Баал-Шем-Тов так любил евреев, что сила его искренней любви помогала их спасать и лечить. Он поднимался в духовные миры, выяснял там важность служения той или иной души и отменял обвинительный приговор, добиваясь результата: чтобы здоровый еврей служил Всевышнему и задействовал все силы души и тела. Баал-Шем-Тов относился с любовью и уважением и к неевреям. Например, его кучер Алексей служил ему верой и правдой (хотя один раз одолели и его злые мысли). Дело было так: на исходе субботы, как обычно, Баал-Шем-Тов велел Алексею запрячь лошадей. Все ученики сели в телегу сразу после трапезы «Давида-короля», р. Цви-софер произносил стихи из «Зоара» священного, а кучеру было приказано сесть спиной к лошадям. И тут вознеслись хасиды дивным образом, пересекая пространства. Пришлось им заночевать в одном пустынном диком месте. И там… на Алексея вдруг нашло бешеное желание поубивать «всех этих пейсатых». Баал-Шем-Тов остановил его руку, которая шарила в поисках топора.
— Что ты чувствуешь? — спросил он своего кучера.
— Ой, ваше благородие, такое на меня нашло, такое навалилось! Будто черное облако. Такая ненависть к вам! Сам не знаю откуда!
Алексей упал на колени, прося пощады.
Баал-Шем-Тов объяснил:
— Это ты, брат, не сам виноват: это место такое. Множество евреев в прошлом тут злые, лихие люди поубивали. Дух убийства тут остался. А мы его, дух сей, сейчас заставим отсюда убраться восвояси! Для того и приехали на это гиблое место!
…Так он и ученикам своим растолковал, что они тут делают и для чего сюда приехали.
И с тех пор это место перестало быть страшным.
Истории о Баал-Шем-Тове поистине бесконечны…
«Праведники являются исключением — они могут «подниматься в созерцании со ступени на ступень до бесконечности». (см. Алтер Ребе «Заключительный трактат», стр. 845).
Однажды р. Ицхак из Дрогобыча с большой претензией обратился к Баал-Шем-Тову: почему он смеет использовать Святые Имена Всевышнего для написания сгулот-амулетов?! Баал-Шем-Тов молча открыл один такой амулет. На клочке бумаги было написано «Исраэль, сын Сары». В этом и состоял весь смысл. Но факт, что больные выздоравливали, а злые демоны изгонялись из поврежденных домов, был неоспорим. («Хасидские истории», стр. 37). Затем был период, когда камеи Баал-Шем-Това действовать перестали. Причем виноват в этом был именно р. Ицхак из Дрогобыча: он оказал противодействие в высших мирах.
Два праведника встретились в результате того, что р. Ицхак неожиданно застрял в том местечке, где проживал Баал-Шем-Тов.
Он думал, что тот день был четвергом, а оказалось, что он проспал две ночи напролет, и в мире уже наступила пятница! Планируя отъезд, он этого не учел. Он не желал оказываться лицом к лицу с Баал-Шем-Товом! Но так получилось, что самым кошерным человеком в том местечке был именно Баал-Шем-Тов, и субботу пришлось проводить с ним, в его доме.
Они переговорили начистоту, и р. Ицхак убедился, что пути Баал-Шем-Това чисты и благородны. Он выдал Баал-Шем-Тову записку, в которой говорилось, что камеи цадика из Тлуста действенны и правильны. С того момента они снова «заработали».
Вопросы:
1. Кто были современники Баал-Шем-Това?
2. Каково было взаимодействие между ними и Баал-Шем-Товом?
3. Какими путями влиял Баал-Шем-Тов на антисемитов?
4. Как звали его кучера и почему он вошел в историю?