СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 10:04

46. Очень страшная история

Сказал ему мертвец: «Как же я смогу замолвить слово за жителей этого города, ведь я немного рассержен на них…»

678 (0) мин.

Есть также истории, которые можно счесть страшными, ужасными, пугающими. Баал-Шем-Тов легко справлялся с нечистой силой («ситра ахара»). И, при всем ужасе описываемых ситуаций, жизнь его была полна света — такого огромного, что нечисть бежала от лица его. Эти истории я в основном почерпнула из ивритского издания 4-томника рава Клопхольца «Все истории Баал-Шем-Това». Вот — одна из них.

Жители Сатанова приехали к Баал-Шем-Тову, чтобы помолился за них, дабы Г-сподь отвратил от них чуму, распространившуюся тогда в их городе, да помилует нас Г-сподь. Прибыл к ним Баал-Шем-Тов, чтобы оказать им помощь, ибо по нескольку мертвых в день у них падало.

Искали и не нашли никакого великого греха, на который можно было бы возложить вину (за то, что разразилась эпидемия). Послал на кладбище проверить могилы и надгробья: может, там что-то неладно. Нашли там стародавнюю могилу, а надгробье над ней, которое уже и прочитать нельзя было по древности его, покосилось и треснуло. Пришли и рассказали Баал-Шем-Тову. Пошел он с несколькими людьми на кладбище, подошел к могиле, хорошенько там осмотрелся и велел ту могилу раскопать. Взялись за дело и раскопали могилу. Нашли, что человек, похороненный там, нетленен плотью и одеянием, как если бы только сейчас был похоронен. Смотрел Баал-Шем-Тов в могилу несколько минут. Вдруг восстал мертвец из могилы, и встал в ней в полный рост, и сказал Баал-Шем-Тову: «Мир тебе, учитель и господин мой».

Сказал ему Баал-Шем-Тов: «Не знаю, учитель ли я, быть может, это ты — мой учитель и господин».

Сказал ему мертвец: «Нет, это ты мой учитель и господин, ибо ты стоишь на ступень выше меня».

Сказал ему Баал-Шем-Тов: «Если так, попрошу тебя, замолви слово в Высшем суде за этот город, дабы прекратилась чума».

Сказал ему мертвец: «Как же я смогу замолвить слово за жителей этого города, ведь я немного рассержен на них…»

Спросил его Баал-Шем-Тов: «Отчего так?»

Сказал ему мертвец: «Я сержусь на могильщиков, которые ведут себя не как подобает, ибо, хороня мертвого, пьют водку, напиваются и дебоширят. Недавно вот хоронили покойника рядом с моей могилой, и не заметили меня, и сломали мне один зуб, наступив на мою могилу, отсюда и моя злость».

Сказал ему Баал-Шем-Тов: «Будь добр, покажи мне твой зуб, я же обещаю, что верну его тебе».

Дал ему мертвец зуб. Сказал ему Баал-Шем-Тов в ответ: «Обещаю тебе, что верну зуб в мире истинном, но не теперь. Ныне же прошу и даю тебе свой наказ замолвить слово пред Г-сподом, да будет благословен, чтобы прекратилась чума в этом городе, и не умирало по два человека на день, и не было двух больных в одном доме».

Под конец попросил мертвеца улечься в могилу, как прежде. Тотчас улегся мертвец в свою могилу, укрепили ее, починили надгробье, и прекратилась чума в городе.

…Прошло много лет. Наступил праздник Шавуот, когда в доме Баал-Шем-Това даже часы остановились — пришло ему время возвращать Б-гу душу свою возвышенную. Баал-Шем-Тов вспомнил, что должен выполнить свое обещание, в час кончины своей завещал положить тот зуб с собой в могилу. Так и сделали.

Вопросы:

1. Почему нужно было оживлять мертвеца и говорить с ним?
2. Откуда пошло выражение «зуб дашь»?
3. Как обе стороны выполнили договор?
4. Что из вышесказанного имеет отношение к практической каббале?

Опубликовано: 03.06.2022 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter