У нас есть кошерные мясо и молоко. Когда они смешиваются, Тора постановила, что они становятся запрещенными. Теперь мясо или молоко — это не разрешенная еда, которая впитала запрет, а они вместе превращаются в особый запрет, который называется «кусок, который стал падалью»...
Законы аннулирования запрета
Аннулирование в большинстве:
Техническое аннулирование — если есть большинство разрешенной еды против запрещенной, то разрешенная еда аннулирует запрещенную.
Реальное аннулирование:
Запрещенная еда аннулируется полностью и ее вкус совершенно не чувствуется в разрешенной. Это можно проверить или дав попробовать ее нееврею (так постановил «Шулхан Арух», но РАМА пишет, что не полагаемся на это), или когда количество разрешенной еды в 60 раз больше запрещенной (так постановили РАМА, ШАХ и ТАЗ).
Аннулирование в 100/200:
Фрукты возношения («трума»), которые смешались с обычными фруктами, аннулируются в пропорции 1 к 100. Фрукты трех лет («орла»), которые смешались с обычными фруктами, аннулируются в пропорции 1 к 200.
Не аннулируется даже в 1000:
Есть случаи, когда запрещенная еда не аннулируется никогда.
Основы куска, ставшего падалью
В общем, есть два вида запрещенной еды:
1) Самостоятельно запрещенная еда — когда Тора установила, что это запрещено как падаль.
2) Впитанная запрещенная еда — разрешенная еда (например, кусок кошерного мяса), в который впиталась запрещенная еда.
В отличие от самостоятельно запрещенной еды, которая запрещена сама по себе, во впитанной запрещенной еде разрешенный кусок по своей сути разрешен, но его нельзя есть, так как он впитал в себя запрещенное (и если съесть его, то будет чувствоваться запрещенный вкус).
Кусок, ставший падалью — мясо и молоко
У нас есть кошерные мясо и молоко. Мясо само по себе разрешено. Молоко само по себе разрешено. Но когда они смешиваются, Тора постановила, что мясо и молоко стали запрещенными. Теперь мясо или молоко — это не разрешенная еда, которая впитала запрет, а они вместе превращаются в особый запрет, который называется «кусок, который стал падалью» («хатиха наасэт нэвэла»). Аббревиатура ХАНАН.
Кусочек мяса размером с маслину («кезайт»), который упал в молоко
1) Кипящая кастрюля: молочное передает свой вкус мясному, а мясное — молочному. Когда кастрюлю охлаждается — поглощенное мясом и ставшее запрещенным молоко впитывается в разрешенное молоко.
2) Кипящая кастрюля: мясо — запрещено, молоко — если вкус мяса чувствуется в нем, то оно запрещено, а если нет, то разрешено (по мнению «Шулхан Арух» дают попробовать нееврею, а по мнению РАМА должно быть в 60 раз меньше).
3) Когда кастрюля охлаждается: мясо запрещено, молока должно быть в 60 раз меньше даже по мнению «Шулхан Арух», ведь нееврей не может определить есть ли в разрешенном молоке вкус запрещенного молока (так как их вкус одинаковый).
Капля молока размером с маслину («кезайт»), которая упала в мясное
Есть три ситуации:
1) Она упала на кусок мяса, находящегося в соусе.
Нужно в 60 раз больше во всей кастрюле против этого куска.
2) Она упала на кусок мяса, находящегося совершенно вне соуса (он лежит на куске, половина которого находится в соусе).
Если сам кусок не больше запрета в 60 раз, он запрещен, а кастрюля разрешена (и только если размешал после этого кастрюлю и запрещенный кусок был поглощен в еде, то нужно, чтобы в ней было в 60 раз больше всего куска).
3) Она упала на кусок мяса, половина которого находится в соусе.
По мнению РИ: его статус такой же, как если бы он весь находился в соусе, и нужно, чтобы в кастрюле было в 60 раз больше еды, чем молока.
По мнению РАШИ: его статус такой же, как если бы он весь находился вне соуса, и нужно, чтобы кусок был в 60 раз больше молока. Если же нет в 60 раз больше, этот кусок запрещен (остальная еда в кастрюле по пониманию ШАХа разрешена, так как кусок мяса «отделен» от всей еды в кастрюле, а по пониманию ТАЗа еды в кастрюле должно быть в 60 раз больше всего куска, так как став запрещенным этот кусок распространяется по всей кастрюле.
Мнение «Шулхан Арух»: по пониманию ШАХа, «Шулхан Арух» постановил как РИ и так постановил ШАХ. По пониманию ТАЗа, «Шулхан Арух» постановил как РАШИ.
Противоречие в словах РАМА
Пункт 2: Если половина куска находится в соусе, то молока должно быть в 60 раз меньше всей кастрюли с едой (как РИ) и сам кусок запрещен (как РАШИ).
Объяснение ТАЗа: РАМА постановил как РИ и устрожил сам в отношении куска мяса.
Объяснение ШАХа: РАМА сомневался, по чьему мнению закон, поэтому он с одной стороны устрожил — может быть, что кусок отделен и запрещен, а с другой стороны — может быть, что он связан с едой и нужно, чтобы во всей кастрюле было в 60 раз больше еды, чем молока.
В п. 4 РАМА разделяет между другими запретами (где его мнение как в п. 2) и мясом с молоком, когда кусок становится полностью запрещенным (как РАШИ) и нужно, чтобы во всей кастрюле было в 60 раз больше еды, чем весь этот кусок.
Мнение Алтер Ребе
1) Из «Шулхан Арух» следует, что постановил как ШАХ (РИ), что если кусок наполовину в соусе, он как будто весь в нем.
2) Из Цемах-Цедека следует, что постановил как РАМА — в остальных запрета, как РИ, а в мясе с молоком как РАШИ.
3) По мнению РАШИ из Цемах-Цедека следует, что изначально по мнению ТАЗа (когда кусок становится запрещенным и распространяется по всей кастрюле), а в случае большой потери по мнению ШАХа (кусок становится запрещенным, но он отделен от еды в кастрюле и не распространяется по ней).
Кусок, когда трясли кастрюлю во время падения молока
РАМБАМ и «Шулхан Арух»: тряс сразу после падения и до конца варки.
Возражение Тура: зачем трясти до конца варки, ведь достаточно сделать это до смешивания?
1) Мнение Тура и РАМА: достаточно смешать кусок в кастрюле и не нужно смешивать до конца варки.
2) Мнение ТАЗа: «Шулхан Арух» также считает, что не нужно трясти до конца варки, а то, что написал «от начала и до конца», так это имел в виду до конца трясения, когда кусок смешивается в кастрюле.
3) Мнение ШАХа: «Шулхан Арух» имел в виду до конца варки, так как нужно, чтобы кусок хорошенько смешался.
Упал в кастрюлю и не знает, куда упал
РАМБАМ и «Шулхан Арух»: трясет кастрюлю, смешивает все и дает нееврею попробовать.
Возражение Тура: чем поможет трясение? Если упал на кусок вне соуса и стал запрещенным, то после трясения кастрюли нужно в 60 раз больше всего куска.
Возражение ШАХа и ТАЗа: запрещено сразу трясти, ведь этим отменяется запрет.
Мнение Тура и РАМА: если не тряс сразу во время падения, то это не поможет потом.
Объяснение ШАХа и ТАЗа:
Так как мы не знаем, куда упал кусок, у каждого куска в кастрюле есть статус сомнительно запрещенного, и ни один из них не запрещен точно. Поэтому по мнению «Шулхан Арух» всегда можно потрясти кастрюлю, а по мнению РАМА, так как можно дать нееврею попробовать, то все куски запрещены.
По мнению ТАЗа: так как это сомнение, нет запрета, а трясти нужно для того, чтобы нееврей не смог попробовать упавший кусок и запретить всю кастрюлю.
По мнению ШАХа: «Шулхан Арух» требует трясти, чтобы аннулировать вкус молока.
Кусок пищи, ставший падалью
Мясо с молоком:
Кусок впитавшего молоко мяса становится падалью. И если он упал в кастрюлю с мясной едой, то нужно, чтобы в ней было в 60 раз больше еды, чем весь этот кусок. И его нужно извлечь. Если нельзя определить где он, то есть это важный кусок, он не аннулируется и все запрещено. В противном случае, он аннулируется в шестидесяти.
Другие запреты:
Если разрешенный кусок впитал в себя запрещенное, то по мнению «Шулхан Аруха» бывший разрешенным кусок становится запрещенным для еды, но его суть не становится запрещенной. Если он упал в кастрюлю с разрешенной пищей, нужно в 60 больше, чем запрещенное (а не чем сам кусок). По мнению РАМА, также и в других запретах мы считаем, что кусок становится падалью. Поэтому нужно в 60 раз больше всего куска.
Закон ставшего запрещенным куска
«Шулхан Арух» (92:4) пишет, что если есть еды в 60 раз больше, чем запрета, то и сам кусок становится разрешенным. А в другом месте (106) написал, что этот кусок остается запрещенным.
РАМА пишет, что есть противоречие в этих словах. ТАЗ пишет, что закон по сказанному в параграфе 106 и кусок запрещен. ШАХ объяснил, что в параграфе 106 речь идет о том, что мы видим этот кусок и его следует извлечь, а в параграфе 92 речь идет о том, что мы не можем увидеть его среди других кусков и тогда все разрешено.
Кусок пищи, ставший падалью в других запретах
Так как закон ставшего падалью куска пищи в других запретах является указанием мудрецов, то РАМА приводит два облегчения:
1) Если кусок наполовину в соусе — в случае мяса и молока закон таков, что как будто кусок находится вне молока и нужно в 60 раз больше еды, чем весь кусок. А в других запретах он считается как весь в соусе и нужно в 60 раз больше еды, чем молоко.
2) Когда в разрешенный соус попал запрещенный соус и все стало запрещено, а потом все это попало в разрешенный соус — в других запретах, если есть большой ущерб, мы не считаем это ставшим падалью куском. И нужно в 60 раз больше, чем запрещенный соус (так как запрещенное не заметно и не является куском).
Но ТАЗ привел мнение МААРШАЛа, который разделил между сварившимися жидкостями (в результате чего есть ставший падалью кусок) и смешанными жидкостями (когда нет такого куска).
Из «Шулхан Арух» Алтер Ребе следует, что он считает как РАМА и не различает этого.
Если два куска смешались без соуса, то мы никогда не считаем их ставшими падалью кусками. Если кастрюля впитала запрет, она не считается ставшим падалью куском. И если в ней потом сварили что-то, нужно учесть в 60 раз больше, чем запрет.