: «Я пожелал оставить своих сыновей безо всякого имущества потому, что они перестали быть соблюдающими евреями. Я сделал так, чтобы они ничего не смогли унаследовать, и передал все имущество другому лицу. Поэтому на тот момент, когда ты обратился ко мне с просьбой, я действительно ничем не владел. Однако потом мои сыновья раскаялись. Я снова вернул им мои милости. Теперь мое имущество снова стало моим. И я первым делом пошел искать тебя, чтобы достойно оплатить твой труд!»
…Эта история произошла до того, как Акива овдовел и поступил на службу к Калба Савуа в качестве пастуха.
Она показывает, что уже в первые 40 лет своей жизни он отличался своеобразным благородством души и умением судить ближнего в лучшую сторону. «Принимающий хотя бы монетку пожертвований, не испытывая нужды, не покинет этот мир, прежде чем не познает ее в действительности. Повязывающий глаза и чресла, прикидываясь слепым или прокаженным, дождется того, что его ложь обернется правдой».
Рабби Акива обращает наше внимание на то, что обмануть можно человека, но никак не Всевышнего — Он все видит и знает. Это весьма характерные высказывания молодого Акивы. Он горд, самостоятелен, ненавидит лицемерие.
Вопросы:
1. Близок ли вам образ этого молодого ученого, который даже еще не подозревает о том будущем, которое ему уготовано?
2. Были ли и у вас моменты, когда вы чувствовали, что рождены для великих дел, но каких именно – понятия не имели?