СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара 5784 г., четвертый день недели Ки тиса | 2024-02-28 15:09

Талмуд об эффекте бумеранга

В это время местный судья судил одного разбойника. Насмешник подошёл посмотреть и стал смеяться, думая о том, как он подшутил над рабби Яссой.

803 (0) мин.
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: Йерушалми, трактат «Брахот» 30б-31а

Когда рабби Зейра пришел в Землю Израиля, он пошел на процедуру кровопускания (чтобы поправить свое здоровье). Поскольку считается, что в день кровопускания полезно есть мясо, он пошел к мяснику, чтобы приобрести у него кусок мяса.

Рабби Зейра спросил у мясника: «Сколько стоит кусок мяса?» Мясник ему ответил: «50 динаров и один удар плетью». Сказал ему рабби Зейра: «Возьми 60 динаров, но без удара плетью», но мясник не согласился. «Возьми 70», но мясник опять не согласился. «Возьми 80», «Возьми девяносто»… И так рабби Зейра дошел до ста, но мясник все равно отказался.

Тогда рабби Зейра сказал: «Поступай по своему обычаю». Мясник взял с рабби Зейры 50 динаров и ударил плетью.

Вечером рабби Зейра пришел в дом учения, и сказал мудрецам: «Что это за дурной обычай в вашем месте, что человек не может съесть кусок мяса, пока не получит удар плетью?»

Сказали они ему: «О чём идёт речь?» Рабби Зейра рассказал… Послали за этим мясником, чтобы привести его и наказать, в случае если тот действительно окажется виновным, но подходя к мяснику посланники увидели, как из его дома выносят его гроб.

Сказали мудрецы рабби Зейре: «Рабби, неужели вы были настолько на него разгневаны (что попросили у Небес такое наказание для мясника)?»

На это сказал рабби Зейра: «Случись со мной что, но я говорю вам честно, что не гневался на него, поскольку думал, что таков местный обычай».

[В книге «Агадат Элияу» р. Элияу а-Коэн из Измира объясняет, что такое действие (удар плетью) могло быть воспринято как обычай, цель которого вселить в новоприбывших в город подчинение местным обычаям, чтобы новоприбывшие следовали им беспрекословно. Тем не менее, рабби Зейра счёл этот обычай дурным. «Агадат Элияу» сравнивает это с обычаем, который существовал в Османской империи, который заключался в том, что новоприбывший в армию получал от командира удар по шее, в знак того, что теперь ему будет необходимо исполнять все указы, которые ему будут даны].

Когда рабби Ясса пришел сюда (в Землю Израиля), он пошел подстричься, а затем решил пойти искупаться в одном из горячих источников Тверии. Повстречался ему один насмешник, и узнав, что рабби Ясса идёт укрепить свое тело, насмешник ударил его по шее, после чего сказал: «Шея этого человека ещё мягка».

В это время местный судья судил одного разбойника. Насмешник подошёл посмотреть, и стал смеяться, думая о том, как он подшутил над рабби Яссой. Судья спросил разбойника: «Кто был твоим соучастником в преступлении?» Разбойник поднял глаза и увидел, как тот насмешник смеётся, подумав что он смеётся над ним. «Этот, который смеётся, был со мной», — сказал разбойник судье. Судья взял этого насмешника, подверг суду, и в результате применённого к нему физического воздействия, насмешнику пришлось признаться, что он виновен в одном убийстве.

Когда разбойника и насмешника с цепями на шее выводили на повешение, рабби Ясса возвращался из купальни. Сказал ему насмешник: «Шея, которая действительно была мягка (моя шея) теперь закована в цепь». Сказал ему рабби Ясса: «Насколько плоха доля этого человека, ведь разве не написано (Йешаяу 28:22): „Не говорите насмешливо, дабы не укрепились цепи (на шее вашей)“».

Опубликовано: 11.01.2023 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter