СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 04:07

Прямой путь для человека (2:1)

Этот подъем осуществляется не для того, чтобы отделиться от мира, а наоборот, при этом человек проникает в мирские вещи.

Источник: «Книга бесед» 5750 г., том 2, стр. 420 Свободный перевод:Шолем Лугов 04.08.2023 485 мин.

[Сказано в Мишне:] «Раби говорил: «Какой путь должен избрать себе человек, чтобы он был самым прямым?» [И отвечал:] «Такой, на котором он сможет проявить великолепие своей души, и оно будет по достоинству оценена людьми».

И для начала надо уточнить несколько вещей, например:

1) Есть затруднение, возникающее у комментаторов Мишны — что это за вопрос «какой путь должен избрать себе человек, чтобы он был самым прямым»? Неужели есть место для сомнений, какой путь является прямым, вплоть до того, что есть необходимость для человека избрать себе этот прямой путь? Ведь Тора — это и есть прямой путь и у нас нет другого выбора! Об этом ясно сказано [Ошеа 14:10]: «Ведь прямы пути Всевышнего» и также сказано [Псалмы 19:9]: «Повеления Б-га справедливы [прямые, они] веселят сердце». На первый взгляд, это не зависит от желания человека и стремления выбрать для себя прямой путь?!

2) Почему здесь подчеркивается именно слово «человек»? Почему вопрос обращен к человеку с использованием слова «адам» — то есть речь идёт о самом высоком уровне среди известных нам четырех: человек («адам»), муж («иш»), мужчина («гевер») и смертный («энош»)? Ведь каждый, даже находящийся на самом низком из этих уровней, должен избирать прямой путь. Тем более, когда речь идёт о пути, «на котором он сможет проявить великолепие своей души, и оно будет по достоинству оценена людьми» [это будет легко для него и всем будет легко от него]. Это простой (на первый взгляд) путь, относящийся ко всем...

3) Также нужно понять отношение содержания этого высказывания и имя его автора (путь работы которого проявляется в содержании его слов): «Раби сказал», включая также уточнение, что его здесь называют просто «Раби», хотя имя его рабби Йеуда а-Наси. Это уточнение подчёркивается особо, когда мы обращаем внимание на следующие сразу после этого слова, где он упомянут полным именем: «Раббан Гамлиэль сын рабби Йеуды а-Наси говорил». Почему же в начале его назвали Раби, а не именем, данным ему при обрезании, тем более, так как его имя «Йеуда», которым он был назван в честь Всевышнего, а также не был упомянут его титул?

Можно коротко объяснить это так:

По содержанию вопроса «какой путь должен избрать себе человек, чтобы он был самым прямым» видно, что существует несколько путей и все они являются прямыми, а уже среди них человек должен избрать прямой путь для себя. Отсюда понятно, что здесь идёт речь не о соблюдении Торы и заповедей (так как при этом не возникает подобный вопрос), а о ситуации, когда человек завершил свою работу в область Торы и заповедей: тогда он должен прибавить, чтобы подняться ещё выше ко Всевышнему, вплоть до бесконечности. Поэтому задаётся вопрос: какой прямой путь должен избрать для себя человек, так как подняться ко Всевышнему можно разными прямыми путями. Так как Всевышний бесконечен, то и ведущих к Нему путей великое множество. И вот, среди них человек должен выбрать подходящий для себя путь...

На более глубоком уровне можно сказать, что это вопрос указывает на дополнение после того, как человек достиг определённого совершенства в Торе и заповедях, так как суть еврея выше Торы.

Сказали наши мудрецы, что «две вещи предшествовали миру — евреи и Тора. Но я не знаю, кто из них был раньше. Когда Он говорит: „Прикажи евреям“ или „Скажи евреям“, я утверждаю, что евреи были раньше». Как есть известная фраза, что Всевышний, Тора и евреи связаны между собой тремя узлами. Есть связь еврея с Торой и Торы со Всевышним. Это и есть два узла, с помощью которых три объекта связаны между собой. Но есть ещё и прямая связь между евреем и Всевышним, которая выше даже самой Торы.

Поэтому после завершения своей работы в области Торы и заповедей, когда еврей связывается со Всевышним через Тору, должна быть ещё одна работа в такой форме, когда раскрывается связь еврея и Всевышнего выше Торы.

Поэтому и задается вопрос о поиске прямого пути именно для человека («адам» — подобие Всевышнего). И ответ такой, что это должно быть проявление великолепия его души, что будет по достоинству оценено людьми.

Это подъем человека со ступени на ступень для приближения ко Всевышнему, но при этом люди (включая народы мира) смогут оценить, что этот подъем осуществляется не для того, чтобы отделиться от мира, а наоборот, при этом человек проникает в мирские вещи до такой степени, что даже народы мира (даже те, кто ещё не исполняет свои 7 заповедей) по достоинству оценивают его и прославляют путь, которому он следует. Это даже затрагивает освящение Имени Всевышнего (и отрицание противоположного), ведь о таком человеке говорится [Йешаяу 49:3]: «И сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором прославлюсь».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter