19 Менахем-Ава 5781 года, четвертый день недели, гл. Экев

Видеть зарождающееся (2:10)

28.05.2021 354 (0)
Свободный перевод: Эстер Кей Источник: «Ликутей Сихот» том 4, стр. 177-180
Видеть зарождающееся (2:10)
Видеть зарождающееся (2:10)

В трактате «Поучения отцов» (2:10) есть высказывание по поводу одного из пяти учеников р. Йоханана бен Закая, а именно — р. Шимона бен Нетанэля, «Видит зарождающееся».

В этой формулировке есть сходство с другой, в отношении Хавы — матери всего живущего: «И увидела Хава, что сладок (плод) Древа для еды и приятен взору и т.д.»

Может быть, есть какая-то связь между умением видеть зарождающееся, как этот ученик, и зримой привлекательностью плода, увиденного глазами первой женщины?

Давайте разберемся, следуя указанию Ребе Короля Мошиаха, в этом вопросе.

Из этой беседы выучивается, что две тенденции являются прямо противоположными друг другу. Более того: одна является проблемой, а вторая — ее решением.

Проблема, или греховное состояние, это когда человек видит нечто привлекательное, соблазнительное. Он грешит глазами. Он мысленно доводит до логического завершения то, что представилось его взору.

А вторая тенденция — видеть, чем все закончится, видеть зарождающееся — это как раз способность удержаться от греха, умея понимать, к чему в итоге приведет некое поведение.

В обоих случаях употреблено слово «видеть». А почему бы не использовать другое слово — «понимать» или «осознавать»? Мы знаем, что видеть — это охватывать всю картину в совокупности, то есть «от и до», всю дистанцию, которую предстоит пройти. Слух связан с детальным и постепенным пониманием, а зрение — с мгновенным охватом всего предмета.

Так что зрение здесь больше подходит.

А также Ребе Король Мошиах приводит известное нам по «Тании» выражение: «У умного (обладающего мудростью) — глаза в голове».

Голова — это начало чего-то. А подразумевается, что умный видит как раз то, чем дело закончится. Почему бы не сказать иначе? У умного глаза — (направлены) на конец, или как-то еще. Понятно, что глаза — в голове, а не в коленках, как у кузнечика.

Умный умеет предотвратить уже изначально — таково толкование этого нюанса. Умный не допустит, чтобы что-то случилось, умный предотвратит, так как его зрение покажет ему духовный корень вещи. Ее начало и конец. В случае с грехом конец — это горечь и неприятность, хотя начало обещало быть завлекательным.

Умный сразу мысленно разыграет внутри себя такой диалог: «Давай посмотрим, что будет, если съешь плод познания... Ну, будет наказание в конце... Так это же в конце! До конца еще дожить надо!.. Но все равно конец наступит... Вовсе нет! Ты сделаешь раскаяние чуть раньше, и тебя не накажут вообще!.. Нет. Если раскаяние было изначально запланированным, то оно в расчет не принимается!.. Да ладно — как это не принимается. Потолкаешься, протолкнешься — и авось, пронесет!»

…Все это умный видит заранее, и он изначально отвечает в этом внутреннем диалоге иначе: «Я просто не хочу делать что-то такое, чего Б-г не любит. Я не хочу Его огорчать. Это не именно из-за наказания, которое потом должно прийти».

Духовным зрением умный видит то, откуда зарождается корень поступка. Он следит за своими мыслями еще до того, как они облекутся в слова и действия. Поэтому его способность видеть спасает его от греха.

Кстати, наступающий скоро месяц Тамуз — как раз соответствует органу зрения, по системе параллельности каждого месяца года одному из органов восприятия.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter