1. В начале ЭССЕ «И пошел» задается вопрос: поскольку ХОХМА по отношению к ЛУЧУ является «раскрытием сокрытого», что выражается фразой «уподоблюсь верхнему» (ЛУЧУ), почему она называется «бытие из небытия» по отношению к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА, который выше сокращения света? И несмотря на то, что ЛУЧ привлекается посредством сокращения света, тем не менее, объясняется в «Эц Хаим», что вершина ЛУЧА «касается и прилеплена» к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА. «И особенно, как объясняется в другом месте, что привлечение ЛУЧА было посредством противоположного движения УДАЛЕНИЮ», то есть вернулся и засветил БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА, чтобы стало возможным привлечение ЛУЧА.
Как уже объяснялось в предыдущем уроке, суть этих идей указать на то, что ЛУЧ привлекается посредством «близости и отношения» к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА (ОТДАЮЩИЙ), а не в форме удаления и отделения (как предполагалось в конце ЭССЕ «Месяц»). Если так остается вопрос, почему воспринимается свет хохмы (и свет ЛУЧА) как «бытие их небытия» (УДАЛЕНИЕ), как сказано: «ХОХМА возникает из ничто».
Основанием этого вопроса служит, как говорилось выше, то, что ЛУЧ привлекается посредство «близости», только в объяснении этой идеи пишет две вещи: 1) так как ЛУЧ касается и прилеплен к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА, как написано в «Эц Хаим» 2) «и особенно, как объясняется в другом месте», что привлечение ЛУЧА было посредством противоположного движения, что вернулся и засветил общий БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА, который был до сокращения света.
И необходимо разобраться что это за две идеи. То есть, вроде бы то, что ЛУЧ привлекается в форме «близости», в отличие от представления в ЭССЕ «Месяц», достаточно привести объясняемого в «Эц Хаим», что ЛУЧ касается и прилеплен к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА также после сокращения света, и уже понятно, что это противоположное движение, нежели УДАЛЕНИЕ. Так как было полное УДАЛЕНИЕ, вплоть до того, что осталось «свободное место» — свободное место от всякого раскрытия, а ЛУЧ — это свет, вернувшийся и распространяющийся от удаленного света, противоположно предыдущему движению. Почему же это не воспринимается как противоположное движение, а именно когда засветил сам БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА, предварявший СОКРАЩЕНИЕ?
На первый взгляд, можно было сказать, что «противоположное движение» не является другой идеей чем то, что говорится в «Эц Хаим», поскольку выражение, употребляемое здесь: «и особенно то, что объясняется в другом месте», воспринимаемое как дополнение и объяснение тому, о чем говорится в «Эц Хаим». Другими словами: в «Эц Хаим» приводится только то, что ЛУЧ касается и прилеплен к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА (без объяснения), а в «другом месте» объясняется также форма распространения ЛУЧА, по средством чего становится ясным содержание этой прилепленности.
Однако пока еще необходимо понять, в чем заключается идея противоположного движения и почему привлечение ЛУЧА как такого не воспринимается противоположным движением, когда он вернулся и снова засветил.
Краткое содержание: в чем смысл противоположного движения и почему идея привлечения ЛУЧА не считается противоположным движением?
Можно дать объяснение этому, уточняя выражение «противоположное движение». Ведь можно было сказать и по-другому, например «противоположная идея», «противоположное действие» и т.д. На первый взгляд тут присутствует избыточный смысл.
Здесь необходимо предварительно напомнить основной принцип, упоминаемый выше, что каждая идея должна быть в форме упорядоченной и поступенчатой, так чтобы разум мог понять ее. И несмотря на то, что «наверху» нет в этом, не дай Б-г, необходимости, тем не менее, намерение высшего Эманатора в том, чтобы была упорядоченная и понятная структура системы поступенчатого спускания миров, см. введение.
Также и в нашей ситуации, «противоположное движение» является необходимым этапом, без которого нет места для понимания и постижения человеческим разумом идеи распространения ЛУЧА в аспекте раскрытия.
Эта идея станет понятной с помощью известного принципа, приводимого в хасидизме, (и основывающегося на выражении мудрецов в трактате «Хулин» 108:2), «поскольку занят принятием (вкуса) — не выделяет». Подобно отношению ПРИНИМАЮЩЕГО и ОТДАЮЩЕГО, что в момент получения влияния, принимающий занят его принятием и не может в этот самый момент также и влиять на другого.
Более подробно: причина того, что в данный момент не может выполнять действие по передаче влияния, так как «занят (буквально трудится) принятием», ведь у истинного принимающего принятием занята вся сущность. Поэтому абсолютно исключена от него возможность влиять, поскольку влияние диаметрально противоположно принятию. Другими словами, принятие и влияние не только какое-то минимальное действие, а именно «движение». То есть, разница между действием и движением заключается в том, что действие может быть осуществлено также без того, чтобы осуществляющий его много занимался, им, в отличие от движения (как в нашей ситуации), что он весь целиком находится именно в этом движении. То тогда он «трудится» этим и не может осуществлять действие противоречащее этому движению.
Подобно этому можно сказать про удаление и раскрытие. Например когда человек находится в состоянии глубокого страдания, не дай Б-г, в этот момент у него полностью отсутствует идея радости и нет у него даже состояния духа поговорить со своим товарищем. То есть, в этот момент он находится в состоянии удаления и поднятия в самого себя. И даже если он говорит, так это только необходимые слова, и заметно из его слов, что это только краткие слова, без жизненности, (являющиеся внешним действием). Более того, полное УДАЛЕНИЕ, как например обморок, не дай Б-г, что вовсе не может говорить. И это то, что объясняется в примере с учителем и учеником, несмотря на то, что в результате сокращения света остался внешний аспект разума, тем не менее это только лишь «общая точка, которая пока еще не приходит в аспекте раскрытия даже в чувственной форма для самого себя».
И наоборот, человек, находящийся в великой радости, разговаривает со всеми и ему интересно говорить также с теми, кого он не знает, (а иногда радость также «разрывает ограничения», так что будет с удовольствием разговаривать даже с ненавистниками). И его речи будут с жизненностью и обильны и т. д. Потому что находится в движении раскрытия и распространения.
Это означает, что «движение» — это описание общего состояния души, а не только одного частного и одностороннего действия.
Подобно этому будет понятно наверху, что СОКРАЩЕНИЕ — это движение по удалению и поднятию, противоположно раскрытию. По этой причине не может быть привлечение ЛУЧА, (подобно человеку, терпящему страдания, не дай Б-г, не желающему говорить). И если бы было привлечение ЛУЧА в подобном «положении», то это было бы в форме сокрытия и в аспекте отдаления. Подобно внешнему действию, без желания. Или более того, что не было бы вообще возможно распространение ЛУЧА, подобно обмороку, не дай Б-г. Ведь каким образом может быть действие по раскрытию, когда находится в движении удаления, чтобы не светить, (как понятно в продолжении ЭССЕ, что без того, что возвратится и засветит не возможно привлечение ЛУЧА). И несмотря на то, что намерение сокращения света — для раскрытия (и также осталась точка, как в продолжении ЭССЕ), так это лишь намерение сокращения света, а сам СОКРАЩЕНИЕ является движением противоположным раскрытию, так что невозможно (с точки зрения порядка и последовательности) привлечение ЛУЧА (в форме раскрытия).
И поэтому, чтобы стало возможным его привлечение, должно быть противоположное движение — чтобы общее движение перевернулось в движение по раскрытию, то есть совокупность света вернулась и засветила (по крайней мере, для себя самого) в движении по раскрытию.
Подтверждение этому мы находим в ЭССЕ предыдущего Ребе (р. Йосеф-Ицхака), что намерен ее сокращения света для раскрытия, тем не менее, сам СОКРАЩЕНИЕ «противоположен Воле», поскольку до сокращения света была Воля на раскрытие света, а СОКРАЩЕНИЕ и сокрытие света является «как бы отменой Воли». То есть это не только изменение в действии, а также изменение и, как бы, отмена Воли, что является более «глубоким» изменением. И для того, чтобы было привлечение ЛУЧА, необходимо противоположное движение — вернуться и прийти в движение Воли и раскрытия.
Краткое содержание: действие может быть внешней идеей, осуществляемой без труда. «Движение» — это «состояние души», также и наверху УДАЛЕНИЕ, осуществленное СОКРАЩЕНИЕМ и раскрытием ЛУЧА — это противоположные движения общей последовательности идей, так что невозможно привлечение ЛУЧА во время движение по удалению.
Теперь будет понятно, почему Ребе не ограничивается приведением сказанного в «Эц Хаим», что ЛУЧ касается и прилеплен своей вершиной к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА и добавляет: «и особенно то, что приводится в другом месте … противоположного движения». Так как из одного «Эц Хаим» пока еще не ясно полностью, что ЛУЧ относится к движению «близости», так что пока еще можно было бы предположить, что он только лишь результат действия. А лишь одного действия не достаточно, чтобы указать на то, что ЛУЧ относится также к «уподоблюсь верхнему». Уже говорилось подробно (14 урок), что общим намерением объясняемого на этом этапе эмшеха является выяснение, является ли ЛУЧ «сферой отдающего» или принадлежит «сфере принимающего». И здесь хочет вроде бы привести довод на то, что ЛУЧ относится к сфере ОТДАЮЩИЙ, поскольку привлекается посредством близости к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА. И поэтому приводит «Эц Хаим», что ЛУЧ касается и прилеплен к БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА своей вершиной.
Однако невозможно ограничиться тем, что говорится в «Эц Хаим», ведь пока еще не ясно оттуда, что ЛУЧ относится к сфере ОТДАЮЩЕГО. Поскольку возможно сказать, что это ни что иное как только «близость чуть-чуть», внешняя близость. Что подобно примеру с внешним разумом, приводимому далее в этом ЭССЕ. Так, несмотря на то, что также внешний разум происходит от разума учителя, тем не менее, это только лишь внешний разум, и он привлекается внешним действием.
Выходит, что нет тут приближения самого ОТДАЮЩЕГО в этом влиянии, поскольку привлекается лишь внешний отсвет. И только лишь общая идея привлечения ЛУЧА относится к идее ОТДАЮЩЕГО, влиять и раскрывать (близость), так что не будет полного УДАЛЕНИЯ (отдаления). Но, тем не менее, сам ОТДАЮЩИЙ (БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА) не приблизился и не соотносится с влиянием ЛУЧА и дает принимающему только от внешнего аспекта. И поэтому можно отнести ЛУЧ к сфере света и влияния принадлежащего принимающего.
И по этой причине добавляет, что это не только лишь маломальское действие по влиянию, а также «противоположное движение» влияния. И как говорилось выше о значении идеи «движения», что также сам ОТДАЮЩИЙ приближается в этом влиянии, возвращаясь и светя всем БЕСКОНЕЧНЫМ СВЕТОМ ТВОРЦА. Что тогда, когда общее движение находится в аспекте близости, также действие по привлечению ЛУЧА — является результатом от этого «позитивного» движения (светить). Вплоть до того, что можно сказать о ЛУЧА, что он как будто «продолжение» общего раскрытия света и относится к нему, (применяемым выше выражением — ЛУЧ относится к сфере ОТДАЮЩЕГО).
Выходит, вместе с тем, что ЛУЧ является светом ограниченным (в соответствии с подходом, который разбирается в ЭССЕ). Тем не менее, в результате того, что его привлечение осуществляется общим позитивным движением светить, он выключается в общее определение «свет подобен источнику света», (а не «влияние», которое не подобно сущности, как объясняется далее в ЭССЕ «И говорил»), подобен общему свету — это простой БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА, светивший до сокращения света.
В этом и заключается смысл той идеи, что ЛУЧ — это «уподоблюсь верхнему» по отношению к простому БЕСКОНЕЧНОМУ СВЕТУ ТВОРЦА, (что находит свое выражение в простоте и отсутствии ограничений идеи ЛУЧА). И поэтому возвращается вопрос: как можно объяснить стих «ХОХМА (а также свет хохмы) возникает из ничто».
Краткое содержание: из «Эц Хаим» мы знаем, что привлечение ЛУЧА осуществляется действием в аспекте «близости», но может быть также внешней близостью, и пока еще можно сказать, что это свет ПРИНИМАЮЩЕГО, который может быть дан действием ОТДАЮЩЕГО. Поэтому добавляет, что это не только минимальное действие, а движение близости со стороны общего БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА ОТДАЮЩЕГО. И не так ух просто отнести ЛУЧ к сфере принимающего, пока еще можно сказать, что он из сферы ОТДАЮЩЕГО.