21 Тишрея 5782 года, второй день недели, гл. Браха

5. Революция, которая начинается снизу

Главное достоинство «Бейт Рабейну» заключается в том, что с его помощью наступит Освобождение на деле, так как находящийся там Рабейну — это Король Мошиах.

2879 (1)
Перевод: Шолем Лугов Источник: «Бейт Рабейну в Вавилоне»
5. Революция, которая начинается снизу
Рабейну — это Король Мошиах

Ранее мы уже объяснили, что «Бейт Рабейну» — это особая синагога и дом учения. Находящаяся в ней Шхина, присутствует на более высоком уровне по сравнению с другими синагогами и домами учения, так как именно из этой синагоги исходят указания, как себя вести всему народу. И сейчас, продолжая наши разъяснения, в дополнение к ранее упомянутым  достоинствам «Бейт Рабейну», мы поговорим  еще об одном его достоинстве, происходящем со стороны самого «Рабейну». Хотя мы и ранее обсуждали достоинства «Рабейну», ведь указания исходят именно от него, но здесь подчеркивается сам факт  пребывания «Рабейну» в этом месте.

В Храме присутствовала Шхина, носящая название «общая Шхина», для всего еврейского народа, так как в Храме собирались все евреи. Также и в «Бейт Рабейну» присутствует «общая Шхина», так как «Рабейну» находится там, а он включает в себя все еврейские души.

И НУЖНО ДОБАВИТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ ВАЖНОСТИ «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ».  ЕГО ДОСТОИНСТВО ПО СРАВНЕНИЮ С «СИНАГОГАМИ И ДОМАМИ УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ» (КРОМЕ ДОСТОИНСТВА СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В БЕЙТ РАБЕЙНУ — «Рабейну» находится там и дает оттуда указания) СОСТОИТ ТАКЖЕ В ТОМ, ЧТО ЭТО —  «БЕЙТ РАБЕЙНУ» — дом, в котором живет «Рабейну», само присутствие которого в этом доме превращает его в избранное место среди других синагог.

(Достоинство и важность «Рабейну» заключены уже в его прозвище — «Рабейну в Вавилоне». Его называют «Рабейну» — «УЧИТЕЛЬ» (ВООБЩЕ, без всяких дополнений), так как это он и есть — учитель ВСЕХ ЕВРЕЕВ. Он находится выше всех людей поколения и поэтому он — руководитель и ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ «РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ», УЧИТЕЛЬ И РАВ ВСЕХ НАХОДЯЩИХСЯ В ИЗГНАНИИ — раввин и учитель, обучающий и наставляющий весь еврейский народ и всех еврейских мудрецов за пределами Святой Земли.  При этом все являются его учениками и все учат от него Тору). Теперь становится понятно, что дом, в котором находится этот человек, «Рабейну», — «Бейт Рабейну в Вавилоне» — это не только частный дом наставника евреев и самого большого мудреца, но намного выше этого, —  дом всех евреев. Это дом каждого еврея в любом месте  мира, где бы он ни находился. Так как это — ДОМ ГЛАВЫ ПОКОЛЕНИЯ, душа которого содержит в себе все еврейские души, как сказано: «ГЛАВА — ЭТО ВСЕ»:

И мы видим,  что в самом наличии и существовании «Рабейну» есть особая значимость. Так как он включает в себя все еврейские души, следовательно,  в том месте, где он находится, — находятся все. Отсюда следует, что все еврейские души находятся в «Бейт Рабейну» и поэтому там присутствует Шхина так, как она была в Храме.

Сейчас мы поговорим о пребывании Шхины в Храме. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ (смысл и главная цель) ПРЕБЫВАНИЯ ШХИНЫ В ХРАМЕ ОЧЕНЬ ВАЖНА ДЛЯ ЕВРЕЕВ. Нужно понять, что,  хотя Шхина и присутствует  в здании Храма,  истинная ее цель — это раскрытие в мире ( Храм же  является средством для этого), чтобы Шхина присутствовала среди всего еврейского народа.

(Другими словами — Всевышний находится повсеместно и, несомненно, Он присутствует также в каждом еврее. Вместе с тем, пребывание Шхины и ее раскрытие в Храме должно быть на более высоком уровне, чтобы была возможность подчинения (самоумаления каждого еврея) самым совершенным образом.

Есть два уровня в «самоумалении», которые в хасидизме называются «внутренним самоумалением» и «внешним самоумалением». Разницу между ними можно понять на таком примере: когда король проходит перед своими подданными, то все падают перед ним ниц. Это действие символизирует самоумаление слуги перед господином. Но, возможно, что склоняющийся  делает это под принуждением, а в глубине души он не подчиняется королю. Он не хочет, на самом деле, выполнить волю короля. Поэтому, когда король продолжит свой путь, слуга вернется к своим занятиям и забудет о короле. Может быть еще худший вариант: склонившийся перед королем слуга замышляет планы против него. Все это называется «внешним самоумалением»:  поклон, символизирующий подчинение, является только внешним действием, не проникающим внутрь человека. Но «внутреннее самоумаление» является истинным. Оно проникает во всю сущность слуги так, что он не имеет больше собственных желаний. Единственная вещь, которая для него важна и которую он желает исполнить, — это воля короля. При «внутреннем самоумалении» склонившийся человек чувствует, что он, в буквальном смысле, неотделимая часть короля.

Король в нашем примере — это Всевышний. Слуга — это каждый еврей. Состояние еврея в его повседневной жизни, — это «внешнее самоумаление». В Храме же происходит «внутреннее самоумаление». Нужно обратить внимание, что пример все же не совсем похож на реальность. В примере (король и слуга), когда слуга достигает уровня «внутреннего самоумаления», он полностью подчиняет свои желания воле короля. И, вследствие этого, он чувствует себя так, как будто он — часть короля. Как будто — так как в действительности он остается в своем теле, отдаленным от короля и не имеющим связи с ним. Но та  ситуация, о которой говорим мы (Всевышний и еврей), —   иная, ведь когда евреи склонялись в Храме, они ощущали, что их существование — это существование Всевышнего в буквальном смысле. Это имеет место СО СТОРОНЫ ДОСТОИНСТВА ЕВРЕЕВ, так как они на самом деле едины с Всевышним, как сказано: «ЕВРЕИ И ВСЕВЫШНИЙ —  ЭТО ОДНО ЦЕЛОЕ»). И не вызывает сомнений то, что пребывание Шхины в Храме ради евреев и для евреев, которые находились в состоянии «внутреннего самоумаления», привело к  раскрытию их самой сущности, заключающейся в их объединении с Всевышним в единое целое.

Эта идея подчеркивается также в словах Торы: КАК СКАЗАНО «И СДЕЛАЙТЕ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ОБИТАТЬ В НИХ». На первый взгляд, кажется, что нужно было сказать «и сделайте Мне святилище, и Я буду обитать в нем» — то есть, в самом святилище, которое евреи должны сделать для Всевышнего. Но НЕ СКАЗАНО в Торе — «В НЕМ», А «В НИХ». Так как есть здесь особый смысл: в них — в каждом из евреев. Ведь основная мысль, цель и смысл указания «сделайте Мне святилище» состоит в том, чтобы произошло раскрытие Шхины в самих евреях.

[Как мы можем осуществить «и Я буду обитать в них»? С помощью того, что каждый еврей ведет себя как в Храме и управляет своим домом, как в Храме!

Храм  — это «здание Торы»,  —  в помещении, которое называлось «Святая святых», находился Свиток Торы. Подобно этому, каждый еврейский дом должен быть полон святых книг, причем, нужно стараться, чтобы эти книги не просто стояли на полках, но их бы постоянно изучали. В результате, изучение святых книг наполнит весь дом Торой.

Кроме того, Храм был «зданием молитвы» — в нем старались молиться три раза в  день. Так же и в наше время, мы направляем свои молитвы к Храму, и они поднимаются на Небо через него. Наподобие этого, проходит день в еврейском доме: утром мы произносим «Благодарю Тебя», а вечером — «Слушай, Израиль». В середине дня есть молитвы и благословения — перед едой и после еды и т.д.

Храм – это еще и «здания добрых дел» — оттуда Всевышний осуществляет распространение Своего блага на весь мир и, особенно, на еврейский народ., Еврейский дом также  должен быть посвящен совершению добрых дел и благотворительности. В каждом доме должна быть копилка для благотворительности, нужно принимать гостей и т.д.]

И, как в Храме присутствие Шхины было ради еврейского народа, для того, чтобы осуществилось «и Я буду обитать в них», так и ОТНОСИТЕЛЬНО  ПРЕБЫВАНИЯ ШХИНЫ ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ в синагогах и домах учения (как сказано в Талмуде «В ВАВИЛОНЕ — ГДЕ... была Шхина? — В СИНАГОГЕ И Т.Д.», которая называется «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ»), ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ В НАЧАЛЕ СЛОВ этого отрывка из Талмуда, в котором идет речь о  присутствии  Шхины среди еврейского народа и во время изгнания: «ВОТ, ПОСМОТРИТЕ, НАСКОЛЬКО ДОРОГИ ЕВРЕИ ВСЕВЫШНЕМУ, ВЕДЬ КУДА БЫ ОНИ НЕ БЫЛИ ИЗГНАНЫ, — ШХИНА ВМЕСТЕ С НИМИ». И так как евреи дороги Всевышнему, то Шхина всегда вместе с ними. Из этого следует, что причина и цель раскрытия Шхины во время изгнания совпадают с тем, что было в Храме: чтобы она раскрылась среди еврейского народа, в каждом еврее.

И НЕ ТОЛЬКО ЭТО, важность достоинства еврейского народа не только в том, что смысл и цель раскрытия Шхины в Храме — для них, НО И ТО, ЧТО РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ В ХРАМЕ ПРОИСХОДИТ ОТТОГО, ЧТО ТАМ СОБИРАЮТСЯ ВСЕ ЕВРЕИ, КАК СКАЗАНО: «КОГДА ПРИДЕТ ВЕСЬ ИСРАЭЛЬ ПРЕДСТАТЬ ПРЕД Г-СПОДОМ, Б-ГОМ ТВОИМ, НА МЕСТЕ, КОТОРОЕ ОН ИЗБЕРЕТ». И ПОДОБНО ЭТОМУ и также из-за этого синагоги похожи на Храм: как в Храме было раскрытие Шхины в результате собрания всего еврейского народа, так и В СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ СОБИРАЮТСЯ ДЕСЯТКИ ЕВРЕЕВ, В «ЛЮБОМ МЕСТЕ, ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ДЕСЯТЬ ЕВРЕЕВ, — ПРИСУТСТВУЕТ ШХИНА».

Раскрытие Шхины, которая присутствует среди десяти евреев, собравшихся вместе, — очень сильное. До такой степени сильное, что если ангелу случится появиться там, овладевает им страх и ужас, которые не передать словами, и он теряет свою суть. Поэтому, раскрытие Шхины в синагогах, где собираются евреи, даже если их будет больше десяти, не может сравниться с мощностью раскрытия Шхины в Храме, где собираются все евреи.

И ЭТО ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ  ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ТОГО, ЧТО СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ НОСЯТ НАЗВАНИЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ» — ТАК КАК каждая душа является «частью» Шхины и поэтому В ХРАМЕ, В КОТОРОМ СОБИРАЛИСЬ ВСЕ ЕВРЕИ, и все «части» Шхины (все души) собирались   в одном месте, —  БЫЛО РАСКРЫТИЕ ОБЩЕЙ ШХИНЫ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ «ЕВРЕЙСКОЕ СОБРАНИЕ». То есть, источник всех душ еврейского народа носит название «еврейское собрание». И после спуска душ в тела, они тоже носят это название, так как «еврейское собрание вверху» (источник душ) — это ИСТОЧНИК ЕВРЕЙСКОГО СОБРАНИЯ ВНИЗУ. И поэтому, когда в Храме собирались все евреи, там раскрывался общий аспект Шхины, и в Храме происходило объединение «еврейского собрания внизу» с «еврейским собранием вверху».

А В СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ («малых святилищах») В СТРАНАХ, КУДА ПРИШЛИ евреи во время изгнания, В КАЖДОЙ СТРАНЕ И В КАЖДОМ ГОРОДЕ, ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ДЕСЯТКИ ЕВРЕЕВ, совсем немного евреев, десять или больше, но не все евреи, ПРЕБЫВАЕТ И РАСКРЫВАЕТСЯ СРЕДИ НИХ ТОЛЬКО ЧАСТЬ, ЕСЛИ ТАК МОЖНО ВЫРАЗИТЬСЯ, ШХИНЫ, а не общий аспект Шхины, — «еврейское собрание вверху». И так как там присутствует только «часть» Шхины по сравнению с Храмом, все синагоги носят название «малое святилище».

И НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ВОЗВЫШЕННОСТЬ —  особую важность и достоинство «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ». БУДУЧИ ПОСТОЯННЫМ МЕСТОМ (ДОМОМ) ГЛАВЫ ПОКОЛЕНИЯ, А ВЕДЬ о нем сказано, что «ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ — ЭТО ВСЕ», ТАК КАК ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВСЕ ПОКОЛЕНИЕ, все души поколения, поэтому «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ» СТАНОВИТСЯ МЕСТОМ ПРИСУТСТВИЯ (И РАСКРЫТИЯ) ОБЩЕГО АСПЕКТА ШХИНЫ (НЕ ТОЛЬКО ТОЙ ЧАСТИ, КОТОРАЯ ПРИСУТСТВУЕТ (И РАСКРЫВАЕТСЯ) ПРИ НАЛИЧИИ ДЕСЯТИ ЕВРЕЕВ, как в обычной синагоге), а общий аспект Шхины. И ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОДОБИЕМ ПРИСУТСТВИЯ И РАСКРЫТИЯ ШХИНЫ В ХРАМЕ и поэтому сказано о «Бейт Рабейну», что это место, «КУДА ДВИНУЛОСЬ СВЯТИЛИЩЕ И ОСТАНОВИЛОСЬ ТАМ», что раскрытие Шхины, которое было в Храме благодаря тому, что там собирались все евреи, перешло в «Бейт Рабейну», так как Рабейну включает в себя весь еврейский народ. И ОТТУДА (из «Бейт Рабейну») ПРОИСТЕКАЕТ ПРИСУТСТВИЕ И РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ ВО ВСЕХ СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ, КУДА ОНИ ПРИДУТ, повсеместно, где находятся евреи в изгнании, КАК ИЗ  ХРАМА, ИЗ КОТОРОГО ИСХОДИТ СВЕТ НА ВЕСЬ МИР.

Храм называется «тальпиот» («таль» — высокое место, «пиот» — уста еврейского народа, которые молятся Всевышнему) и поэтому сказали мудрецы, что молящиеся должны молиться по направлению к Храму. И НУЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ДОМ ГЛАВЫ ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ ПОКОЛЕНИЕ, все души, — ЭТО ПОДОБИЕ «ТАЛЬПИЕТ», «ВЫСОТА, К КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНЫ ВСЕ УСТА», КАК ОБЪЯСНИЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ХРАМА. И в этом отношении «Бейт Рабейну» является заменой Храма во время изгнания, ведь, как известно, Рабейну является адресом, по которому обращаются со всеми проблемами и вопросами.

И ЕЩЕ ОДНО, ГЛАВНОЕ  ДОСТОИНСТВО «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ», КОТОРОЕ КАСАЕТСЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ:

В душе еврея есть пять уровней. Один из них, самый высокий, называется «единственная». Этот уровень есть у каждого еврея и из него  проистекают полное самоустранение и самопожертвование еврея по отношению к  Всевышнему. Душа главы поколения включает в себя этот уровень души всех евреев, который  называется также «искрой Мошиаха», так как «единственная» — это, действительно, искра души Мошиаха. Поэтому, «РАБЕЙНУ» — ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ, который включает в себя все высшие уровни души поколения и, разумеется, также и «искры Мошиаха» поколения, ОН ТАКЖЕ —  МОШИАХ (ОСВОБОДИТЕЛЬ ЕВРЕЕВ) ПОКОЛЕНИЯ, КАК МОШЕ-РАБЕЙНУ (ПЕРВЫЙ ГЛАВА еврейского народа, поэтому он и был тем, кто освободил евреев из Египта). И сказали мудрецы, что «ПЕРВЫЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ — ОН ЖЕ И ПОСЛЕДНИЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ». Это значит, что «первый освободитель» (Моше) даст «последнему освободителю» (Мошиаху) силу для того, чтобы освободить еврейский народ. Отсюда следует , что Рабейну в каждом поколении действует благодаря полученной от Моше силе, и как Моше, он также является освободителем и Мошиахом этого поколения.

КАК ИЗВЕСТНО, В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ ЕСТЬ «ОДИН, ДОСТОЙНЫЙ ПО СВОЕЙ ПРАВЕДНОСТИ БЫТЬ ОСВОБОДИТЕЛЕМ, И КОГДА ПРИДЕТ ВРЕМЯ, ТО ОТКРОЕТСЯ ЕМУ ВСЕВЫШНИЙ И ПОШЛЕТ ЕГО освободить еврейский народ  и т.д.». Так как в каждом поколении есть один праведник, достойный быть освободителем, то  у него есть потенциал раскрытия в качестве Мошиаха. Если в его поколении люди завершат все приготовления к Освобождению, то Всевышний даст ему указание освободить еврейский народ. И МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО тот самый праведник в каждом поколении ЭТО — ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ, КАК ЯСНО ГОВОРИТСЯ В ТАЛМУДЕ ОТНОСИТЕЛЬНО РАББИ ЙЕУДА А-НАСИ: «СКАЗАЛ РАВ, ЕСЛИ ОН ИЗ ЖИВЫХ, ТО ЭТО КАК НАШ СВЯТОЙ УЧИТЕЛЬ», это значит, что «ЕСЛИ МОШИАХ СРЕДИ ТЕХ людей, КТО ЖИВЕТ СЕЙЧАС, ТО, НЕСОМНЕННО, —  ЭТО НАШ СВЯТОЙ УЧИТЕЛЬ», так как во время Талмуда рабби Йеуда а-Наси был праведником, который в потенциале готов был раскрыться в качестве Мошиаха. И Рав понимал, что рабби Йеуда а-Наси —  это самый достойный кандидат быть Мошиахом, так как в то время он был ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ. Так было во всех поколениях, когда ученики главы поколения знали и говорили о нем, что он достоин быть Мошиахом поколения.

[Как объяснялось ранее, упомянутый здесь в качестве Мошиаха рабби Йеуда а-Наси и Рабейну из Вавилона — это два разных человека. Рабби Йеуда а-Наси был учителем Рабейну из Вавилона, который в молодости учился в Земле Израиля. После кончины рабби Йеуды а-Наси Рабейну стал главой поколения.

Слова Талмуда «если Мошиах среди тех, кто живет сейчас, — это, несомненно, наш святой учитель» были сказаны при жизни рабби Йеуды а-Наси. Эти слова не относятся обязательно только к нему и не были сказаны только по отношению к нему. Каждый, кто является «Рабейну» поколения и главой поколения в свое время, достоин быть Мошиахом этого поколения. Поэтому Рабейну из Вавилона был Мошиахом своего поколения, так как он был главой поколения после рабби Йеуды а-Наси.]

И ВСЕ ЭТО (идея того, что Рабейну в Вавилоне является Мошиахом своего поколения) ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ, ЧТО ОСНОВНАЯ ИДЕЯ «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ» — ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНА», так как это задача Мошиаха — привести Освобождение. Не нужно ждать, пока окажемся в Земле Израиля, чтобы привести Освобождение. Наоборот, именно когда мы еще находимся в изгнании, нужно стараться привести Освобождение. Как же сделать это? Рабейну — Мошиах приводит Освобождение ПОСРЕДСТВОМ ТОГО, ЧТО ОБЩЕЙ РАБОТЕ ВСЕХ ЕВРЕЕВ ДАЕТСЯ СИЛА — СДЕЛАТЬ ИЗ ВАВИЛОНА (ЗАГРАНИЦЫ) ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ, с помощью внедрения святости в то место, где евреи находятся. И не просто святость, а святость Земли Израиля. СОГЛАСНО ИЗВЕСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ, которое сказал Цемах-Цедек одному хасиду, который хотел подняться в Святую Землю для того, что возвыситься там в духовном смысле: «СДЕЛАЙТЕ ЗДЕСЬ (ЗА ГРАНИЦЕЙ) ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ».

И ЭТА ИДЕЯ (превращение мира в святое место) ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧЕРЕЗ ПОСТРОЙКУ СИНАГОГ И ДОМОВ УЧЕНИЯ («МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ») В ТЕХ СТРАНАХ, КУДА ОНИ ПРИБУДУТ и отсюда следует, что это относится также и  к «Бейт Рабейну», который не просто синагога или дом учения, а «главное малое святилище». Нужно расширять его и распространять из него святость, так как благодаря этому зданию святость Земли Израиля проникает во все уголки земного шара, включая все синагоги и дома учения.

И УЖЕ ОТ НИХ (синагог и, особенно, «Бейт Рабейну») РАСПРОСТРАНИТСЯ СВЯТОСТЬ ВО ВСЕ СТРАНЫ НАРОДОВ МИРА. И ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО УСКОРЯЕМ, ПРИБЛИЖАЕМ И ОБЕСПЕЧИВАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ: «В БУДУЩЕМ ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ РАСПРОСТРАНИТСЯ НА ВСЕ СТРАНЫ», «ЧТО ВЕСЬ МИР ТОГДА БУДЕТ НАХОДИТЬСЯ НА УРОВНЕ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ И ТОГДА ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ получит дополнительную святость и БУДЕТ НА УРОВНЕ ТЕПЕРЕШНЕГО ИЕРУСАЛИМА. И ОБ ЭТОМ СКАЗАЛИ, ЧТО ИЕРУСАЛИМ РАСПРОСТРАНИТСЯ НА ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ», так как, когда святость Земли Израиля распространится на весь мир, то святость Иерусалима распространится на всю Землю Израиля, ГДЕ ПОМЕСТЯТСЯ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ ИЗ ВАВИЛОНА, ПРИСОЕДИНЕННЫЕ К ХРАМУ.

И, ТАК КАК ОСНОВНАЯ ИДЕЯ «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ» во время Освобождения — ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ И СОБРАНИЕ ВСЕХ СИНАГОГ И ДОМОВ УЧЕНИЯ ВАВИЛОНА И ИХ ПОМЕЩЕНИЕ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ, ПРИСОЕДИНЕННЫМИ К ХРАМУ — «ТО уже сейчас, во время изгнания, — ЭТО (НЕ ТОЛЬКО САМОЕ ГЛАВНОЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ» В ВАВИЛОНЕ, «КУДА ДВИНУЛСЯ ХРАМ И ГДЕ ОСТАНОВИЛСЯ ТАМ», А ТАКЖЕ) САМО МЕСТО ПОЯВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ХРАМА, так как это МЕСТО, В КОТОРОМ РАСКРОЕТСЯ БУДУЩИЙ ХРАМ И ОТКУДА ВЕРНЕТСЯ В ИЕРУСАЛИМ.

Выводы:

Из всего вышесказанного о достоинстве «Бейт Рабейну» со стороны самого Рабейну, то есть, самого факта присутствия Рабейну в этом здании, становится понятной особая значимость   «Бейт Рабейну», так как, кроме того, что это здание является заменой Храма во время изгнания (как было объяснено в уроках 1-2) и что его важность будет актуальной также и во время Освобождения (см. уроки 3-4), его главное достоинство заключается  в том, что с его помощью наступит Освобождение на деле, так как находящийся там Рабейну — это Король Мошиах, силами которого и с помощью которого  наступит Освобождение!

Перевод беседы Ребе Короля Мошиаха:

5. И НУЖНО ДОБАВИТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ ВАЖНОСТИ «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ».  ЕГО ДОСТОИНСТВО ПО СРАВНЕНИЮ С «СИНАГОГАМИ И ДОМАМИ УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ» (КРОМЕ ДОСТОИНСТВА СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В БЕЙТ РАБЕЙНУ) СОСТОИТ ТАКЖЕ В ТОМ, ЧТО ЭТО —  «БЕЙТ РАБЕЙНУ»39 («УЧИТЕЛЬ» (ВООБЩЕ) ВСЕХ ЕВРЕЕВ, ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ «РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ», УЧИТЕЛЬ И РАВ ВСЕХ НАХОДЯЩИХСЯ В ИЗГНАНИИ40), ДОМ ГЛАВЫ ПОКОЛЕНИЯ, «ГЛАВА — ЭТО ВСЕ»41:

 ОСНОВНАЯ42 ИДЕЯ ПРЕБЫВАНИЯ ШХИНЫ В ХРАМЕ ОЧЕНЬ ВАЖНА ДЛЯ ЕВРЕЕВ (СО СТОРОНЫ ДОСТОИНСТВА ЕВРЕЕВ, «ЕВРЕИ И ВСЕВЫШНИЙ ЭТО ОДНО ЦЕЛОЕ»43), КАК СКАЗАНО44 «И СДЕЛАЙТЕ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ОБИТАТЬ В НИХ». НЕ СКАЗАНО — «В НЕМ», А «В НИХ»45. И ОТНОСИТЕЛЬНО  ПРЕБЫВАНИЯ ШХИНЫ ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ («В ВАВИЛОНЕ — ГДЕ... В СИНАГОГЕ И Т.Д.», «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ»), ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ В НАЧАЛЕ СЛОВ: «ВОТ, ПОСМОТРИТЕ, НАСКОЛЬКО ДОРОГИ ЕВРЕИ ВСЕВЫШНЕМУ, ВЕДЬ КУДА БЫ ОНИ НЕ БЫЛИ ИЗГНАНЫ, — ШХИНА ВМЕСТЕ С НИМИ». И НЕ ТОЛЬКО ЭТО, НО И ТО, ЧТО РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ В ХРАМЕ ПРОИСХОДИТ ОТТОГО, ЧТО ТАМ СОБИРАЮТСЯ ВСЕ ЕВРЕИ, КАК СКАЗАНО46: «КОГДА ПРИДЕТ ВЕСЬ ИСРАЭЛЬ ПРЕДСТАТЬ ПРЕД Г-СПОДОМ, Б-ГОМ ТВОИМ, НА МЕСТЕ, КОТОРОЕ ОН ИЗБЕРЕТ». И ПОДОБНО ЭТОМУ В СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ СОБИРАЮТСЯ ДЕСЯТКИ ЕВРЕЕВ, В «ЛЮБОМ МЕСТЕ, ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ДЕСЯТЬ ЕВРЕЕВ47, — ПРИСУТСТВУЕТ ШХИНА»48.

 И ЭТО ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ  ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ТОГО, ЧТО СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ НОСЯТ НАЗВАНИЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ» — ТАК КАК В ХРАМЕ, В КОТОРОМ СОБИРАЛИСЬ ВСЕ ЕВРЕИ, БЫЛО РАСКРЫТИЕ ОБЩЕЙ ШХИНЫ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ «ЕВРЕЙСКОЕ СОБРАНИЕ», ИСТОЧНИК ЕВРЕЙСКОГО СОБРАНИЯ ВНИЗУ. А В СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ, КУДА ПРИШЛИ, В КАЖДОЙ СТРАНЕ И В КАЖДОМ ГОРОДЕ, ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ДЕСЯТКИ ЕВРЕЕВ, ПРЕБЫВАЕТ И РАСКРЫВАЕТСЯ СРЕДИ НИХ ТОЛЬКО ЧАСТЬ, ЕСЛИ ТАК МОЖНО ВЫРАЗИТЬСЯ, ШХИНЫ.

 И НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ВОЗВЫШЕННОСТЬ «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ». БУДУЧИ ПОСТОЯННЫМ МЕСТОМ (ДОМОМ) ГЛАВЫ ПОКОЛЕНИЯ, А ВЕДЬ —  «ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ — ЭТО ВСЕ», ТАК КАК ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВСЕ ПОКОЛЕНИЕ, «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ» СТАНОВИТСЯ МЕСТОМ ПРИСУТСТВИЯ (И РАСКРЫТИЯ) ОБЩЕГО АСПЕКТА ШХИНЫ (НЕ ТОЛЬКО ТОЙ ЧАСТИ, КОТОРАЯ ПРИСУТСТВУЕТ (И РАСКРЫВАЕТСЯ) ПРИ НАЛИЧИИ ДЕСЯТИ ЕВРЕЕВ)49, И ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОДОБИЕМ ПРИСУТСТВИЯ И РАСКРЫТИЯ ШХИНЫ В ХРАМЕ «КУДА ДВИНУЛОСЬ СВЯТИЛИЩЕ И ОСТАНОВИЛОСЬ ТАМ»50. И ОТТУДА ПРОИСТЕКАЕТ ПРИСУТСТВИЕ И РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ ВО ВСЕХ СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ, КУДА ОНИ ПРИДУТ, КАК ИЗ  ХРАМА, ИЗ КОТОРОГО ИСХОДИТ СВЕТ НА ВЕСЬ МИР51.

 И НУЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ДОМ ГЛАВЫ ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ ПОКОЛЕНИЕ, — ЭТО ПОДОБИЕ «ТАЛЬПИЕТ», «ВЫСОТА, К КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНЫ ВСЕ УСТА», КАК ОБЪЯСНИЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ52 ОТНОСИТЕЛЬНО ХРАМА.

 И ЕЩЕ ОДНО, ГЛАВНОЕ  ДОСТОИНСТВО «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ», КОТОРОЕ КАСАЕТСЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ:

 «РАБЕЙНУ» — ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ, ОН ТАКЖЕ МОШИАХ (ОСВОБОДИТЕЛЬ ЕВРЕЕВ) ПОКОЛЕНИЯ53, КАК МОШЕ-РАБЕЙНУ (ПЕРВЫЙ ГЛАВА), «ПЕРВЫЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ — ОН ЖЕ И ПОСЛЕДНИЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ»54. КАК ИЗВЕСТНО55, В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ ЕСТЬ «ОДИН, ДОСТОЙНЫЙ ПО СВОЕЙ ПРАВЕДНОСТИ БЫТЬ ОСВОБОДИТЕЛЕМ, И КОГДА ПРИДЕТ ВРЕМЯ, ТО ОТКРОЕТСЯ ЕМУ ВСЕВЫШНИЙ И ПОШЛЕТ ЕГО И Т.Д.». И МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО — ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ, КАК ЯСНО ГОВОРИТСЯ В ТАЛМУДЕ56 ОТНОСИТЕЛЬНО РАББИ ЙЕУДА А-НАСИ: «СКАЗАЛ РАВ57, ЕСЛИ ОН ИЗ ЖИВЫХ, ТО ЭТО КАК НАШ СВЯТОЙ УЧИТЕЛЬ», «ЕСЛИ МОШИАХ СРЕДИ ТЕХ, КТО ЖИВЕТ СЕЙЧАС, ТО, НЕСОМНЕННО, —  ЭТО НАШ СВЯТОЙ УЧИТЕЛЬ», ГЛАВА ПОКОЛЕНИЯ58.

 И ВСЕ ЭТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ, ЧТО ОСНОВНАЯ ИДЕЯ «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ» — ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНА», ПОСРЕДСТВОМ ТОГО, ЧТО ОБЩЕЙ РАБОТЕ ВСЕХ ЕВРЕЕВ ДАЕТСЯ СИЛА — СДЕЛАТЬ ИЗ ВАВИЛОНА (ЗАГРАНИЦЫ) ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ, СОГЛАСНО ИЗВЕСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ59 «СДЕЛАЙТЕ ЗДЕСЬ (ЗА ГРАНИЦЕЙ) ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ» И ЭТА ИДЕЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧЕРЕЗ ПОСТРОЙКУ СИНАГОГ И ДОМОВ УЧЕНИЯ («МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ») В ТЕХ СТРАНАХ, КУДА ОНИ ПРИБУДУТ60, И УЖЕ ОТ НИХ РАСПРОСТРАНИТСЯ СВЯТОСТЬ ВО ВСЕ СТРАНЫ НАРОДОВ МИРА. И ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО УСКОРЯЕМ, ПРИБЛИЖАЕМ И ОБЕСПЕЧИВАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ: «В БУДУЩЕМ ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ РАСПРОСТРАНИТСЯ НА ВСЕ СТРАНЫ»61, «ЧТО ВЕСЬ МИР ТОГДА БУДЕТ НАХОДИТЬСЯ НА УРОВНЕ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ И ТОГДА ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ БУДЕТ НА УРОВНЕ ТЕПЕРЕШНЕГО ИЕРУСАЛИМА. И ОБ ЭТОМ СКАЗАЛИ, ЧТО ИЕРУСАЛИМ РАСПРОСТРАНИТСЯ НА ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ»62, ГДЕ ПОМЕСТЯТСЯ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ ИЗ ВАВИЛОНА, ПРИСОЕДИНЕННЫЕ К ХРАМУ.

 И ТАК КАК ОСНОВНАЯ ИДЕЯ «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ»   — ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ И СОБРАНИЕ ВСЕХ СИНАГОГ И ДОМОВ УЧЕНИЯ ВАВИЛОНА И ИХ ПОМЕЩЕНИЕ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ, ПРИСОЕДИНЕННЫМИ К ХРАМУ — «ТО ЭТО (НЕ ТОЛЬКО САМОЕ ГЛАВНОЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ» В ВАВИЛОНЕ, «КУДА ДВИНУЛСЯ ХРАМ И ГДЕ ОСТАНОВИЛСЯ ТАМ», А ТАКЖЕ) САМО МЕСТО ПОЯВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ХРАМА, МЕСТО, В КОТОРОМ РАСКРОЕТСЯ БУДУЩИЙ ХРАМ И ОТКУДА ВЕРНЕТСЯ В ИЕРУСАЛИМ.

Примечания Ребе к беседе:

39 И наподобие этого становятся более понятными слова «Бейт Рабейну», а не «синагога и дом молитвы Рабейну».
40 И нужно заметить, что «Рабейну в Вавилоне» это Рав (см. комментарий РАШИ), которого называют просто Рав, «как называют рабби Йеуду а-Наси — Ребе в Земле Израиля и также его называли в Вавилоне — Рав (комментарий РАШБАМа на трактат «Псахим» 119б, «Бава батра» 52а). — И его называют «глава йешивы в Вавилоне» (трактат «Хулин» 137б — приводится в том комментарии РАШБАМа).
41 Комментарий РАШИ, глава «Хукат» 21:21.
42 Что будет далее — см. «Ликутей Тора», глава «Браха» 98:1. «Сефер маамарим» 5567 года, стр. 102 и далее.
43 См. «Зоар» III 73а.
44 Глава «Трума» 25:8.
45 См. комментарий Альшиха на этот отрывок. ШЛА 69:1 и еще.
46 Глава «Вайелех» 31:11.
47 Трактат «Санедрин» 39а.
48 И см. книгу «Тания», «Послание о раскаянии» п. 23: «Я слышал от своих учителей, что если бы один ангел находился в обществе десяти евреев, даже не обсуждающих в это время сказанное в Торе, на него напал бы непреодолимый ужас пред Шхиной, пребывающей над ними; он растворился бы в ее сиянии и перестал существовать как индивидуум».
49 Кроме того, что также и в простом смысле собираются и приезжают в «Бейт Рабейну в Вавилоне» многие евреи, что не сравнимо с другими синагогами и домами учения. — И нужно заметить, как сказано в трактате «Рош а-Шана» 24б: «Так как он глава, то все находятся у него».
50 И нужно заметить, как сказано в трактате «Рош а-Шана» 24б: «В синагоге, которая двинулась и остановилась в Неардея... приходили к Раву (Рабейну в Вавилоне)... и молились там».
51 См. Иерусалимский Талмуд, трактат «Брахот» 4:5 и еще.
52 Трактат «Брахот» 30а.
53 И нужно заметить, что в каждом евреев есть искра Мошиаха [и на основании этого можно согласовать объяснения наших мудрецов слов (глава «Балак» 24:17): «взошла звезда от Яакова», под которой подразумевается Король Мошиах (Иерусалимский Талмуд, трактат «Таанит» 4:5) и также под которой подразумевается каждый еврей (Иерусалимский Талмуд, трактат «Маасер шени» глава 4 в конце) — что оба эти объяснения истины на практике, так как в каждом еврее есть искра Мошиаха (см. «Меор эйнаим» в конце главы «Пинхас»)], аспект сути души («йехида»), искра из коллективной сути души («йехида клалит»), являющейся душой Мошиаха (РАМАЗ к книге «Зоар» II 40б и еще). И так как «глава — это все», что он включает в себя все искры Мошиаха в каждом еврее, все индивидуальные сути душ, то следовательно его душа является коллективной сутью души, душой Мошиаха. И поэтому он является Мошихом поколения.
54 См. «Ликутей Сихот» том 11, стр. 8 и далее. И там объясняется.
55 См. сборник вопросов и ответов Хатам-Софера, раздел «Хошен Мишпат» (часть 6) в конце (п. 98). И см. Сдей Хемед «Пеат а-садэ», раздел «алеф», правило 70. И есть еще.
56 Трактат «Санедрин» 98б и комментарий РАШИ.
57 Рабейну в Вавилоне, который как наш святой учитель в Земле Израиля (как в прим. 40). — И на основании этого можно сказать, что Рава сказав «это наш святой учитель» постановил также по отношению к самому себе*, что «это Рабейну в Вавилоне».
* Наподобие комментария на слова в Мишне («Поучения Отцов» в начале 3 главы): «ответ и отчет» (сначала ответ, а потом — отчет) — по словам Мишны (там, 16 глава), что «наказывают человека с его ведома и без его ведома», что когда человек выносит приговор другому человеку, тем самым он выносит приговор себе без ведома, так как по этому «ответу» делают «отчет» по его собственному состоянию (см. «Ликутей Сихот» том 6, стр. 283 и там объясняется).
58 См. «Сдей Хемед» там: «Наподобие этого они предполагали в каждом поколении кто он... наш святой учитель... в его поколении сказали и знали, что он готов... и так оно и есть во всех поколениях, что должен быть один готов, что вдруг он удостоится. И на основании этого писали также ученики АРИЗАЛа, что в его время это был АРИЗАЛ» и завершает словами: «и все это просто».
59 См. «Игрот Кодеш» Ребе РАЯЦа, том 1, стр. 485.
60 Включая также частные дома евреев, когда с помощью их служения в Торе, молитве и добрых делах в их собственных домах, они превращаются в дома Торы, молитвы и добрых дел, наподобие и как пример «малого святилища».
61 См. «Сифри» на книгу «Дварим» в начале. «Псикта рабати», глава «Шабат» и «Рош Ходеш». «Ялкут Шимони» на пророка Йешаяу, намек 503.
62 «Ликутей Тора», глава «Масэй» 89:2 и далее.

Опубликовано: 11.11.2012

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter