Когда РАМБАМ пишет о Мошиахе: «Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе», в качестве доказательства он цитирует книгу «Дварим» (30:3-5): «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою‚ и вновь соберет тебя... даже если будешь ты заброшен на край земли.., и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю». При этом понятно, что он не собирается перечислять вообще все упоминания на эту тему в Торе.
Ведь об этом говорится и в других местах, как, например, в гл. «Вайехи» (49:10): «Не отойдет скипетр (власти) от Йеуды и стило закона от потомков его, пока не придет Шило, и к нему стечение народов» или в гл. «Аазину» (32:40): «Ибо Я поднимаю к небесам руку Мою... обращу Я мщение на врагов Моих... ибо за кровь рабов Своих отмстит и мщение обратит на его притеснителей, и умиротворит Свою землю, народ Свой».
Отсюда следует, что во всех цитатах, которые приводит РАМБАМ, есть некое новшество и особенность в связи с верой в приход Мошиаха. То есть эти свидетельства не только доказывают приход Мошиаха из Торы, но и объясняют, в чем заключается это явление.
Первое свидетельство — о возвращении династии Давида и совершенстве Торы
Вот слова РАМБАМа:
Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе: «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою‚ и вновь соберет тебя... даже если будешь ты заброшен на край земли.., и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю...» Эти недвусмысленные слова Торы включают в себе все, что сказано пророками о Мошиахе.
Ребе объясняет («Ликутей Сихот» том 18, стр. 278; том 34, стр. 114), что этими словами РАМБАМ не просто устанавливает идею Освобождения еврейского народа, но также и его содержание: возвращение евреев на Святую Землю, что осуществит восстановление династии Давида и исполнение всех заповедей.
Более подробно: эти слова из Торы являются частью завета, который заключил Моше с еврейским народом возле Арвот-Моав о соблюдении Торы с помощью благословений и проклятий. Перед этим Моше предупредил их, что если они прекратят исполнять заповеди, то они лишаться королевской власти и рассеются в изгнании, а вместо того, чтобы служить Всевышнему, они будут подчиняться своим врагам, служащим идолам из камня и дерева. Как сам РАМБАМ пояснил это в «Законах о раскаянии», что основная идея проклятий заключается в том, что находясь в изгнании евреи не смогут служить Всевышнему как полагается.
В конце Моше пообещал, что в конце концов совершат раскаяние и тогда Всевышний возвратит всех изгнанников. Понятно, что они вернутся к первоначальной ситуации — начнут слушать голос Всевышнего и исполнять все заповеди. И рассказывается далее в Торе (хотя РАМБАМ не процитировал этого), что «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое... чтобы любить Г-спода, Б-га твоего... А ты возвратишься и слушать будешь гласа Г-спода и исполнять все Его заповеди». Этими словами завершается завет.
Поэтому в приведенных РАМБАМом словах можно видеть не только факт наступления Освобождения, но и его содержание.
Второе свидетельство — о короле из рода Давида
И добавляет РАМБАМ второе доказательство о приходе Мошиаха:
О том же говорится и в рассказе о Биламе. Там приводится пророчество о двух Мошиахах: о первом из них — Давиде, которому предстояло спасти Израиль от врагов его, и о последнем Мошиахе, его потомке, который спасет Израиль от Эйсава. Там говорится: «Я вижу его, но он придет не сейчас» — это пророчество о Давиде. «Я смотрю на него, но он не близко» — о Мошиахе. «Придет звезда от Яакова» — это Давид. «И явится жезл от Израиля» — это Король Мошиах. «И сокрушит пределы Моава» — Давид‚ как сказано про него: «И победил Давид Моав и поделил его не части». «И разгромит всех сынов Шета» — Король Мошиах, как сказано: «И будет властвовать он от моря до моря». «И будет Эдом завоеван» — Давидом, как сказано: «И стали эдомитяне рабами Давида». «И будет Сеир завоеван врагами его» — Королем Мошиахом. Как сказано: «И поднимутся спасители на гору Сион, судить живущих на горе Эйсава».
Ребе объясняет, что из этого пророчества РАМБАМ учит несколько вещей:
1) Освобождения не происходит само по себе, а с помощью человека из плоти и крови. Как сказал Билам, что он видит «звезду» и «жезл», которые появятся в еврейском народе, а РАМБАМ интерпретировал эти слова как прозвища конкретных людей (в отличие от слов Моше, где речь идёт о возвращении изгнанников Всевышним, а не посланником).
Это похоже на сказанное им до этого, когда РАМБАМ постоянно подчеркивает действия Мошиаха: «В грядущие дни встанет Король Мошиах... восстановит... отстроит... соберёт». Все изменения в Эру Мошиаха будут осуществляться с помощью самого Мошиаха.
2) Из слов Билама, когда он сравнивает Мошиаха с Давидом и представляет его в качестве преемника Давида, РАМБАМ учит, что будущий освободитель еврейского народа — это человек из рода Давида, продолжающий его идеи: «Восстановит династию Давида, вернув ее к первоначальному суверенитету».
Поэтому РАМБАМ приводит разные отрывки, одна часть которых относится к Давиду, а другая — к Мошиаху, чтобы прояснить о существовании связи в этом пророчестве между Давидом и Мошиахом. При этом РАМБАМ называет их обоих Мошиахами, чтобы подчеркнуть связь между ними.
3) РАМБАМ учит порядок раскрытия Мошиаха.
В своем пророчестве Билам видит сначала самого Мошиаха («Я смотрю на него»), потом его действия с евреями («И явится жезл от Израиля»), а потом действия с народами мира. В этом есть две стадии: сначала путем силы («И разгромит всех сынов Шета»), а затем с помощью внутреннего исправления («И будет Сеир завоеван врагами его»).
Также порядок раскрытия Мошиаха соответствует порядку предсказаний в пророчестве Билама. Причем и в словах о Давиде он использует тот же порядок.
Третье свидетельство — совершенство заповедей
В третьем доказательстве РАМБАМ пишет так:
Кроме этого, говорится о городах-убежищах: «Когда расширит Г-сподь, Б-г ваш, твои пределы, прибавь еще три города...» И до сих пор этого не произошло. А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну.
По простому смыслу здесь идёт речь о том, что в будущем Всевышний обязательно расширит наши пределы и мы сможем добавить три города-убежища — это произойдет после прихода Мошиаха. Но при внимательном рассмотрении мы видим, что это не просто доказательство о факте приходе Мошиаха, а также большое новшество о содержании этого события.
Поэтому РАМБАМ приводит свидетельство не только о том, что об этом явно сказано в Торе, что с помощью Мошиаха настанет время совершенства исполнения заповедей, а также и о том, что в самой Торе есть упоминание о будущем исполнении заповедей во всей их полноте.
Из сказанного до этого можно было предположить, что Тора могла быть совершенной и до прихода Мошиаха (как во время Давида и Шломо), а недостаток был только с нашей стороны — мы согрешили и были изгнаны с нашей земли. Поэтому нам нужен приход Мошиаха, чтобы вернуть все законы к их прежнему положению.
Но в заповеди о городах-убежищах подчеркивается, что Торы сама предупреждает: пока Мошиах не пришел, у нас никакой возможности соблюдать все 613 заповедей. Выходит, что Тора обусловила совершенство Торы приходом Мошиаха.
Три свидетельства — три части Торы
Ребе объясняет также и по-другому, что три свидетельства соответствуют трем способам раскрытия Божественности: Тора, заповеди и пророчество.
Первое доказательство из слов Моше-рабейну (т.е. из Торы) и РАМБАМ начинает его словами: «Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе». Во втором доказательство упоминается пророчество Билама: «О том же говорится и в рассказе о Биламе, где приводится пророчество о двух Мошиахах». Третье доказательство основано на заповеди о городах-убежищах.
У каждого доказательства есть своя цель. В словах пророка могут быть изменения. В словах Торы и заповедей не может произойти изменений. Но у слов пророка есть особая сила, так как наказание за нарушение заповедей Торы зависит от конкретного греха, а наказание за невыполнение слов пророка одинаково сурово для всех.
Также есть различие между Торой и заповедями. Обещания Торы могут быть исполнены только в духовных мирах, а заповеди изначально направлены на исполнение человеком в материальном мире. Как пишет РАМБАМ: «И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях‚ как иносказания, — он грешник и нечестивец».
Поэтому когда РАМБАМ связывает обещание об Освобождении как со словами пророка, так и заповедью Торы, оно приобретает обе эти сильные стороны.
Вывод:
Свидетельства РАМБАМа о Мошиахе являются не только доказательствами истинности прихода Мошиаха, но они также объясняют смысл и содержание идеи прихода Мошиаха.
Первое свидетельство — из слов Торы, где говорится о том, что идея Освобождения состоит в возвращении всех евреев к их нормальному состоянию для служения Всевышнему на Земле Израиля.
Второе свидетельство — из пророчества Билама, откуда следует, что Освобождение наступит с помощью короля из плоти и крови, короля из рода Давида, который продолжает его дела и возвращает его династию к первоначальному суверенитету. Отсюда же РАМБАМ учит о порядке раскрытия Мошиаха.
Третье свидетельство — из заповеди о городах-убежищах, которая будет исполнена только во время Освобождения. В нем подчеркивается идея совершенства заповедей, ведь все время до прихода Мошиаха мы не можем исполнять все 613 заповедей.
Можно также сказать, что три свидетельства соответствуют трем идеям: Тора, заповеди и пророчество, каждое из которых обладает особой значимостью. И вера в приход Мошиаха включает в себя все их вместе.