1) Исполнение всякой работы, связанной с приготовлением пищи на этот день («охель нефеш»), разрешено в праздник только если человек получает от неё удовольствие в сам праздник, но запрещено печь, делать шхиту или варить в праздник то, что будет съедено в будний день.
Если же человек в праздник испёк, сделал шхиту, сварил или сделал некую другую работу, связанную с «охель нефеш», для нужды следующего дня, даже если день, следующий за праздником это суббота — он получает удары плетьми по Торе.
2) Речь идёт о ситуации, когда человек сделал работу в праздник близко к наступлению темноты, когда вообще невозможно получить от неё удовольствие в сам праздник. Если же (от исполненной работы) можно получить удовольствие в сам праздник, даже если человек не хочет получать от неё удовольствие в праздник, а делает работу для нужды буднего дня — он не получает наказания по Торе, несмотря на то, что у него вообще нет нужды в (исполненной им) работе, поскольку, например, он уже съел всю свою трапезу. Объяснение (того, что в данной ситуации он не получает наказания по Торе) таково: если бы к нему пришли гости, которые в этот день ещё не ели, эта работа бы для них нужна, и человеку можно было бы для них её исполнить, и поэтому данная работа называется «млехет охель нефеш», и несмотря на то, что у человека нет гостей, по Торе нет запрета исполнять работу (в описанной ситуации), однако мудрецы это запретили, и тот, кто так поступает, получает плети за бунтарское поведение.
3) И даже действия, которые не связаны с исполнением работы, как, например, мытьё посуды, и тому подобное, запрещено исполнять, как и делать приготовления в праздник для нужды буднего дня, или даже для субботы, если она следует за праздником, если не сделали «эрув тавшилин» (букв. «смешение блюд»). Это же касается случая, когда следующий день — второй день Рош а-Шана, поскольку оба дня Рош а-Шана обладают одинаковой святостью и считаются одним длинным днем в сторону устрожения, но не в сторону облегчения, ведь мы разбираемся в установлении месяцев, и знаем, что первый день свят по Торе, а второй день согласно Торе — абсолютно будний день, следовательно (тот, кто делает приготовления с одного дня для второго), готовит с праздника для буднего дня.
Исходя из вышесказанного, необходимо быть осторожным, чтобы не приносить вино в первый день праздника для нужд вечернего кидуша второго дня праздника, и также не искать в свитке Торы в первый день праздника то, что необходимо читать во второй день праздника, или же в субботу, которая следует за праздником, и это даже если человек сделал «эрув тавшилин», поскольку данная процедура разрешает производить действия, связанные с нуждами субботней трапезы, но не другие подготовки в праздник для субботы, как написано в главе 393.
4) Двумя способами разрешили мудрецы делать работу, связанную с «охель нефеш» в праздник для нужд буднего дня при условии, что человек частично получает удовольствие (от этой работы) в сам праздник.
Первый способ: когда человек делает всю работу за раз, например, наполняет большую ёмкость водой и ставит на огонь, несмотря на то, что (в первый день праздника) ему нужна только одна кружка воды. Это разрешено, поскольку во время исполнения работы, то есть в то время, когда человек ставит ёмкость на огонь, вся работа исполняется одновременно и он не добавляет к этому работу для нужды буднего дня. Однако при этом, во время варки воды нельзя озвучивать, что остальная вода будет для нужд буднего дня, но варить нужно в общем (не озвучивая этого).
И даже если у человека нет нужды в праздник даже в одной кружке воды, он может прибегнуть к ухищрению и сказать: «Мне нужна кружка горячей воды», и ему можно будет сварить полную ёмкость воды, для того, чтобы воспользоваться одной кружкой горячей воды в праздник, но это при условии, что он исполнит то, чего касается ухищрение, и использует одну кружку воды, которую варит в праздник.
5) Второй способ: если часть работы, от которой человек получает удовольствие в праздник, улучшается благодаря той части работы, которая для нужд буднего дня, и поэтому даже если исполнение всей работы не происходит одновременно, это разрешено.
Каким образом? Разрешено наполнять ёмкость мясом, несмотря на то, что в праздник человек нуждается только в одном куске, и несмотря на то, что после того, как он разместил кастрюлю у огня, он добавил в неё ещё мяса, и даже если это была маленькая кастрюля и он переместил её содержимое в большую кастрюлю и добавил к её содержимому — всё это разрешено. И несмотря на то, что человек добавляет в работе для нужд буднего дня, поскольку варево улучшается благодаря большому количеству мяса в кастрюле, получается, что то, что предназначено для нужды праздника, улучшается благодаря тому, что предназначено для нужд буднего дня, и вся работа — для нужды праздника. Однако при этом запрещено озвучивать во время варки, что остальное предназначается для нужд буднего дня, но варить нужно не озвучивая этого.
6) Если же у человека нет никакой нужды в содержимом этой кастрюли в праздник, поскольку у него есть другие (кастрюли) и варит он только для нужд буднего дня, для нужд второго дня праздника или для нужд субботы (которая следует за праздником), если человек не сделал процедуру «эрув тавшилин», то даже если он хочет поесть из содержимого этой кастрюли, ухищрение не сработает вообще, поскольку в данной ситуации он ест из этой кастрюли только лишь для того, чтобы разрешить варку.
Речь идёт о ситуации, когда работа исполняется человеком не за раз, то есть после того, как он поставил кастрюлю у огня, он добавил в неё мяса для нужды следующего дня. Получается, что он добавляет работу для нужд следующего дня, и хотя то, что он ест от содержимого этой кастрюли в сам праздник, улучшается благодаря этой добавке работы (для нужд следующего дня) — это улучшение недейственно, поскольку в данной ситуации человек вообще не нуждается в этом улучшении, ведь (речь идёт о ситуации, когда) у него нет никакой необходимости есть в праздник от содержимого именно этой кастрюли, а это сделать он желает только чтобы разрешить варку для нужд следующего дня.
Если же человек исполняет всю работу за раз, то есть сразу положил в неё всё мясо и поставил на огонь, так что во время исполнения работы, то есть размещения кастрюли на огне, работа исполняется за раз, разрешается прибегнуть к ухищрению и сказать «я поем из содержимого этой кастрюли сегодня», даже если по факту он не нуждается в этом — тем не менее разрешено ему варить то, что в этой кастрюле ради этого приёма пищи, поскольку Тора не сделала различий в отношении работы для «охель нефеш» между ситуациями, когда у человека есть необходимость есть, и ситуацией, когда у него нет такой необходимости, но он ест. Поскольку же то, что человек ест в праздник, он варит за раз с остальным мясом, которое он варит для нужд буднего дня, и при этом он ничего не добавляет для нужд буднего дня, так поступать полностью разрешено.
При этом пусть человек не озвучивает, что остальное мясо он варит для нужд буднего дня, поскольку вышеуказанное разрешение достигается путем ухищрения, ведь на самом деле у него нет необходимости есть из этой кастрюли вообще.
Если же ситуация обстоит так, что человек не прибегает к ухищрению и на самом деле нуждается в небольшом количестве мяса из кастрюли, ему разрешено сказать, что остальное мясо — для нужд буднего дня, поскольку нет в этом никакого нарушения вообще, ведь ему действительно нужно немного мяса и это небольшое количество он варит с остальным мясом, и вдобавок к этому, то небольшое количество (которое ему нужно) улучшается благодаря остальному мясу.
7) В наши дни люди делают так, что варят в первый день праздника утром для нужд вечера второго дня праздника, полагаясь на то, что они немного пробуют от этой пищи в первый день праздника, и при этом они не осторожны в том, что открыто говорят о том, что варят для нужды ночи второго дня праздника. Необходимо предупредить их, чтобы они были осторожны в этом вопросе.
Также необходимо предупредить их, чтобы они не добавляли мяса после того, как поставили кастрюлю у огня. Причина этого в том, что поскольку от содержимого не едят, а только лишь немного пробуют, получается, что (добавкой) человек добавляет работу для нужд второго дня, а прибегать к ухищрению разрешено только если вся работа исполняется за раз.
8) И также необходимо предупредить их, чтобы они поступали так только в первый день праздника для нужд второго дня, поскольку в таком случае речь идёт о нужде для радости в праздник, но пусть не варят, пользуясь этим ухищрением во второй день праздника для нужд буднего дня, поскольку есть устрожающие мнения, согласно которым запрещено пользоваться ухищрением вообще, и разрешение относится только к ситуации, когда человек действительно нуждается в небольшом количестве мяса; если у человека такая ситуация, тогда ему мудрецы и дали разрешение прибегнуть к способам, которые мы объяснили выше.
А тот, кто особо заботится о своей душе, пусть следует мнению устрожающих даже когда речь идёт о первом дне праздника и нуждах для его второго дня.
9) И даже по первому мнению, разрешение прибегать к ухищрению относится ко времени до утренней трапезы, поскольку тогда человек варит мясо, всё из которого ему может пригодиться, и если бы он захотел, то мог бы съесть его на утренней трапезе.
После утренней трапезы разрешение прибегать к ухищрению относится только к ситуации, когда человеку действительно нужен один кусок мяса, и тогда ему разрешено добавить в кастрюлю ещё куски, даже один за другим, и несмотря на то, что он делает это для нужд буднего дня, поскольку то, что необходимо для нужд праздника улучшается благодаря большому количеству мяса, всё это считается нуждой для праздника.
10) И даже перед тем, как съесть утреннюю трапезу, разрешение прибегать к ухищрению относится только к ситуации, когда речь идёт об одной кастрюле, но запрещено варить один вид в двух кастрюлях, пробуя понемногу от содержимого каждой из них. Поскольку вкус того, что содержится в каждой из них идентичен, то, что человек пробует от содержимого двух кастрюль, он может попробовать только лишь от содержимого одной, и получается, что содержимое второй кастрюли варится для нужд буднего дня.
Однако разрешено варить несколько разных блюд в разных кастрюлях до съедания утренней трапезы (в первый день праздника для нужды ночи второго его дня), и в такой ситуации достаточно того, что человек попробует из каждой кастрюли пищу объёмом с маслину («кезаит»), и достаточно даже дать попробовать ребёнку, согласно первому мнению, которое является основным, как было объяснено.
11) И всё это относится к ситуации «изначально», но постфактум, если человек уже сварил в праздник для нужд буднего дня, даже после съедания утренней трапезы, и даже если он сварил в разных кастрюлях, при условии что речь идёт о разных блюдах (в каждой кастрюле другое блюдо), в такой ситуации человек может попробовать в праздник из каждой кастрюли пищу объёмом с маслину и можно будет есть содержимое сразу после окончания праздника и нет необходимости ждать какое-либо количество времени. И несмотря на то, что этот человек сделал варку, преступив запрет, мудрецы его не оштрафовали, поскольку он попробовал от содержимого каждой из кастрюль в праздник и варка, которую он сделал не была полностью для нужды буднего дня.
И даже если человек не попробовал ничего из того, что в кастрюлях, но во время варки он думал, что попробует от того что содержится в каждой из них, если он произвел варку до утренней трапезы, можно будет есть их содержимое сразу осле окончания праздника, поскольку варка была сделана с разрешением, поскольку в намерениях человека было попробовать содержимое каждой из кастрюль.
12) Однако если для нужды буднего дня человек сварил в двух кастрюлях одно и то же блюдо с идентичным вкусом, то даже если он это сделал до утренней трапезы, полагаясь на ухищрение, желая съесть пищи объёмом с маслину от содержимого каждой из кастрюль, и даже если он съел пищу объёмом с маслину от содержимого каждой из них, или же прибег к ухищрению тем что сказал «возможно придут ко мне гости и мне понадобятся две кастрюли», закон таков: как если он поел от их содержимого в праздник, так и если он этого не сделал — их содержимое запрещено ему и его домочадцам навсегда. Поскольку, раз он разрешил самому себе воспользоваться ухищрением, которое запретили мудрецы, есть место опасению, что и в следующий раз он поступит так же, а также и другие люди последуют его примеру, поэтому мудрецы его оштрафовали. Однако остальным людям разрешено есть эту пищу сразу после окончания праздника.
13) И всё это говорится о ситуации, когда человек прибег к ухищрению, полагая, что поступает в соответствии с разрешением мудрецов, но тот, кто варит в праздник для нужды буднего дня, нарушая закон сознательно, пища (которую он сварил) будет разрешена сразу после окончания праздника даже для самого сварившего её, поскольку раз он нарушитель и нарушил закон сознательно, нет опасения, что другие могут последовать его примеру и станут сознательно преступать закон, да и сам нарушитель одумается и раскается. Поэтому мудрецы не оштрафовали его и также в отношении того, что он преступил и сварил в праздник, мудрецы не посчитали нужным подвергнуть его штрафу, учитывая то, что речь идёт о запретах праздника, которые не так строги, как запреты субботы, за нарушение которых полагается штраф, как объясняется в главах 318, 323 и 339. И подобный закон мы находим в отношении ситуаций, когда человек делает работы, связанные с «охель нефеш» для нужд буднего дня, или же для нужды субботы, которая следует за праздником, хотя человек не сделал «эрув тавшилин», или для нужды второго дня праздника.