В первой главе «Послания о раскаянии» Алтер Ребе объясняет, что означает раскаяние: «Заповедь раскаяния по Торе — это только отказ от греха».
Здесь есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание. Алтер Ребе не сказал «идея раскаяния» или «раскаяние», а именно «заповедь раскаяния». Отсюда следует, что по мнению Алтер Ребе раскаяние — это указание из Торы: в Торе есть заповедь совершить раскаяние.
Есть другие мнения (например «Минхат Хинух» заповедь 364), что Тора только дала человеку возможность совершить раскаяние, но это не заповедь. Они считают, что если человек хочет раскаяться, он должен признать свои грехи, как сказано («Насо» 5:7): «Пусть признают грех свой, который совершили». Как пишет РАМБАМ («Законы о раскаянии» 1:1): «Если человек умышленно или по ошибке нарушил какую-либо заповедь Торы — предписывающую или запрещающую — а затем раскаялся в своем грехе, он должен исповедаться перед Б-гом».
[Это похоже на вручение разводного письма: нет заповеди разводиться с женой, не дай Б-г, но если такая ситуация возникла, существует заповедь сделать это с помощью разводного письма].
Однако Алтер Ребе утверждает и доказывает, что раскаяние это действительно заповедь из Торы. Как говорит сам РАМБАМ там в заголовке: «Предписывающая заповедь, что грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе». Но, несмотря на это, РАМБАМ не включил раскаяние в список заповедей, а только исповедь (см. заповедь 73)!
Есть мнение, что раскаяние это «общее указание», которое не включается в список заповедей, так как в нем нет особого, частного указания (как пишет РАМБАМ в четвёртой основе «Книги заповедей», что не следует вносить в список заповедей общие указания).
Но из слов Алтер Ребе следует, что раскаяние действительно является частной заповедью, ведь речь идёт о том, что человек принимает на себя заново власть Всевышнего (особенно, когда он сожалеет о прошлом).
Тогда почему в списке заповедей нет раскаяния?
Объясняет Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах, что в заповедях есть правило: если в какой-то заповеди есть часть, которая исполняется в духовном смысле (мысленно), а другая часть — в материальном смысле (речью или действием) — тогда в список заповедей включается только та часть, которая связана с речью или действием, но не мыслью.
Возьмём, к примеру, заповедь молитвы, которая является «служением сердца» до такой степени, что «любая молитва, [читаемая] без должного намерения, не является молитвой» (РАМБАМ в «Законах о молитве» 4:15). Несмотря на это, в списке заповедей приводится только обязанность произнесения слов молитвы, а не намерение. Мысль не похожа на речь («мыслимое не подобно произнесенному»), а молитва считается заповедью, которую мы исполняем с помощью речи, хотя мудрецы говорят, что молитва без внутреннего намерения — как тело без души (см. «Тания» гл. 38).
То же самое можно сказать о раскаянии, так как в нем есть материальная часть — исповедь, с помощью которой человек выражает вслух свое раскаяние в сердце. Поэтому в списке заповедей есть только словесная часть раскаяния, хотя основой является решение в сердце.
Зачем Алтер Ребе объясняет это здесь, в самом начале главы?
Дело в том, что эта деталь затрагивает объяснение сути раскаяния. С одной стороны, раскаяние это точка, которая выше всех заповедей, ведь раскаяние способно исправить любой ущерб, который был нанесен заповедям. Приведём пример: если сын нарушил волю отца и хочет исправить ситуацию, он должен пробудить самую сущность сердца отца и выявить внутреннюю связь с ним. При этом ничто не может нанести ущерб этой связи. Именно потому, что раскаяние выше частной заповеди, оно способно исправить нанесенный ущерб.
С другой стороны, важно подчеркнуть, что раскаяние является особой, частной заповедью. Чтобы раскаяние не оставалось где-то в духовных мирах, оно должна быть частью заповедей. Таким образом, раскаяние пробуждает у еврея воодушевление для укрепления связи со Всевышним во время исполнения заповедей.
Поэтому Алтер Ребе подчеркивает, что речь идёт о заповеди раскаяния.