21 Хешвана 5782 года, четвертый день недели, гл. Хаей Сара

Об омовении рук

Во время сна наша душа покидает тело и оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь, однако, на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом.

23911 (2)
Об омовении рук
Об омовении рук

Молитва:

על נטילת ידים

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו, וצונו על נטילת ידים

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом ашер кидешону бэмицвэйсов вэцивону ал нетилас йодоим.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас законами Своими и заповедавший нам омовение рук».

Кицур Шулхан Арух:

Каждое утро человек оказывается как бы сотворенным заново для служения Всевышнему. Поэтому прежде всего он обязан освятить себя, совершив «нетилат ядаим» (омовение кистей рук), — подобно тому, как коэны, приступая к своей работе в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда. Поскольку во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь, однако, на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом.

Не всякая вода пригодна для ритуального омовения рук. Не годится вода, цвет которой по какой-либо внешней причине изменился — например, если в ней растворилось какое-нибудь вещество. Однако если цвет воды изменился сам по себе (например, из-за того, что она долго стояла), а также если она мутна из-за находящихся в ней естественных примесей (например, глины), но не настолько, что собака отказывается пить ее, — она пригодна для «нетилат ядаим».

Не годится вода, которую уже использовали для каких-либо целей: например, для ополаскивания посуды, для замачивания овощей, для остужения сосуда с горячей едой и т. п. Даже вода, которую наливали в сосуд для определения его объема, уже непригодна для «нетилат ядаим».

Если человек только опустил неомытую руку в воду, предназначенную для «нетилат ядаим», вода не становится негодной. Например, если ладонью зачерпнули воду из бочки — вода в ней остается пригодной для «нетилат ядаим». Но если кто-нибудь хотя бы ополоснул в бочке мизинец, чтобы очистить его, вся вода в ней стала непригодной для «нетилат ядаим». Вода соленая, горькая и тухлая — настолько, что собака отказывается ее пить, — непригодна для «нетилат ядаим».

Ребе Король Мошиах омывает руки   
Ребе Король Мошиах омывает руки  

При совершении «нетилат ядаим» руки должны поливаться водой непременно из сосуда (а не из крана, например), и делаться это должно силой рук человека (а не автомата, например). Сосуд для омовения рук может быть из любого материала. Он должен вмещать столько воды, сколько нужно, чтобы за один раз омыть всю кисть руки до запястья. Сосуд должен быть целым, без отверстий или трещин, пропускающих воду. И, наконец, это должен быть сосуд, изначально предназначенный для жидкости. Поэтому, например, крышка кастрюли или большая полая пробка от бочки непригодны для «нетилат ядаим», хотя и вмещают в себя достаточное количество воды. Однако большая крышка от термоса, которая одновременно служит чашкой, пригодна для совершения «нетилат ядаим». Наиболее подходящим сосудом для «нетилат ядаим» является специальная кружка, вмещающая литр воды и имеющая две ручки, чтобы брать ее попеременно то правой, то левой рукой.

Утреннее омовение рук совершают следующим образом: наполняют водой кружку, держа ее в правой руке, затем берут ее левой рукой и обливают кисть правой руки; затем — правой рукой обливают кисть левой; далее снова берут кружку левой рукой, обливают кисть правой и, взяв кружку правой рукой, обливают кисть левой. Всю процедуру повторяют еще один, третий, раз. Согласно Каббале, только такой способ утреннего омовения рук очистит кисти рук от ритуальной нечистоты после сна.

После этого руки вытирают и произносят благословение, держа ладони на уровне лица. Руки при этом не должны касаться друг друга.

Рекомендуется брать кружку через полотенце, чтобы не прикоснуться к каплям воды на ее поверхности ритуально нечистой рукой. При таком прикосновении эта вода оскверняется и, попав затем на вымытую руку, оскверняет и ее. В результате цель «нетилат ядаим» не будет достигнута.

Вода, которой совершили утреннее омовение рук, восприняв ритуальную нечистоту, сама становится ритуально нечистой — до такой степени, что, находясь вблизи сосуда с этой водой, не следует произносить благословения или цитаты из Торы, в которых упоминается имя Всевышнего. Поэтому утреннее омовение рук следует совершать над миской, специально предназначенной для этого. Миска эта считается сосудом грязным, наподобие ведра для помоев. Воду же, которой совершили утреннее омовение рук, надо как можно скорее вылить, а миску — сполоснуть. Запрещается выливать эту воду на землю в месте, где ходят люди.

Перед совершением «нетилат ядаим» надо проверить, сухи и чисты ли руки, иначе «нетилат ядаим» не будет считаться действительным. Наличие на руке засохших чернил или краски является препятствием для совершения «нетилат ядаим», так как это место на руке остается неомытым. Однако если на руке есть только пятно от чернил или краски, оно не препятствует доступу воды к коже руки.

Красильщик, руки которого постоянно испачканы краской, переписчик, руки которого в чернилах, резник или мясник, руки которых в крови, продавец масла, руки которого постоянно испачканы им, могут совершать «нетилат ядаим», не очистив рук, — при условии, что большинство пальцев чисты. Краска на ногтях у женщины не является препятствием для совершения «нетилат ядаим».

Перед совершением «нетилат ядаим» следует удалить грязь из-под той части ногтей, которая выдается вперед над кожей пальцев. Однако тесто необходимо удалить и из-под той части ногтей, которая примыкает к коже. В субботу, когда нельзя полировать ногти, грязь из-под них удаляют, отжимая вниз кожу на кончиках пальцев. Ноготь, отрезанный не до конца, мешает «нетилат ядаим», и надо его срезать.

Женщина обязана снять кольца с пальцев для совершения «нетилат ядаим», мужчина — может не снимать. Исключение составляет случай, если мужчина носит перстень с драгоценным камнем, который он оберегает от воды: тогда «нетилат ядаим» считается недействительным, если он забыл его снять. Повязка на руке, которую трудно снять из-за того, что под ней находится незажившая рана, не является препятствием для совершения «нетилат ядаим». Однако в этом случае запрещено вообще мочить ее, так как если это произойдет, вода на ней станет ритуально нечистой и, стекая с нее, осквернит остальную часть руки.

Руками, не омытыми после сна, запрещается касаться рта, носа, глаз, ушей, полового органа, анального отверстия. Запрещено ими прикасаться также к еде. Поэтому очень важно предостеречь об этом людей, которые готовят пищу. Не принято неомытыми руками дотрагиваться до своей одежды, а также прикасаться к другим людям.

Согласно Каббале, человек, который, не омыв рук после сна, прошел расстояние хотя бы в четыре локтя (ок. 2 м), подвергает свою душу смертельной опасности. Поэтому все необходимое для «нетилат ядаим» нужно приготовить заблаговременно, перед сном и поместить около кровати. Принято также совершать «нетилат ядаим» до того, как спускают ноги с кровати на пол.

При неблагоприятных обстоятельствах можно омыть руки из любого сосуда любой водой и произнести положенное благословение или трижды окунуть руки в воды миквэ или в реку. В самом крайнем случае можно вытереть руки обо что-нибудь, что может очистить их, и произнести несколько измененное благословение: «Благословен... повелевший нам очищать руки» (а не «омывать»). Во всех этих случаях после этого можно молиться или учить Тору.

Если нет сосуда, подходящего для совершения «нетилат ядаим», можно омыть руки из крана — попеременно то правую, то левую. Однако каждый раз другой рукой надо открывать кран заново, чтобы вода поступала под действием силы человека. Однако во всех этих случаях позже, когда появится возможность, необходимо омыть руки надлежащим образом (произносить благословение после этого уже не нужно).

Утреннее омовение рук становится обязательным для детей, достигших возраста, в котором родители начинают приучать их к исполнению заповедей Торы. Однако всяческих похвал заслуживает мать, омывающая ручки даже грудному младенцу: это приносит ему множество духовных и физических благ.

Проснувшись ночью и вымыв руки, следует произнести благословение, а если потом снова легли и заснули, то, проснувшись и снова омыв руки, это благословение произносить уже не нужно.

Поскольку произносить имя Всевышнего разрешается только в состоянии физической чистоты, не следует произносить благословение «...повелевший нам омывать руки» сразу же после утреннего омовения рук: как правило, человек, проснувшись утром, испытывает необходимость посетить туалет. Лишь после этого, омыв руки описанным образом еще раз, мы приступаем к чтению утренних благословений.

Предписано омывать руки описанным выше образом, также выйдя из туалета, из бани, после стрижки ногтей, волос и после бритья, надев или сняв руками обувь, после интимной близости, вымыв или расчесав голову, а также прикоснувшись рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой, к выделениям из носа и ушей и после кровопускания. Выйдя из помещения, где находится покойник, или вернувшись с кладбища, также совершают «нетилат ядаим» прежде, чем войти в дом, но в этом случае руки после этого не принято вытирать.

О минимуме времени, проспав которое, обязаны совершать «нетилат ядаим», есть различные мнения у авторитетов Алахи. Поэтому следует поступать так. Проспав ночью меньше получаса, нужно совершить «нетилат ядаим» без произнесения благословения, но если проспал больше — в постели, раздевшись — делают это уже с произнесением благословения. Однако в случае, когда больше получаса проспал случайно — например, задремав за столом, — для избавления от сомнений следует коснуться своего тела под одеждой, а затем совершить «нетилат ядаим» и произнести благословение. Проспав более получаса днем, нужно тоже совершить «нетилат ядаим», но без благословения.

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Это самое первое благословение, которое мы произносим утром, и мы читаем его после того, как мы помыли наши руки надлежащим образом.

Давайте рассмотрим смысл «благословения» вообще.

Имеются два основных вида благословений: те, которые мы произносим перед едой и питьем и те, которые следует читать перед выполнением какой-либо заповеди.

Благословение перед едой и питьем является выражением благодарности Б-гу за то, что Он дает нам все эти хорошие продукты. Если мы едим или пьем что-либо без предварительного благословения, то это то же самое, что участвовать в званом банкете без выражения благодарности хозяину за его любезность.

Что касается благословений, произносимых нами перед выполнением заповедей, как например, перед одеванием цицит и тфиллин, перед едой в Сукка и т.д., то это также выражение благодарности, но несколько в другом плане. В таком благословении мы добавляем слова «освятивший нас Своими законами и заповедавший нам...» Здесь мы благодарим Б-га за то, что нам дана привилегия служить Ему и выполнять Его заветы, ибо этой службой мы соединяемся с Б-жеством и становимся участниками Его святости и совершенства.

Мы должны сразу же упомянуть структуру благословений, которая принята во всех подобных благословений, произносимых нами перед выполнением какой-либо заповеди. Мы начинаем во втором лице («Благословен Ты») и заканчиваем применением формы третьего лица («освятивший и т.д.»). Одной из причин такой кажущейся непоследовательности является то, что вначале мы обращаемся к Б-гу в Его присутствии, чувствуя себя очень близкими к Нему. Но Б-г, Он также «Владыка вселенной», бесконечно великий державный Король, создавший вселенную и управляющий ею со знанием и силой, которые выше нашего понятия, как если бы Он был скрыт от нас. Так что Б-г одновременно присутствует и «отсутствует», обнаруживает Себя и скрывается. Мы можем видеть кое-что из Б-жьей силы и мудрости, которые проявляются в мире вокруг нас, но существо Его природы нам неизвестно. Это выражается на нашем Святом языке в том, что мы применяем обе формы обращения: Ты (второе лицо) и который (третье лицо).

Когда мы говорим о Б-ге как о «благословенном» (ברוך), мы имеем в виду, что Б-г — это источник всех благословений, так же, как говорят, что Б-г «мудр» или «силен» или «добр» и т.д., имея при этом в виду, что Б-г источник мудрости, силы, доброты и т.д.

В этом же смысле мы понимаем, что Б-г свят, что означает, что Он возносится над этим материальным миром и выше его, хотя Он и присутствует в этом мире (нет ничего вне Его), но он также и изолирован от него. Некоторой частью этого качества святости Он наделяет и нас, дав нам свои заветы. Ибо выполнением Его воли мы соединяемся с Ним. Этим мы также возносимся над нашей материальной жизнью и одновременно привносим святость во все, что мы делаем и во весь окружающий нас мир. В этом смысл слов «освятивший нас сделал нас святыми] Своими заветами».

Поблагодарив нашего живущего и вечного Короля сразу же после пробуждения от сна за возвращение нам нашей души, мы в то же время сознаем, что мы обязаны подчиниться Его воле и выполнять Его заветы. Мытье наших рук — это и есть первое выражение нашего послушания, и это приводит нас в более тесное единение с Б-гом, которого мы можем называть теперь нашим Б-гом.

Имеются многие причины тому, что нам завещано мыть руки по утрам. Мы готовы начинать новый день служения Б-гу. Коэны (священники) в Храме обязаны были мыть руки (а также и ноги) перед началом службы. Мы, евреи, названы «царством священников и святым народом». Об этом и напоминает нам обязанность мыть наши руки.

Другой причиной этому является то, что во время нашего сна, когда наша Б-жественная душа оставляет нас, мы оказываемся во власти «нечистого» духа (вызывающего у нас иногда нечистые мысли и сны). Поэтому мы умываем наши руки от этого нечистого духа, чтобы восстановить чистоту и непорочность нашего тела и сознания.

Надлежащее мытье рук по утрам происходит следующим образом: берут кружку (стакан и т.п.) с водой в правую руку и передают ее в левую руку, обливают правую руку, затем меняют руки и поливают левую руку, потом опять правую и затем левую руку и то же самое в третий раз.

В еврейском словаре имеется обычное слово, обозначающее «мытье» (רחץ), но это слово не употребляется в тексте благословения. Вместо этого применяются слова נטילת ידים, потому что слово נטל означает также «поднимать», «возносить». Это также символизирует характер святости этого мытья рук, указывая, что мы возносим и посвящаем наши руки, как и труд наших рук, Б-гу.

Опубликовано: 07.01.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter