СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 12:18

38. Вернемся в конец XVI века

Было решено призвать р. Элияу прекратить заниматься практической каббалой при лечении больных.

02.06.2022 693 мин.

В это же время, когда скрытые праведники сплотились вокруг первого Баал-Шем (р. Элияу), рос авторитет мудреца Торы из Шпеера — рабби Пинхас-Зелига. Он послал учеников проверить, что делается в Вормсе и собрал раввинский суд, где присутствовали известные мудрецы.

Было решено призвать р. Элияу прекратить заниматься практической каббалой при лечении больных. Ему было также велено не комментировать книгу «Зоар». В случае ослушания, мудрецы города Шпеер готовы были выслать неподчинившегося из Германии.

Рабби Элияу Баал-Шем едет в Шпеер, чтобы доказать, что р. Пинхас-Зелиг не прав в своей борьбе против тех, кто занимается каббалой. В ответ ему был обьявлен «херем» — проклятье, когда человек ставится вне рамок еврейского закона. (Ребе РАЯЦ «Книга воспоминаний», стр. 267—273).

Были посланы специальные эмиссары по всем странам, чтобы повсюду позорить имя р. Элияу Баал-Шем, как колдуна. Баал-Шем, несмотря ни на что, оставался на месте и число его учеников неуклонно росло. Некоторым приходилось учиться тайно. Уже в начале 17 века он открыл иешиву, и ее выпускники переходили из города в город, из страны в страну, распространяя новый путь служения Творцу. Акцент делался на чем-то другом, неуловимом обычными словами… попробуем сказать так: на любви, на позитивном чувстве, а не страхе и учености, не на скрупулезном законе.

В двадцатых годах XVII века Баал-Шем переносит йешиву из Вормса в Прагу. Одним из учеников р. Элияу был гаон р. Йом-Тов-Липман Геллер, известный как составитель книги «Тосфот Йом-Тов». Позже он стал главным раввином Праги и всей Богемии (Чехии) и одним из основных распространителей каббалы. В результате доноса, ему пришлось перебраться в Краков. Так каббалистическое учение распространяется на восток Европы.

Следующий Баал-Шем, р. Йоэль, родился в Замостье (Замоч) в Белоруссии и после изучения открытой Торы («нигле»), отправился в Краков к первому Элияу Баал-Шем изучать «нистар» (слово по смыслу и по форме близкое к «мистерия»). Скрытые от большинства каббалистические знания и даже многие толкования-мидраши назывались «нистар», душа Торы. Знания письменной Торы, Законов Галахи, Талмуда назывались «нигле, тело Торы».

Новые слова:

Нистар — скрытый. Мидраш — трактовка (сборник толкования на Тору). Алаха или Галаха — закон. Нигле — явная часть учения.

Вопросы:

1. Где развитие каббалы нашло свое продолжение после кончины АРИЗАЛа?
2. Почему среди ашкеназов имелось столько противников этого учения?
3. Что означает словосочетание Баал-Шем и сколько их было в течение XVII-XVIII веков?
4. Где имелись центры скрытых братств тайных чудотворцев?
5. Как их наказывал официальный мейнстрим иудаизма?
6. В чем суть противоречия?
7. Что ближе лично вам: дух или буква Торы, душа или тело учения?

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter