СБП. Дни Мошиаха! 4 Тишрея 5785 г., первый день недели Браха | 2024-10-06 07:32

Препоясавший Израиля могуществом

В древние времена носили обычно кушак или пояс поверх свободно носимого одеяния, чтобы поддержать его и ради удобства. Особенно важной частью одежды является пояс для военного человека, ибо он поддерживает его оружие — меч или нож...

24.06.2004 0 3099 мин.

Молитва:

אוזר ישראל בגבורה

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, אוזר ישראל בגבורה

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, эйзейр исроэль бигвуро.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-же наш, Владыка вселенной, препоясавший Израиль могуществом».

Комментирует рабби Нисан Миндел:

В Талмуде (Брахот 60а) это благословение связано с процессом опоясывания. В древние времена носили обычно кушак или пояс поверх свободно носимого одеяния, чтобы поддержать его и ради удобства. Особенно важной частью одежды является пояс для военного человека, ибо он поддерживает его оружие — меч или нож (в более позднее время — пистолет). Поэтому пояс является символом мужественности и силы.

Для нас, евреев, однако, пояс имеет духовный смысл. Согласно Абудрааму, пояс — это символ сильной привязанности, ибо он крепко охватывает тело. Так оно и написано: «Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Превечный, чтоб они были Моим народом и Моим именем, хвалою и украшением» (Ирмияу 13:11). В этом смысле это благословение нужно понимать так, что Б-г тесно привязан к еврейскому народу, и поэтому Он является источником силы еврейского народа. Эта сильная привязанность Б-га к еврейскому народу и еврейского народа к Б-гу присуща именно еврейскому народу. В хорошие времена, как и в беде, еврейский народ остается верным Б-гу и Его Торе; это и дает евреям силу переносить все их мытарства на протяжении их многовековой истории пребывания в диаспоре среди народов мира.

В этом благословении заложен, однако, и более глубокий смысл. Еврейский закон требует быть опоясанным во время молитвы с тем, чтобы отделить верхнюю часть тела от его нижней части, или, по выражению наших мудрецов: «чтобы сердце не видело непристойную часть тела». Это подчеркивает необходимость достигнуть высочайшей, по возможности, степени чистоты мысли и сердца во время молитвы. Душевные качества человека — мысль, чувства и речь — все они локализованы в верхних органах тела; более низкие же физические функции (общие в большей или меньшей степени всем живым существам) выполняются органами, расположенными в нижней части тела.

Пояс (или, как это принято у набожных евреев, особый вид кушака — «гартл») разделяет верхнюю и нижнюю части тела, служа, таким образом, для укрепления и усиления нашей чистоты мышления и чувств. В этом смысле благословение «перепоясавший Израиля крепостью» имеет в виду не только физическую крепость, но и крепость характера и самоконтроля, являющихся истинным определением силы, как говорят наши мудрецы: «Силен тот, кто в силах побороть свои злые] наклонности» (Авот 4:1).

В течение дня человек встречает на своем пути много соблазнов. Слова «препоясавший Израиля крепостью» напоминают нам, что Б-г дал нам силу устоять против всех соблазнов. От нас самих зависит быть опоясанными этой крепостью проявлением нашей воли и решимостью оставаться привязанными к Б-гу и соединенными с Ним.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter