СБП. Дни Мошиаха! 9 Адара II 5784 г., третий день недели Ваикра | 2024-03-18 23:21

Добавочная душа в субботу и праздники

Человеку даётся добавочная душа накануне субботы, а на исходе субботы её забирают у него. Это является причиной постановления наших мудрецов нюхать благовония на исходе субботы — чтобы успокоить душу, огорченную потерей добавочной души.

1803 (0) мин.
Перевод:Шолем ЛуговИсточник: «Ликутей Сихот» том 31, стр. 191-199

1. Зачем нужно нюхать благовония на исходе субботы?

Сказано в Талмуде («Таанит» 27б, «Бейца» 16а): «Человеку даётся добавочная душа накануне субботы, а на исходе субботы её забирают у него, как сказано [гл. «Тиса» 31:17: «А в седьмой день] прекратил (созидание) и почил». Первые законоучителя (и также «Зоар» II 208б, III 35б) пишут, что это является причиной постановления наших мудрецов нюхать благовония на исходе субботы — чтобы успокоить душу, огорченную потерей добавочной души. [И также постановил Алтер Ребе в своем «Шулхан Арухе» (п. 297): «Мудрецы ввели обычай нюхать благовония всякий раз на исходе субботы для упокоения души, которая огорчена окончанием субботы из-за добавочной души, которая ушла. Поэтому успокаивают её и радуют приятным запахом»].

Но если исход субботы выпадает на праздник, благословение на благовония не произносят — и первые законоучителя разделились во мнениях о причине этого:

РАШБАМ пишет, что и в праздник у нас есть добавочная душа, как в субботу.

«Тосафот» возражают: раз мудрецы не постановили нюхать благовония на исходе праздника, то в праздник нет добавочной души. Тогда спрашивается, почему в праздник, начинающийся на исходе субботы, не произносят благословение над благовониями? Дело в том, что радость праздника в еде и питье воздействует наподобие благовоний. В другом же месте «Тосафот» пишут, что так как человек ест вкусные блюда, он успокаивается без запаха благовоний.

[И также постановил Алтер Ребе (473:6): «Когда праздник начинается на исходе субботы, нет необходимости в благовониях, так как наслаждение во время праздника и радость от него успокаивают душу»].

Нужно разобраться, в чем спор между ними, ведь трудно сказать, что они спорят о факте: есть ли в праздник добавочная душа или нет. Тем более, что в «Зоар» явно сказано (I 81б, III 29а и 242б), что в праздники есть добавочная душа.

2. В праздник на исходе субботы не нюхают благовония

Объясняя позицию РАШБАМа — которая на первый взгляд странная по мнению «Тосафот», ведь в соответствии с ней следовало бы нюхать благовония на исходе праздника — можно сказать, что он имеет в виду объяснение РАНа о причине того, что мы не нюхаем благовония после субботы, когда сразу начинается праздник. РАН пишет так: «Когда после субботы человек выходит из состояния полного отдыха к началу работы, он должен успокоить свою душу приятным ароматом. Но когда после субботы начинается праздник, то у него также есть немного отдыха в праздник, а после праздника он не выходит из состояния полного отдыха в будни, так как в праздник он занимался приготовлением еды. Поэтому в такие дни не произносят благословение на благовония».

И на основании этого можно понять слова РАШБАМа, что говоря о добавочной душе в праздник он не имеет в виду такой же уровень, как у добавочной души в субботу, а более низкий [как сказано в «Зоар», что есть добавочная душа даже в новомесячье (когда нет разделительной молитвы) и из этого следует наличие разных уровней у добавочной души]. Поэтому нет благословения на благовония на исходе праздника, так как такое огорчение души, которое можно нейтрализовать благовониями, бывает только после ухода добавочной души (более высокого уровня) на исходе субботы. Когда же добавочная душа уходит после праздника, она не настолько страдает, что её нужно успокаивать.

В любом случае, в праздник на исходе субботы не произносят благословение на благовония (даже если добавочная «субботняя» душа ушла) — раз появляется добавочная «праздничная» душа, то душа не так сильно страдает, что её нужно успокаивать ароматом.

3. Добавочная душа: другая душа или состояние души?

На основании этого можно объяснить спор между РАШБАМом и «Тосафот»:

По мнению РАШБАМа, различие между добавочный душой в субботу и праздник не такое большое, чтобы потребовалось успокоить её благовониями; по мнению же «Тосафот», переход из субботы в праздник огорчает душу до такой степени, что требуется успокоить её, но только радость и наслаждение праздника действуют вместо хорошего запаха.

И можно понять это с помощью объяснения понятия «добавочная душа» в соответствии с открытой частью Торы. Ведь в книге «Зоар» объясняется, что речь идёт о «дополнительной душе» Свыше в субботу (как понятно из простого смысла слов «добавочная душа»), тогда как в открытой части Торы приводится другое объяснение:

РАШИ в своём комментарии к Талмуду (трактат «Бейца» 16а) объясняет, что «добавочная душа» — это состояние отдыха и радости, когда человек ест и пьет, а его душа не устаёт». В другом месте (в комментарии к трактату «Таанит» 27б) он объяснил, что добавочная душа расширяет сознание для еды и питья. А в комментарии учеников рабейну Йоны сказано, что «причина использования благовоний на исходе субботы заключается в добавочной душе, которая отдыхала в субботу, а теперь она страдает после окончания этого отдыха; поэтому вдыхают благовония для того, чтобы успокоить ее». В респонсах РАШБА сказано: «Есть мнение, что добавочная душа это отдых и наслаждение, которые были у души... Когда же это состояние прекращается после субботы и начинаются рабочие дни, то добавочная душа как будто пропадает и от этого человек ослабевает».

Отсюда мы видим, что под словами «добавочная душа» не имеется в виду дополнительная душа в буквальном смысле, а состояние души, наступающее в результате субботнего отдыха и наслаждения.

На основании этого можно сказать, что спор РАШБАМа и «Тосафот» заключается в определении отдыха и запрета работать в праздник: 1) это подобно субботе и тогда изменение только количественное — в некоторых видах работы; 2) это изменение качественное — в еде и отдыхе, а запрет работать в праздник является производным от отдыха, непохожего на субботний.

По мнению РАШБАМа (и РАНа), отдых в праздник похож по сути на субботний отдых, только он меньше количественно. Поэтому когда праздник наступает сразу после субботы, то отдых во время праздника считается как бы продолжением субботнего отдыха. При этом душа не страдает от перехода от субботы к празднику.

Но по мнению «Тосафот», субботний отдых это нечто совершенно другое по сути — разница между субботним и праздничным отдыхом не только количественная, но и качественная.

[Следует добавить, что эту идею можно понять из уточнения слов РАМБАМа в начале «Законов субботы» (которые мы учили на этой неделе в рамках изучения трёх глав) и в начале «Законов праздников»: в первом случае он начал с позитивной заповеди: «Отдых от работы в седьмой день недели — повелевающая заповедь, как сказано: „А в день седьмой покойся“», а во втором начал с запрета: «Шесть этих дней, в которые Писание запрещает совершать работу, называются праздничными... Покой во все эти [дни] одинаков — запрещена любая работа» — так как в субботу главным является позитивный аспект (субботний отдых), а в праздник — запрет и отрицание].

По этой причине во время перехода от субботы к празднику по закону требуется приятный запах. Но радость праздника и вкусная еда оказывают такое же действие, как благовония.

4. Добавочная душа в субботу

Однако, эта идея все еще не является понятной после слов Алтер Ребе в «Шулхан Арухе» (491:1) о причине того, что на исходе праздника не произносят благословение на благовония, так как «в праздник у человека нет совсем добавочной души». Мы видим, что Алтер Ребе добавил к цитате из «Тосафот» слово «совсем».

На первый взгляд, в соответствии со сказанным выше, что по всем мнениям также и в праздники есть какой-нибудь уровень добавочной души — почему Алтер Ребе добавил и подчеркнул, что в праздник её нет совсем?

Объяснение такое, что по мнению Алтер Ребе спор между РАШБАМом и «Тосафот» идёт о сути определения добавочной души (поэтому, по мнению «Тосафот», хотя они не спорят с РАШБАМом о реальности, в праздник нет совсем добавочной души).

Объяснение:

Причина того, что состояние отдыха в субботу называется «добавочной душой», состоит в том, что отдых и наслаждение в субботу не являются чем-то посторонним и временным, а они оказывают изменение в человеке (субъекте) до такой степени, что это похоже на вход добавочной души.

Можно сказать, что это понятно также из источника изучения идеи добавочной души, которые мы учим из сказанного в нашей главе: «Прекратил (созидание) и почил»:

В нашей главе идея субботы отличается от того, как она описывается в главе «Итро» (20:8): «Помни день субботний, чтобы святить его» Там суббота определяется как отделенный от остальных день: «Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день. Потому благословил Г-сподь день субботний и освятил его». Здесь же идёт речь о том, что «знак это между Мною и вами для поколений ваших, чтобы знали, что Я, Г-сподь, освящаю вас» (31:13) и «Между Мною и сынами Израиля знак это вовеки» (31:17).

То есть в главе «Итро» идёт речь об объекте субботнего дня в отдельности, а в нашей главе рассказывается о воздействии субботы на евреев, что в субботний день происходит изменение субъекта, евреев, по сравнению с остальным днями недели.

И в частности, как пишет об этом РАШИ на слова «Ибо знак это между Мною и вами»: «Знак величия (отличительный) есть между нами: Я избрал вас, дав вам в удел для покоя день покоя Моего». Имеется в виду, что отдых человека не просто воздержание от работы и труда, а это день покоя Всевышнего и следовательно отдых человека в этот день вызывает в нем изменение и подъем.

И это подчеркивает РАШИ на слова «суббота (полного) прекращения трудов»: «Покой совершенный, а не покой условный, неполный». Во время субботнего отдыха человек полностью изменяется по своему духовному состоянию к полному покою, а не только что он отдыхает от работы.

К примеру: когда человек будет воздерживаться от работы в другой день (даже полностью от всего), это не будет считаться отдыхом, который изменяет субъекта, полным покоем, а только условным (как когда ноахид будет полностью воздерживаться от работы в субботний день, так как это не приведет к совершенному покою). Только в субботний день еврею даётся возможность отдыха как у Всевышнего и с помощью этого он освящается и происходит изменение в самом человеке по сравнению с шестью будними днями.

И это мы учим из слов Торы именно в нашей главе: «А в седьмой день прекратил (созидание) и почил» о наличии добавочной души, так как смысл этого понятия заключается в изменении субъекта с помощью прекращения создания и почивания — отдыха Всевышнего, который дал человеку.

5. В праздник нет добавочной души

На основании этого становится понятным спор РАШБАМа и «Тосафот» по поводу праздника:

По мнению РАШБАМа, отдых в субботу и отдых в праздник имеют одинаковое определение, а разница между ними в количестве (см. п. 3) и поэтому отдых в праздник называется «добавочная душа».

[...]

По мнению «Тосафот», отдых в праздник качественно не похож на субботний отдых (см. п. 3) и этот отдых не изменяет субъекта так, чтобы его можно было можно назвать «(добавочой) душой» человека, так как добавочная душа есть только при определении полного отдыха от всей работы в субботу.

[...]

И можно сказать, что это также имеет в виду Алтер Ребе когда он пишет, что в праздник у человека нет совсем добавочной души — хотя в праздник тоже есть отдых и обязанность наслаждаться и испытывать радость — так как это новшество субботы об изменении субъекта с помощью освящения его Всевышним не (очень) относится к празднику.

Причина упоминания этого уточнения в том, что с его помощью становится понятным указание Алтер Ребе не произносить благословение на благовония на исходе субботы, когда начинается праздник — так как праздничное наслаждение и радость успокаивают душу. Отсюда понятно, что по сути нужно было нюхать приятный запах, но наслаждение праздника и радость были вместо этого. И так как в праздник нет совсем добавочной души, то душа страдает на исходе субботы, после которой начался праздник. И её успокаивают — не дают ей уйти с помощью праздничного наслаждения и радости перед этим, наподобие действия благовоний на исходе субботы.

[Но если бы был какой-то аспект добавочной души в праздник, даже не в такой мере, как в субботу, то тогда можно было бы сказать, что нет необходимости в благовониях, так как душа не страдает (как пишет РАН)].

6. Что хотел объяснить РАМБАМ?

Хотя несколько первых законоучителей привели идею добавочной души в качестве причины для благословения над благовониями на исходе субботы, — но РАМБАМ не упомянул об этом, а написал так («Законы о субботе» гл. 29 в конце): «Отчего благословляют на благовония на исходе субботы? Поскольку душа скорбит из-за исхода субботы, радуют ее и успокаивают добрым запахом».

Хотя автор «Примечаний к Маймониду» упоминает слова Талмуда о добавочной душе и по его мнению РАМБАМ имеет в виду, что «душа скорбит из-за исхода субботы», так как у неё отобрали добавочную душу, но из неопределенности слов РАМБАМа («поскольку душа скорбит из-за исхода субботы»), который не упомянул добавочную душу из Талмуда, на первый взгляд следует, что он не имеет в виду добавочную душу, а (просто) душу, которая скорбит из-за исхода субботы (вообще).

[И ведь это дополнительное основное изменение содержания — является ли скорбь души следствием исхода самой субботы или (только) из-за того, что от неё была взята (добавочная душа) в результате исхода субботы].

Также следует уточнить, что в большинстве случаев РАМБАМ не приводит в своем труде причины исполнения заповедей и обычаев, а делает это только тогда, когда это относится к самому закону или есть следствие из данной причины. В нашем случае непонятно: почему РАМБАМ упомянул причину того, что благословляют на благовония после исхода субботы (тем более, что он не написал отдельно о причине благословения на свечу на исходе субботы, а только там, где это связано с законом)?

И нельзя сказать, что он хотел объяснить написанное им ранее, что на исходе праздника (и на исходе Йом-Кипура) не нужно благословлять на благовония, после чего он продолжает: «А отчего благословляют на благовония (именно) на исходе субботы? Поскольку душа скорбит из-за исхода субботы, радуют ее и успокаивают добрым запахом» — так как при этом не хватает самого главного: почему душа скорбит из-за исхода субботы, но не из-за исхода праздника:

По мнению, что скорбь ощущается из-за выхода добавочной души, понятно различие между субботой и праздником, так как в праздник нет добавочной души, как было сказано выше. Но из слов РАМБАМа «поскольку душа скорбит из-за исхода субботы» нельзя на первый взгляд понять причину и объяснение отличия праздников и Йом-Кипура, когда не благословляют на благовония. Почему нельзя сказать, что душа скорбит из-за исхода праздника и Йом-Кипура?

[...]

Отсюда следует, что РАМБАМ не собирался объяснить здесь разницу между субботой и праздником, а только объяснить связь благословения на благовония с исходом субботы.

7. Связь благовоний и молитвы отделения

Можно сказать, что он имеет в виду определить отношение благословение на благовония к молитве разделения между субботой и буднями, что это не второстепенная деталь, а существенная идея этой молитвы.

Другими словами: когда мы произносим благословение над благовониями на исходе субботы во время отделения святого от будничного, мы делаем это не только для упокоения страдающей души, а это действие имеет прямое отношение к обязанности этой молитвы.

Объяснение:

В начале 29 главы РАМБАМ пишет об освящении субботы: «И следует освящать её при наступлении и при исходе: при наступлении — в освящении днем, а при исходе — отделением». Это значит, что также молитва отделения это исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы святить его» («Шмот» 20:8), а её содержание заключается в том, чтобы поминать его хвалой и освящением. Смысл этого поминания на исходе субботы — привлечение памяти о субботе также и в последующие будние дни.

В этом есть связь благословения на благовония и молитвой отделения, ведь для того помнить о субботе и освящении на исходе субботы, требуется что-то радостное; понятно, что это невозможно осуществить, когда душа горюет [а в праздник, когда душа не страдает, нет необходимости благословения над благовониями]. На первый взгляд, это смысл слов РАШИ, что все это установили для того, чтобы в сердце оставалась память о субботе и была радость после её исхода.

На основании этого понято, почему РАМБАМ не упомянул о добавочной душе, а написал только, что «душа скорбит из-за исхода субботы» — это подчеркивает в большей степени благословение над благовониями и обязанность совершать разделение между субботой и буднями, связанное и исходом субботы — а не только с уходом добавочной души от человека. Это благословение служит не только для того, чтобы исправить ситуацию со страдающей душой на исходе субботы, а для привлечения субботней активности и памяти об этом в последующие за ней будни. Поэтому это часть и восполнение памяти о субботе во время молитвы отделения субботы от будней.

8. Разница между словами РАМБАМа и Алтер Ребе

На основании этого можно объяснить ещё несколько различий между словами РАМБАМа и Алтер Ребе в его «Шулхан Арухе»:

РАМБАМ пишет, что (так как душа скорбит), радуют её и успокаивают добрым запахом; а Алтер Ребе пишет, что для упокоения души радуют её запахом. То есть РАМБАМ сначала пишет «радуют», а затем «успокаивают», а Алтер Ребе наоборот.

В соответствии с объяснением, что благословение на благовония произносят из-за ухода добавочной души, основное действие благовоний — успокоить душу, так как уход добавочной души вызывает слабость. Поэтому нужно успокоить душу. Только после этого добавляет Алтер Ребе, что «радуют её» — объясняя суть упокоения души с помощью благовоний, так как в конце концов при этом нет реального упокоения души (ведь благовония не могут вернуть душу к её первоначальному состоянию в субботу), а только «радуют» душу.

По мнению же РАМБАМа, основная идея благословения на благовония — радовать душу, чтобы она не испытывала горечи и страданий из-за окончания субботы, а чтобы это произошло в радости. Поэтому он начинает с главного — «радуют её».

9. Праздник после субботы

В соответствии с этим объяснением позиции РАМБАМа — что благословение на благовония относится основной идее отделения субботы от будней — нужно объяснить по простому смыслу причину закона, что в ночь праздника, который наступает после субботы, не благословляют на благовония:

О заповедях освящения субботы и отделения её от будней писал РАМБАМ (29:18): «Как произносят освящение в субботний вечер и совершают разделение на исходе субботы, так произносят освящение в вечер праздничного дня и совершают разделение на их исходе и на исходе Йом-Кипура — поскольку все это субботы Всевышнего».

И поэтому, когда праздник начинается на исходе субботы, происходит привлечение святости субботы к наступающим дням праздника, когда порядок благословений таков, что сначала происходит освящение праздника, а потом отделение от святости субботы. При этом отдых и радость субботы привлекается в праздник, поэтому нет необходимости в благовониях, так как душе не страдает, а радуется.

Опубликовано: 26.02.2020 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter