В 31 главе книги «Тания» Алтер Ребе пишет, что во время исхода из Египта сказано: «бежал народ». На первый взгляд может показаться странным, почему так было? Если бы было велено Фараону навсегда отпустить их на свободу, разве он не должен был бы их отпустить? Но так было оттого, что зло в душах евреев все еще сохраняло силу в левой полости сердца, ибо их нечистота не прекратила своего существования до дарования Торы и они только стремились и желали освободить свою Божественную душу из изгнания, когда она пребывала в стороне «ситра ахра», то есть в нечистоте Египта, дабы стала она приверженной Ему, благословенному, как написано: «Всевышний — сила моя, и крепость моя, и убежище мое в день несчастья…», «крепость моя и убежище…», «Он убежище мое…». И потому о будущем, когда Всевышний уничтожит нечистоту на земле, написано: «И не пойдете, убегая, ибо идет перед вами Всевышний…»
Давайте разберем подробно, о чем тут идет речь. Алтер Ребе объясняет, что когда нам еще не удалось полностью подавить зло в себе, необходимо убегать от него. Есть три уровня ухода от зла.
1. Сказано (Ирмияу 16:19): «Всевышний – сила моя, и крепость моя, и убежище мое в день несчастья…». Это значит, что есть ситуация, когда человек убегает, а Всевышний дает ему для этого силы и стойкость. И к Нему человек бежит.
Поставив многоточие Алтер Ребе намекает на продолжение цитаты: «К Тебе придут народы от краев земли и скажут: „лишь ложь наследовали отцы наши, суетных (богов), от которых нет пользы“». Это значит, что все идолы — это ложь и суета, а сила только у Всевышнего. И Он дает еврею эту силу, чтобы тот мог успешно убежать от зла.
2. Сказано (Шмуэль II 22:3): «крепость моя и убежище…» Здесь также идет речь о ситуации, в которой еврей нуждается в силе, которую дает ему Всевышний и к Нему еврей бежит.
И снова поставив многоточие, Алтер Ребе намекает на продолжение: «спаситель мой, избавляющий меня от насилия». Это значит, что Всевышний спасает нас и дает нам силу для успешного побега ото зла.
3. И еще сказано «Он убежище мое…». Ребе Король Мошиах приводит два возможных источника этих слов — либо из молитвы «Адон Олам», либо из Псалмов (59:17): «ибо Ты был мне защитой и убежищем».
Причина того, что Алтер Ребе приводит три отрывка заключается в том, что зло, от которого нам следует убегать, разделяется на три категории соответствующие трем нечистым оболочкам (שלוש קליפות הטמאות). А почему он не привел еще одну цитату для нейтральной оболочки (קליפת נוגה)? Дело в том, что речь идет о ситуации, когда силы зла Египта обладают властью и тогда нейтральная оболочка включена в зло трех нечистых оболочек и не является самостоятельной сущностью.
Более подробно: в египетской нечистоте есть три министра Фараона, должности которых составляют аббревиатуру טמא («нечистота»): повар (שר הטבחים), виночерпий (שר המשקים) и пекарь (שר האופים). И убегать нужно ото всех.
Самый страшный среди них — пекарь, относящийся к левой стороне, категории גבורה («гвура»), который воспламеняется как огонь в его печи. Он также соответствует пищеводу в горле, ведь все министры находятся в Египте (Египет — מצרים, от слова מיצר הגרון — горло). Для того, чтобы убежать от него, в отрывке есть три слова — сила, крепость и убежище.
Следующий и менее страшный это повар, относящийся к средней линии, категории תפארת («тиферет»), ведь он использует не только огонь, но и воду. Он соответствует кровеносным сосудам в горле (сама кровь это «гвура», хотя она связана с водой, «хесед» и кроме этого он связан с напитками, обладающими свойством спускаться снизу вверх — «хесед»). Для того, чтобы убежать от него, в отрывке есть два слова — крепость и убежище.
Самый простой среди них это виночерпий, уровень חסד («хесед») (в силу всем известного закона тяготения любая жидкость устремляется вниз). Это соответствует дыхательному пути в горле, по которому идет воздух (אויר это же 'אור י, а свет (אור) это «хесед»). Для того, чтобы убежать от него используется только одно слово — убежище.
Также побег от зла осуществляется посредством занятий Торой и соблюдением заповедей в трех одеяниях души: мысли, речи и действии. Они соответствуют трем мирам: Брия, Йецира и Асия. И три различных отрывка, приведенных в начале, также соответствуют мысли, речи и действию. Действие — мир Асия, в котором преобладает зло — приводится три слова для побега. Речь — мир Йецира, в котором зла меньше (его напополам с добром) — приводится два слова для побега. Мысль — мир Брия (в котором добро преобладает над злом) — привел только одно слово.
Так как побег от зла необходим оттого, что нам еще не удалось подчинить зло, поэтому в будущем — во время окончательного Освобождения — когда Всевышний сметет дух нечистоты с лица земли и зло будет уничтожено, не будет необходимости убегать от зла. Поэтому мы выходим из нашего внутреннего изгнания, связанного с наличием злого начала, полностью отдаляемся от зла не убегая от него, а потому что оно перестает существовать. И об этом сказано (Йешаяу 52:12): «Ибо неторопливо выйдете, и не пойдете, убегая, ибо идет перед вами Всевышний, и стражем позади вас — Б-г евреев». Мы не убегаем, а идем в полной уверенности, распрямившись и Всевышний ведет нас за собой….