Суббота, предшествующая новомесячью Адара (а в високосный год перед вторым Адаром) называется «Шабат Шкалим». В эту субботу мы читаем отрывок из Торы, говорящий о заповеди «махацит а-шекель» (полшекеля).
«...Вот что дадут они... половину шекеля... богатый не больше, бедный не меньше половины шекеля во искупление ваших душ» (Шмот 30:13-15).
Всевышний приказал, чтобы каждый еврей дал полшекеля для того, чтобы искупить грех золотого тельца. Грех поклонения золотому тельцу — это грех идолопоклонства. Он разорвал связь между евреями и Творцом. Исправить этот грех можно только тем что евреи вновь соединятся с Богом.
Еврейский народ и Творец в своей сути это одно и то же. И еврейский народ неполноценен без Творца. Они являются лишь половиной целого. Поэтому было приказано дать полшекеля и в этом было указание на то, что они не полноценны. А вторая половина — это Творец, и вместе они составляют единое целое.
И бедный, и богатый, должен был внести в казну полшекеля, и это намек на то, что только соединившись с Творцом мы становимся одним целым. В этом просматривается внутренняя связ между «Шкалим» и месяцем Адар, в котором произошло чудо Пурим.
В Талмуде, в трактате «Мегила» рассказывается, что духовной причиной преследований Амана послужило то, что евреи поклонялись идолам. А духовной причиной отмены страшного приговора послужила заповедь «махацит а-шекель».
Когда еврей поклоняется идолу, может показаться, что он отделен от Творца. Чудесное спасение произошло в заслугу заповеди «махацит а-шекель», доказавшей всем, что еврей никогда, упаси Б-г, не может быть оторван от Творца. Ведь еврейский народ и Творец являются одним целым, а сам по себе еврей лишь половина.
В заслугу за исполнение заповеди «полшекеля» произошло духовное пробуждение еврейского народа. И все, с великой самоотверженностью, несмотря на страшный указ Амана, решили остаться евреями до конца и за это удостоились великого чуда Пурима.