22 Хешвана 5782 года, пятый день недели, гл. Хаей Сара

Венчающий Израиль великолепием

Голова — это самая высокая часть человеческого тела, в которой находится его интеллект. Отсюда берутся все те высокие качества, которые отличают человека от более низких существ, а именно: знание и мудрость, речь, человеческая доброта и все другие положительные качества.

2436 (0)
 Венчающий Израиль великолепием
Голова — это самая высокая часть человеческого тела

Молитва:

עוטר ישראל בתפארה

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, עוטר ישראל בתפארה

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, эйтэйр Исроэль бэсифоро.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-же наш, Владыка вселенной,

венчающий Израиль великолепием».

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Это благословение, по Талмуду (трактат Брахот, 60а), также относится к одному из видов одежды, а именно — к головному убору.

Следует обратить внимание на то, что, как и в предыдущем благословении, здесь упоминается здесь также слово «Израиль» (т.е. еврейский народ). Как мы видим, только в этих двух благословениях данной серии упоминается слово «Израиль». Ибо как кушак, так и головной убор имеют особое значение для еврейского народа. Что касается неевреев, то они носят пояс или кушак только ради удобства или как принадлежность оружия; для евреев же этот вид одежды имеет более глубокий смысл и связан с идеей о более тесном единении с Б-гом и об увеличении моральной силы еврея.

То же касается и головного убора. Неевреи укрывают свои головы для защиты от холода, дождя или солнечного удара. Для евреев же укрытие головы имеет более глубокий смысл, связанный со страхом перед Небесами.

Объясняется это следующим образом: голова — это самая высокая часть человеческого тела, в которой находится его интеллект. Отсюда берутся все те высокие качества, которые отличают человека от более низких существ, а именно: знание и мудрость, речь, человеческая доброта и все другие положительные качества. Сверх всего этого мы сознаем, что имеется Создатель, который сотворил весь мир, включая и нас самих, и который любовно печется о нас и обо всех Его созданиях, а потому мы обязаны любить Б-га и соблюдать все Его законы и заветы. Больше того, мы сознаем, что всегда находимся в присутствие Его Божественного величия, независимо от того, где бы мы ни находились.

Знание этого, постоянная осведомленность о присутствии Б-га наполняет наши сердца трепетом, боязнью и покорностью. Поэтому, укрывая наши головы, мы тем самым показываем, что имеется нечто такое, что выше нашей собственной премудрости, нечто такое, что над нами. Еврейский образ оказания Б-гу почета и уважения является, таким образом, совершенно противоположным нееврейскому. У неевреев обычно принято в этих случаях оголить свою голову, — снять головной убор («шапки долой!»); таков их обычай. Когда они находятся в их церквах, они снимают головные уборы. Мы же, евреи, наоборот, прикрываем наши головы в синагогах. Но Б-г ведь всюду, — Он в наших домах, на улице, в метро — всюду. Поэтому мы всегда и всюду укрываем наши головы.

Мы носим ермолку или шляпу с гордостью и достоинством, как если бы это был нимб славы. Наш головной убор напоминает нам о том, Кто всех выше, как говорят наши мудрецы: «Помни, что над тобою: око видящее, ухо слышащее, книга, в которую записываются все деяния твои» (Авот 2:1). Это помогает нам быть искренними с самими собою, как святой народ, которым гордится Б-г и через которого Б-г прославился, как написано: «Ты раб мой, Израиль, которым Я прославляюсь» (Йешаяу 49:3).

Опубликовано: 04.07.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter