СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 12:19

Прогоняющий сон с моих глаз

Когда мы собираемся начинать новый день, мы сознаем, что наш путь полон западней и искушений. Некоторые из этих искушений появляются извне (плохие люди, дурные товарищи); некоторые же коренятся в нас самих, в нашей человеческой природе, которая склонна к телесным наслаждениям больше, чем к душевному вдохновению.

4237 (2) мин.

Молитва:

המעביר שנה מעיני

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, המעביר שנה מעיני ותנומה מעפעפי

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, амаавир шэйно мэйэйной уснумо мэйафапай.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-же наш, Владыка вселенной, прогоняющий сон с моих глаз и дремоту с моих век».

Комментарий:

Последнее благословение из серии связанных с нашим пробуждением ото сна по утрам, гласит: «Благословен..., сгоняющий сон с моих глаз и дремоту с век моих». Эта благословение произносилась вначале после мытья лица, ибо только после этого смываются последние следы сна. Однако мы обычно моем наши руки и одновременно умываем лицо перед началом всей серии утренних благословений. Кстати, «шена» (сон) означает собственно сон, а «тнума» (дремота») имеет в виду сонливость.

Эта благословение («сгоняющий сон... с век») не имеет концовки, а потому слышащий ее произнесение не должен отзываться на нее возгласом «Амен», ибо она продолжается прекрасной молитвой, заканчивающейся благословение: «Благословен..., оказывающий благие милости Израилю, народу Своему». Другими словами, это молитва, которая начинается и оканчивается благословением. (Такая молитва называется «Длинным благословением» в Талмуде).

Вот полный текст молитвы:

«И да будет воля Твоя, Превечный, Б-же наш и Б-же отцов наших, приучать нас к Торе Твоей и приблизить нас к заповедям Твоим. Не вводи нас ни во власть порока, ни во власть преступления, ни во власть греха, ни во власть искушения, ни во власть позора; не дай одолеть нас Йецер а-ра (дурному побуждению); удали нас от злого человека и злого товарища; привяжи нас к Йецер тов (доброму побуждению) и добрым делам; склони побуждение наше к покорности Тебе; дай нам обрести сегодня и всякий день благоволение, любовь и милость в глазах Твоих и в глазах всех видящих нас и окажи нам благие милости. Благословен Ты, Превечный, оказывающий благие милости Израилю, народу Своему».

Когда мы собираемся начинать новый день, мы сознаем, что наш путь полон западней и искушений. Некоторые из этих искушений появляются извне (плохие люди, дурные товарищи); некоторые же коренятся в нас самих, в нашей человеческой природе, которая склонна к телесным наслаждениям больше, чем к душевному вдохновению.

Поэтому мы молим Б-га помочь нам быть приученными к Торе и к Мицвот, ибо они руководят нами в нашей повседневной жизни; они оберегают нас от искушения и греха. Приучая себя изучать и продумывать Тору и выполнять повседневные мицвот, мы развиваем у себя святой и чистый характер, а потому не окажемся легкой добычей и жертвой искушения.

В этой молитве мы упомянули Йецер а-ра, «дурные побуждения», и Йецер тов, «добрые побуждения:». Оба они являются мощными силами, обитающими у нас в голове и в сердце. Первая из них искушает нас всякими видами наслаждений и старается отклонить наш разум и сердце от Б-га, от добра и святости. Чем больше предаются телесным наслаждениям, тем мощнее становится Йецер а-ра, а Йецер тов обладает «ничтожно малым голосом», который почти не слышен.

В этом конфликте внутри нас между обеими нашими природами — одной, ищущей добро и святости, и другой, заинтересованной только мирскими наслаждениями, — мы просим Божескую помощь. Ибо, хотя все зависит от наших собственных усилий, нашей собственной воли и решимости, мы тем не менее сознаем, что человеческая природа в поисках добра часто оказывается слишком слабой и нуждается в Божеской помощи. Вот почему наши мудрецы говорят: «Тот, кто освящает себя немного собственными силами, получает большую помощь Свыше».

С первого взгляда может казаться, что отсутствует какая-либо связь между началом благословения в этой молитве («сгоняющий сон с глаз») и самой молитвой, как и ее концовкой. Однако, немного глубже подумав, мы можем уловить эту связь. Когда человек спит, его интеллект тоже спит; бодрствует только воображение, вызывающее всякого рода сны и причуды. Обычные искушения в повседневной жизни существуют в большинстве случаев в воображении, возбуждающем чувства предвкушения наслаждений вне всякой пропорции к действительности. Йецер а-ра пользуется успехом только в том случае, когда он застает интеллект дремлющим. Он так и делает, он старается усыпить бдительность интеллекта. Человек, полностью контролирующий свои чувства, не легко окажется добычей искусителя. Если мы действительно желаем быть в бодрствующем состоянии и бдительными по отношению к трюкам Йецер а-ра, мы должны регулярно изучать Тору и выполнять повседневные мицвот искренне и преданно. В Его безграничной милости Б-г, наш Создатель, наделил нас силой и способностью преодолевать злые побуждения. Больше того, Он дал нам Тору и мицвот в качестве наших постоянных руководителей, нашей стражи и наших спутников. И Он дал нам Йецер тов для еще большей помощи. Что еще должен Он сделать для нас? Остальное, — всего немного личных усилий, — это уже наше собственное дело. Если внимательно продумать приведенную выше молитву, мы увидим, как правильно и последовательно она составлена.

Первое, что нам необходимо, — это знать нашу Тору. Это поможет нам примкнуть к Божьим заветам и отдаляться от греха и проступков. Тогда злые побуждения не будут иметь власти над нами. Мы тогда сумеем определять также, кто является хорошим, а кто плохим человеком. Мы сможем держаться вдали от преступных путей плохого товарища, и больше того, сумеем подчинить наши собственные злые побуждения, служению Б-гу. Таким образом, мы обретем благую милость в глазах Превечного и в глазах всех, смотрящих на нас. Но во всем этом нам нужна помощь Свыше, и, как уже было упомянуто раньше, если мы примем твердое решение делать добро, мы получим Божью помощь выполнить это.

Опубликовано: 03.08.2004 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter