СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 13 Кислева 5783 года, четвертый день недели, гл. Ваишлах | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-12-06 21:28

Книга «Тания»

Глава №41

17 Нисана

Глава 41

Однако следует постоянно помнить о начале служения, и его основе и корне: несмотря на то, что страх — корень избегания зла, а любовь — творения добра, для того, чтобы творить добро, недостаточно только пробуждение любви, прежде всего следует пробудить хотя бы естественный страх, скрытый в сердце каждого еврея, — не восставать против Властелина — Всевышнего, благословен Он, как говорилось выше, чтобы страх этот проявился открыто в сердце или хотя бы в мозгу, а именно — размышлять хотя бы о величии Эйн Софа, благословен Он, и царстве Его, царстве всех миров, верхних и нижних. Он же наполняет все миры и окружает все миры, и как написано: «Ведь небо и землю Я наполняю», и Он оставляет в стороне верхних и нижних, и власть Его — единственно народ Израиля вообще и он, размышляющий, в частности. Ибо каждый человек должен сказать: «Для меня сотворен мир». И он также принимает на себя власть Его, дабы Он был его владыкой, дабы служить Ему, творить волю Его всеми способами, какими раб может служить.

«И вот Всевышний над ним», и «слава Его наполняет всю землю», и «Он смотрит на него и испытывает почки и сердце», служит ли он Ему, как подобает. И потому надлежит служить Ему в страхе и трепете, как стоящий перед королем.

Человек должен углубляться в эту мысль и отдавать ей столько времени, насколько мозг и мысль его способны и насколько он располагает временем перед изучением Торы или исполнением заповеди, как, например, перед тем, как надеть талит и тфилин.

18 Нисана

Пусть размышляет также о том, как свет — Эйн Соф — Всевышнего, благословен Он, окружающий все миры и наполняющий все миры, то есть высшее желание, облечен в буквы и мудрость Торы и в эти цицит и тфилин. И когда он будет читать Тору или надевать их, он привлечет к себе свет Его, благословенного, а именно: к частице Б-га свыше, которая в теле его, дабы включиться в свет Его, благословенного, и не ощущать в Нем собственного существования. В частности при возложении тфилин — отрешить от собственного существования мудрость и постижение своей Божественной души и включить их в мудрость и постижение Эйн Софа, благословен Он, облеченные, в частности, в слова отрывков Торы «Посвяти Мне...» и «И будет, когда приведет тебя Б-г...», а именно: пользоваться своими мудростью и постижением, которые в душе его, только ради Всевышнего и таким образом отрешить от собственного существования категорию знания в душе своей, соединяющую в себе Хесед и Гвура, то есть страх и любовь, что в его сердце, и включить ее в категорию высшего знания, соединяющую в себе Хесед и Гвура, облеченную в отрывки «Слушай, Израиль...» и «И вот, если послушаетесь...», а именно, как написано в книге «Шулхан арух», подчинить сердце и мозг и т.д.

А при надевании цицит пусть вознамерится, как о том написано в книге «Зоар», распространить на себя Царство Его, благословенного, Царство всех миров и т.д., дабы соединить нас с Ним с помощью этой заповеди, и это подобно написанному: «Поставь короля над собой».

И тогда, даже если его все же не охватит страх и трепет, ощутимые сердцем, все же, так как он принял на себя Царство Небесное и привлек к себе страх Его, благословенного, явным проявлением в своей мысли и желании, которые в мозгу, это приятие несомненно истинно, ибо для каждого еврея естественно не восставать против Святого Царя, благословен Он. И Тора, которую он изучает, или заповедь, исполняемая им силой этого приятия и привлечения страха в мозг его, называется совершенным служением, как любое служение раба господину и королю.

Но этого не происходит, если человек изучает Тору или исполняет заповедь только из любви, дабы стать приверженным Ему с помощью Торы Его и заповедей. Это не называется рабским служением, а сказано в Торе: «И служите Б-гу, Всевышнему вашему, и т.д.», «И служите Ему и т.д.». И как сказано в книге «Зоар» (глава «Беар»): «Как тот бык, на которого сначала возлагают ярмо, дабы извлечь из него пользу миру... так и человек должен прежде всего принять на себя бремя Царства Небесного... и если этого нет у него, святость не почиет на нем и т.д». (И в «Раая меэймана», там же, стр. 111б, где сказано), что каждый человек должен быть в двух состояниях, на двух ступенях: ступень раба и ступень сына. И хотя сын может быть одновременно рабом, нельзя достичь этой ступени, если ей не предшествует верхний страх, как известно сведущим.

19 Нисана

Даже тот, кто и в своем мозгу и мысли не чувствует никакого страха и стыда из-за малого достоинства своей души, происходящей от нижних ступеней десяти сфирот мира Асия, все же, так как он вознамерился в служении своем служить Королю, это совершенное служение, ибо страх и служение считаются двумя отдельными заповедями из числа 613, и неисполнение одной из них лишает ценности другую. Кроме того, он на самом деле выполняет также и эту заповедь тем, что вызывает страх в мысли своей, ибо по крайней мере в тот час и мгновение он страшится Неба по крайней мере в той степени, в какой боятся хотя бы просто человека, не короля, когда он видит, ибо из-за него не делают то, что, по его мнению, недостойно, и это называется боязнью, как сказал рабан Йоханан бен Закай своим ученикам: «Да будет воля свыше, дабы вы страшились Неба в той же степени, в какой вы боитесь человека... Знайте, когда человек совершает грех, он говорит: „Хотя бы никто не увидел и т.д.“». Но этот страх называется нижним, страхом греха, предшествующим мудрости. А верхний страх — страх стыда и т.д. Ибо есть страх и есть страх и т.д.

Но совершенно без страха, силою одной любви невозможно взлететь ввысь, как птица не может летать на одном крыле, ибо страх и любовь — два крыла (как сказано в книге «Тикуней Зоар»). Также и только страх — одно крыло, и нельзя с ним взлететь ввысь, хотя это и называется рабским служением. И необходимо также и состояние сына — пробуждать в себе хотя бы естественную любовь, скрытую в сердце, чтобы она проявилась хотя бы в мозгу, то есть помнить о своей любви к единому Б-гу в мысли своей и в желании стать Ему, благословенному, приверженным. Так должен расположить себя человек, чтобы при изучении Торы или исполнении какой-либо определенной заповеди намерением его было соединить с Ним свою Божественную и витальную души и их одеяния, как говорилось выше.

20 Нисана

Но сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Человек никогда не должен отделять себя от всех остальных». Поэтому намерением должно быть единение и приверженность к Нему источника своей Божественной души и источника душ всех евреев, и это дыхание уст Его, благословенного, называемое Шхина, ибо она почиет («шохенет») и облекается во всех мирах, дабы их оживлять и поддерживать их существование. Именно она сообщает ему ту силу речи, с помощью которой он произносит слова Торы, или ту силу действия, которая необходима для исполнения определенной заповеди.

И это единство происходит привлечением света — Эйн Соф — Всевышнего, благословен Он, вниз, через изучение Торы и исполнение заповедей, в которые он облечен. Человек должен вознамериться привлечь свет Его, благословенного, к источнику своей души и душ всех евреев для их единения с Ним. И как далее приводится подробное объяснение о том, что собой представляет это единение, смотри там. Таков смысл слов: «Для единения Святого, благословен Он, и Его Шхины во имя всего Израиля»*.

* Примечание. Тем самым также категории Суда смягчаются категориями милосердия, что происходит само собой при взаимовключении сфирот и их единении через раскрытие высшего желания Его, благословен Он, раскрывающегося наверху под влиянием пробуждения снизу, то есть раскрытия Его внизу в изучении Торы и исполнении заповедей, а они — Его, благословенного, желание. И как говорится в «Идра раба» и в «Мишнат хасидим», трактат «Арих Анпин», гл. 4, что 613 заповедей Торы проистекают от белизны Великого Лика (Арих Анпин), то есть высшего желания, источника категорий милосердия.

21 Нисана

И хотя это намерение истинно в его сердце, и сердце его на самом деле желает этого высшего единения, в сердце его должна быть великая любовь только ко Всевышнему, дабы только Ему доставлять удовольствие и только тем удовлетворять свою жаждущую Его душу, «как сын, старающийся для отца своего и матери, ибо любит их больше себя самого и больше души своей и т.д.» (как о том говорится выше в цитате из «Раая меэймана»). Во всяком случае каждый должен себя приучить пробуждать в себе это намерение, хотя оно и не совсем истинно в его сердце, настолько, чтобы возжелать этого всем сердцем, во всяком случае немного сердце его этого действительно желает в силу естественной любви, которая есть в сердце каждого еврея и которая порождает желание исполнять все, что соответствует высшему желанию Его, благословен Он. И это единение — его истинное желание, а именно высшее единение, которое происходит в мире Ацилут под влиянием пробуждения снизу через единение и включение Божественной души в свет Всевышнего, облеченный в Тору и заповеди, которыми он занимается, и они душа и свет Всевышнего становятся совершенно едины, как говорилось выше. Ибо тем самым соединяются также и Источник Торы и заповедей, то есть Всевышний, с Источником Божественной души, называемым Шхина, то есть категория наполняющий все миры с категорией окружающий все миры, как об этом подробно говорилось в другом месте.

22 Нисана

Но единения и включения души своей в свет Всевышнего, дабы были они едины, этого каждый еврей желает на самом деле и полностью, всем сердцем и всей душой в силу естественной любви, скрытой в сердце любого еврея, дабы стать приверженным Всевышнему, и не отделяться от Него, и не быть отсеченным и отделенным, да сохранит Всевышний, от Его, благословенного, единственности и единства никоим образом, пусть даже и через полное самоотречение. А занятие Торой и заповедями также-есть настоящее самоотречение, как при исходе души из тела по истечении семидесяти лет; ибо в этих случаях душа мыслит не о нуждах тела, но мысль ее едина со словами Торы и молитвы и облечена в них, а это — слово Всевышнего и мысль Его, благословенного, и они душа и Тора становятся совершенно едины. И это все, чем заняты души в Ган Эдене, как сказано в Гемаре и в книге «Зоар», что там наслаждаются познанием и включением в свет Всевышнего.

И потому в начале утренних благословений постановлено произносить молитву «Б-же мой, душа... и Ты вдохнул... и в будущем Ты заберешь ее у меня и т.д.». И это значит: так как Ты вдохнул в меня душу и в будущем заберешь ее у меня, я с этого момента отдаю и возвращаю ее Тебе, дабы соединить ее с Твоим единством. И как сказано: «К Тебе, Б-же, я вознесу свою душу», а именно: связав мысль мою с Твоей мыслью и слова мои с Твоими словами в буквах Торы и молитвы, а особенно обращаясь ко Всевышнему как к стоящему перед говорящим Ты, как при словах «Благословен Ты» и т.п.

23 Нисана

И с такой подготовкой и отдачей души Всевышнему человек начнет утренние благословения: «Благословен Ты и т.д.». С такой же подготовкой он начнет и ежедневное изучение Торы сразу же после молитвы, а также и в середине дня, перед тем, как он начнет изучение Торы, должна быть по крайней мере подобная подготовка, как известно, что подготовка к тому, чтобы изучать Тору ради нее самой, без чего не может быть исполнена обязанность изучения Торы, должна быть у средних в основном в начале занятий. Этому подобна подготовка переписчика перед написанием разводного документа или свитка Торы, ибо написание их должно быть ради самой Торы или заповеди, без чего документ недействителен, а свиток непригоден, и для исполнения этого достаточно того, чтобы переписчик произнес, начиная писать: «Я пишу ради святости свитка Торы» или «для такого-то и такой-то и т.д.». И когда человек изучает Тору на протяжении многих часов, он должен возобновлять подобную подготовку по крайней мере каждый час. Ибо каждый час — иное проистечение жизненной силы в верхних мирах для оживления нижних, а проистечение жизненной силы, которое было в минувший час, возвращается на свое место (в силу тайны «рацо ва-шов», о которой говорится в книге «Сефер Йецира») вместе со всем изучением Торы и добрыми делами людей внизу. Ибо в каждый час властвует одно сочетание букв из двенадцати сочетаний букв имени Авайе, благословен Он, в течение двенадцати дневных часов и сочетания букв имени Адо-най в течение ночи, как известно.

И все намерение человека в предании души своей Всевышнему через Тору и молитву, дабы вознести искру Божественного, которая в ней, к ее Источнику, состоит в том только, чтобы доставить удовольствие Ему, благословенному, подобно тому как радуется король, когда к нему приходит его единственный сын, выйдя из плена и темницы, как говорилось выше.

И это намерение совершенно и полностью истинно в душе каждого еврея в любое время и в любой час, и исходит оно от естественной любви, унаследованной нами от наших праотцев. Нужно лишь назначить определенное время в разные части дня для того, чтобы размышлять о величии Всевышнего, чтобы суметь приобрести интеллектуальные страх и любовь, и, кто знает, возможно, что кто-нибудь этого и достигнет, как о том говорилось выше.

Выбор главы (1-53)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter