1 Тевета 5782 года, первый день недели, гл. Ваигаш

Следующие предметы

Тора обязывает владельца поля во время жатвы хлебов оставлять уголок поля несжатым «для бедного и пришельца». Тора не указывает точного размера края поля. Но чем щедрее человек, тем щедрее будет к нему Б-г.

2253 (0)

Молитва:

אלו דברים

Перевод:

«Следующие предметы не определены размером: пеа (край поля, недожин), бикурим (первые плоды), дары видения (жертвуемые в трех праздниках паломничества), благотворительность и изучение Торы.

Вот добродетели, плоды которых человек вкушает в мире сем и коих «основной капитал» остается для мира грядущего; именно: почитание отца и матери, благотворительность, заблаговременный приход в дом учения утром и вечером, призрение странников, уход за больными, обеспечение приданым невест, провожание усопших, сосредоточенность в молитве и водворение мира между людьми вообще и между мужем и женой, в частности: но всему этому вместе равноценно изучение Торы».

Чтобы прослушать молитву нажмите здесь

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Благословения касающиеся изучения Торы, включают не только Письменную Тору (т.е. Танах), но и Устную Тору (т.е. Мишну, Гемару и т.д.). Поэтому после выдержек из Хумаша приводятся выдержки из Талмуда.

Приведенная здесь Мишна является первой в трактате «Пеа». В ней упоминаются такие заповеди, которые не имеют установленных Торой пределов (хотя раввины установили такие пределы во многих случаях). Первой заповедь, упоминаемой в этой связи, — является «Пеа», «уголок» поля, который следует оставлять несжатым для нуждающихся, чтобы они его сжали себе.

Тора обязывает владельца поля во время жатвы хлебов оставлять уголок поля несжатым «для бедного и пришельца». Тора не указывает точного размера края поля. Но чем щедрее человек, тем щедрее будет к нему Б-г.

«Первые плоды» («бикурим») поля, виноградника и сада должны быть доставлены в Дом Б-жий в качестве жертвоприношения. Они должны быть переданы коэнам в виде подарка. Количество же их не определено Торой.

«Дары видения»; появление перед Б-гом во время Трех Праздниках Паломничества (Песах, Шавуот и Суккот) было обязательно для всех взрослых евреев, когда существовал Храм. Это появление в Храме не должно было происходить с пустыми руками и сопровождалось особыми жертвоприношениями. Однако Тора не определяет сколько раз каждый обязан посещать Храм в течение определенного праздника или какова должна быть стоимость жертвы, сопровождающей такое посещение.

«Благотворительность» включает различные виды добрых и милосердных дел таких, как посещение больных, предоставление приюта странникам и др. одолжения, оказываемые друзьям и пришельцам. И в данном случае решение о количестве и размерах таких видов оказываемой благотворительности остается на совести благотворителя.

«Изучение Торы» (Талмуд Тора) не имеет предела, ибо нам велено изучать Тору днем и ночью. Каждый еврей обязан изучать Тору. Деловые люди, ремесленники, рабочие должны изучать Тору в любое свободное время, и во всяком случае обязаны выделить время утром и вечером для изучения Торы. Тора безгранична, поскольку это мудрость Божья, а Б-г ведь бесконечен и Его мудрость бесконечна. О Торе сказано: «Длиннее земли мера ее и шире моря». Известно сказание одного мудреца: «Много Торы я изучил за всю мою жизнь, и все же я только чуть-чуть поцарапал ее поверхность; это только капля в море».

В отрывке из Талмуда, приведенном следом, говорится о таких заповедях, которые вознаграждаются как в настоящем, так и в грядущем мире.

Наши мудрецы говорят: «В этом мире нет вознаграждения за заповедь». Эта сентенция имеет в виду отметить, что во всем мире не найдется достаточно материальных ценностей для вознаграждения даже за одну единственную заповедь. Имеются, однако, заповеди, подобные перечисленным в цитированном отрывке из Талмуда, «плодами» которых человек пользуется здесь, на этом свете, в то время как основное вознаграждение за них (названное здесь «основным капиталом») остается нетронутым для выплаты в мире грядущем. Эти мицвот, включающие различные «добрые дела», таковы, что люди ощущают их на себе сразу же, будь то почитание собственных родителей, благотворительность или помощь, оказываемая им выдаваемой замуж бедной невесте и т.п. Такие добрые дела, как указывает Рамбам в его комментариях к Мишне, создают у людей хорошее настроение, им подражают и отвечают взаимностью, а все это вместе создает хорошие социальные условия и облегчает жизнь.

Добродетельный человек заслуживает уважение и любовь всех окружающих его людей, помимо Божественного вознаграждения в этом и потустороннем мирах. Таким образом, вознаграждение за добрые деяния является немедленным (в этом мире) и вечным (в мире грядущем).

Этот отрывок заканчивается словами: «Но изучение Торы равноценно всему этому вместе», что вполне соответствует обсуждаемой теме, поскольку речь идет здесь о благословении над Торой, только что приведенных в сиддуре.

Следующий урок: Как благи шатры твои...

Предыдущий урок: Благословение коэнов

Опубликовано: 19.10.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter