СБП. Дни Мошиаха! 8 Хешвана 5785 г., суббота недели Вайера | 2024-11-09 07:17

3. Введение. Безосновательное упование

Используйте свои способности и сильные стороны, потому что это средство для достижения успеха. Поймите причину своего богатства и не позволяйте ему стать препятствием.

11.12.2022 0 1067 мин.

До сих пор автор объяснял в общих чертах, что когда человек полагается на кого-то кроме Б-га, он обречен на неудачу. Теперь автор приводит конкретные примеры вещей, которым люди склонны доверять и как они не обеспечивают безопасности:

Если человек полагается на свою мудрость, свои планы, свою физическую силу и свои собственные усилия — все это будет напрасным; он станет слабым и потеряет свою физическую силу, а его планы и мудрость не осуществят его цели, как сказано в стихе (Йов 5:13): «Он ловит мудрствующих их (же) лукавством».

Этот стих приводится как доказательство того, что человек не может полагаться на свои планы, какими бы хитроумными они ни были.

Сказано в книге Псалмов (128:2): «Если ты ешь труд рук твоих». Алтер Ребе объясняет (см. «Ликутей Тора» гл. «Шлах» 42г), что здесь не сказано «труд головы твоей», потому что мы должны работать для пропитания исключительно физическими способностями — руками. Внутренняя способность ума («голова»), с другой стороны, должна использоваться для изучения Торы.

Хотя мы не должны полагаться на свою мудрость и усилия для достижения наших целей или заработка на жизнь, мы можем и должны использовать свои силы и способности, потому что они являются средством, данным Б-гом для достижения успеха. Мы должны просто осознавать, что благословения и успех в конечном счете исходят от Б-га, и что именно Б-г шлет благословения посредством человеческих усилий.

Мудрецы объясняют, что мы заповеданы работать по закону Торы. Разъясняя стих «И Б-г благословит тебя во всем, что ты делаешь» («Дварим» 15:18), в «Сифри» сказано, что человек может думать, что он может сидеть сложа руки (и ничего не делать), поэтому этот стих учит нас «во всем, что ты делаешь».

На самом деле, в четвертой главе «Врат упования» автор пишет: «С ясным убеждением, что дела его отданы велениям Творца, человек должен в то же время использовать выгодные для него средства и выбирать то, что кажется ему лучшим [образом действий] в этом вопросе».

Используйте свои способности и сильные стороны, потому что это средство для достижения успеха

И как сказано (Коэлет 9:11): «И еще я увидел под солнцем, что не легким (удача) в беге, ни силачам (победа) на войне, и не у мудрых — хлеб…»

Можно было бы ожидать, что в войне победят те, кто физически силен. Этот стих показывает, что для достижения успеха нельзя полагаться на физическую силу и интеллект.

И как сказано (Псалмы 34:11): «Молодые львы бедны и голодны, а ищущие Г-спода не испытывают недостатка ни в каком благе».

«Молодые львы» в стихе относятся к сильным людям, которые полагаются на свою мощь. Стих учит, что им суждено стать бедными и голодными. С другой стороны, у тех, кто ищет Б-га, то есть у тех, кто уповает на Б-га, не будет недостатка ни в каком благе.

Из вышеприведенных стихов мы видим, что человек не может полагаться на свои собственные таланты для достижения успеха — только тот, кто полагается на Б-га, гарантированно получит желаемый результат.

Обсудив, почему человек, полагающийся на свои способности, не добьется успеха, автор теперь обращается к человеку, полагающемуся на свое богатство:

И если он полагается на свое изобилие богатства, оно будет отнято у него и оставлено кому-то другому.

Теперь автор цитирует стихи, иллюстрирующие преходящий характер богатства:

Как сказано в стихе (Йов 27:19): «Ляжет богатым, но не умрет (таковым); откроет глаза — и нет (богатства) его». Точно так же стих говорит (Притчи 23:4): «Не трудись, чтобы разбогатеть, по твоему разумению воздержись». А в следующем стихе (там же, 5) говорится: «Устремишь глаза твои на него (богатство), — и нет его». Точно так же сказано (Иермияу 17:11): «В юности оставит его богатство, а в конце дней своих станет он недостойным».

Хотя в этом стихе говорится о человеке, который нечестным путем завладел своим богатством, автор цитирует его как еще один источник преходящей природы богатства.

В качестве альтернативы, даже если само богатство не будет отнято у него, Б-г лишит его возможности пользоваться этим богатством. Как сказал мудрец Соломон (Коэлет 6:2): «Не дано ему Б-гом власти пользоваться этим».

Если Б-г не хочет, чтобы человек получал удовольствие от своего богатства, то почему Б-г оставляет его в его владении?

Оно будет с ним в качестве залога, чтобы он охранял его от вреда до того времени, когда оно будет возвращено тому, кто этого заслуживает и для кого оно было предназначено.

Эта концепция — что иногда человеку дается богатство исключительно с целью сохранения его для другого — подтверждается двумя стихами:

Как сказано (Коэлет 2:26): «А грешнику дал Он заботу копить и собирать, (чтобы) отдать тому, кто благ пред Б-гом». И еще сказано (Йов 27:17): «(То) наготовит нечестивый, а праведник употребит; и непорочному достанется серебро».

В стихе говорится о том, что нечестивые просто «готовят» для праведников, подразумевая, что нечестивый человек не извлекает никакой выгоды из своего богатства.

Мы обсудили две возможности того, что может случиться с человеком, который полагается исключительно на свое богатство: 1) он может его потерять; 2) даже если он сохранит его, он не сможет насладиться им. Теперь автор идет дальше и говорит, что иногда он не только не сможет наслаждаться своим богатством, но и само богатство причинит ему несчастья:

Возможно, что его деньги будут причиной его несчастья, а также причиной разрушения его души.

Иногда деньги могут быть источником физического и духовного падения человека.

Богатство часто является причиной высокомерия и чувства превосходства, что ведет к греховным поступкам и измене Б-гу. Как говорится: «И серебро и золото умножится у тебя. И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Г-спода» («Дварим» 8:13-14).

Поймите причину своего богатства и не позволяйте ему стать препятствием

Как сказано в стихе (Коэлет 5:12): «Есть отвратительное зло, которое я видел под солнцем — богатства, которые владелец их копит на свою беду».

До сих пор автор подробно остановился на первом духовном преимуществе упования на Всевыщнего, а именно на том, что он заставляет человека чувствовать себя спокойно. Человек, который полагается на других людей или на свои собственные таланты или богатство, всегда будет беспокоиться о том, что его успех не продлится долго.

Комментарии: 0 Поддержите сайт