СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 17:05

Любавичский Ребе Король Мошиах жив и здоров!

Для Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха не требуется облекаться в кого-то ещё, так как в нашем поколении впервые в истории человечества завершилась работа по очищению и переборке искр святости и оно является последним поколением изгнания...

Свободный перевод:Шолем Лугов 26.04.2018 5939 мин.

Глава поколения не умирает

После того, как мы выучили, что Ребе — глава поколения — это Король Мошиах, можно также понять, что Ребе жив вечной жизнью «без всякого перерыва» и в нем нет даже «изменения при захоронении» — как это было с Ковчегом Завета, скрытым и захороненным из-за разрушения Храма.

Также и в этом вопросе мы — хасиды ХАБАДа, связанные с Ребе Королем Мошиахом и преданные ему — совершенно не сомневаемся, так как мы верим в святые слова нашего Ребе о важности — для идеи Освобождения — вечной жизни Короля Мошиаха, когда его душа находится в теле. Также мы знаем, что указание Торы «ибо в прах возвратишься» можно исполнить с помощью того, что «душа моя повергнется в прах перед каждым» — с помощью самоумаления («битуль»), которое является подобием «смерти» в духовном смысле.

В месяце Шват 1992 г., когда читали главу «Бо» — за короткое время до наступления большого испытания перед наступлением Освобождения — Ребе четко объяснил достоинство девятого (считая от Баал-Шем-Това) поколения по сравнению с предыдущими поколениями. Он раскрыл нам, что в прошлых поколениях мы не удостоились ситуации, при которой есть совершенство души в теле, — произошло сокрытие божественного света, что называется «исталкут» души (однако это было не отделение, не дай Б-г, а распространение, как будет объяснено далее) — ее вознесение и сокрытие.

Но у Ребе Короля Мошиаха, который является главой девятого поколения, происходит раскрытие источников божественного света. И это проявляется в положительном духовном перевороте, который происходит в нашем мире и относится как к еврейскому народу, так и к народам мира, как в количественном смысле, так и в качественном. Все это претворяет в жизнь назначение и идею Освобождения.

При этом следует понять смысл слов Ребе о необходимости того, чтобы жизнь главы поколения была вечной, когда душа находится в теле. Это не только констатация факта, а просто не может быть по-другому, так как святость является бесконечной.

И хотя с 3 Тамуза мы не видим нашими глазами разницу между вознесением восьмого и предшествующих ему поколений с одной стороны и раскрытием души в теле в нашем поколении с другой, но мы верим в истинность слов Ребе, который сказал, что в нашем поколении — последнем поколении изгнания и первом поколении Освобождения — произойдет объединение души с телом навеки и без какого-либо перерыва. Для нас это является прописной истиной, поэтому даже если есть какой-то недостаток в видимости этих вещей, он не меняет того факта, что Ребе жив и здоров навеки.

Праведник постановил, а Всевышний исполнил

Ребе неоднократно повторяет, что Освобождение наступит «в милости и милосердии», «души в телах», «без перерыва» и т.д. И так как он произнес эти слова, то ни в коем случае не может быть, чтобы это не произошло на деле, ведь есть правило («Таанит» 23а, «Шабат» 59б), что «праведник постановил, а Всевышний исполнил». Более того («Шабат» 63а), даже если Всевышний постановил какой-нибудь указ, праведник отменяет его. Известно, что когда праведник говорит какую-то вещь, то даже если он ставит при этом условие, она исполняется.

Как в случае с Йеудой, который сказал («Берейшит» 44:32): «Если не приведу его к тебе, грешен буду я пред отцом моим во все дни» — и его кости переворачивались из-за этого (Сота 7б). Также и Моше сказал («Шмот» 32:32): «И теперь, если простишь их грех, (хорошо); а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал», после чего его имя было стерто из одной главы, хотя Всевышний простил евреев. И если в отрицательном смысле это так, то тем более в положительном (см. «Санедрин» 100б).

И поэтому когда Ребе Король Мошиах потребовал, чтобы Освобождение наступило «в милости и милосердии», когда есть «души в телах без всякого перерыва», то нет никаких сомнений, что это действительно исполнится именно так.

Более подробно можно объяснить, что идея вечной жизни Ребе включает в себя два аспекта:

1) По сути того, что он является главой нашего поколения; это относится ко всем еврейским руководителям во всех поколениях, которые являются «продолжением Моше-рабейну». И несмотря на то, что у них может быть вознесение души, но это не считается смертью.

2) По роду его деятельности в качестве Короля Мошиаха. А это уже относится только к Ребе, у которого нет вознесения души.

Вечность Ребе самого по себе

Сам по себе — как сказали наши мудрецы о Моше (первом освободителе): «Моше не умер» («Сота» 13б). И объясняется в Талмуде, что даже все действия Моше являются вечными («Сота» 9а), например построенное им Святилище, которое вечно и находится скрытым в пещерах под Храмовой горой. Тем более это относится к самому Моше, который жив в буквальном смысле без всякого перерыва.

И как сказано в Талмуде («Сота» 13б): «Моше не умер! В одном месте написано „и умер там“, а в другом написано „и был там“. Как там стоит и служит, так и здесь стоит и служит». Это означает, что из слов Торы «и умер там» Талмуд учит, что «Моше не умер» по правилу аналогии, основанному на тождественности выражений: в книге «Дварим» (34:5) сказано: «И умер там Моше, раб Г-спода, на земле Моава, по слову Г-спода», а в книге «Шмот» (34:28) сказано: «И был он там при Г-споде сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил». Слова «там» и «там» учат нас по правилу аналогии, что как там, на горе Синай он служил Всевышнему душа в теле, так и здесь, когда написано «и умер там Моше», не имеется в виду смерть в буквальном смысле, а он продолжает служить — как руководитель еврейского народа — душа в теле навеки.

МААРША объясняет так: «Ещё при жизни Моше стал духовным существом, наподобие ангела, как сказано, что он не ел и не пил сорок дней и отдалился от жены». То есть, когда Моше был на горе Синай с 7 Нисана до Йом-Кипура, несмотря на то, что он был в материальном теле, он не ел и не пил... так как не нуждался ни в чем материальном для своего тела.

«Смерть» — вознесение души с телом

В эссе «Если человек умрет в шатре» (5679 г.) Ребе РАШАБ объясняет идею «смерти» и из его объяснения понятно, что это слово можно трактовать по-разному: если человек не удостоился, то он умрет в буквальном смысле, т.е. произойдет отделение души от тела, как это было при отдалении света от сосудов, которое привело к их разбитию; но если человек удостоился, то эта «смерть» становится только сокрытием, т.е. поднятием души вместе с телом, как это произошло с Моше на горе Синай. Это похоже на поднятие миров в субботу и праздники, когда материальность пищи поднимается к святости (хотя при этом она останется материальной) и есть заповедь наслаждаться мясом, рыбой и вином, чего нельзя делать в будние дни.

Это похоже на то, что произойдет в будущем, в «день отдыха и покоя на вечные времена», когда исполнятся слова пророка (Йешайа 40:5): «И явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г-спода», когда даже в «плоти» раскроется Сущность Всевышнего навеки.

Моше не умер

В эссе «Сказал рабби Акива: счастливы евреи» Ребе РАШАБ задает вопрос: как могли сказать наши мудрецы, что Моше не умер, ведь в Торе ясно сказано: «И умер там Моше»? И он объясняет, что эти слова не подразумевают смерть в буквальном смысле, а имеется в виду полнейшее самоумаление:

— И теперь мы можем понять то, что сказано «И умер там Моше». Ведь Моше-рабейну поднялся на гору для получения Торы, корень которой привлекается из Высшей Мудрости, так как Тора происходит из мудрости. А эта Высшая Мудрость является полнейшим самоумалением, поэтому для того, чтобы Моше смог получить Тору в ее источнике, он должен был также испытать полнейшее самоумаление. Поэтому сказано о нем, что он ничего не ел. И это при том, что его тело уже было свято и возвышено до такой степени, что его приемы пищи были на очень высоком уровне. Несмотря на это, когда он поднялся в выси, то ничего не ел. И в этом смысл слов наших мудрецов, что Моше не умер физической смертью. А то, что сказано «И умер там Моше», так это самоумаление.

И для большего подчеркивания этого процитируем отрывок из первого выступления Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха:

— И идею «возвышения» праведника объясняли все главы ХАБАДа — Алтер Ребе, Мителер Ребе, Ребе Цемах-Цедек, Ребе МААРАШ, Ребе РАШАБ и мой тесть и учитель Ребе — что при этом не имеется в виду подъем наверх, не дай Б-г, а что он находится внизу, но только в возвышенном состоянии.

Выходит, что к Моше-рабейну, а также к его распространению и продолжению в каждом поколении (ведь нет поколения, в котором не было подобного Моше) — главе поколения — не относится понятие «смерть» в буквальном смысле — отделение души от тела, не дай Б-г. А только происходит его сокрытие с наших глаз, хотя он жив душа в теле.

И это объясняется таким образом: так как Моше-рабейну объединен с сущностью Торы вплоть до того, что она названа его именем, как сказано (Малахи 3:22): «Помните Тору Моше, раба Моего», то как Тора является вечной, неизменной и непрекращающейся истиной, так и Моше-рабейну и его продолжение в каждом поколении не имеют перерыва в жизни, которая вечна наподобие вечности Торы, объединенной с вечностью Всевышнего — Тора и Всевышний это одно целое.

И уже было нечто подобное во время Дарования Торы, которая была дана «выбитой на скрижалях», и сказали наши мудрецы: «Читай не „выбита“ (харут), а „свободная“ (херут) — от ангела смерти». С помощью Дарования Торы еврейскому народу внизу им была дарована вечность также когда они находятся души в телах.

[Как, например, Король Давид или Раба, над которыми во время изучения Торы был не властен ангел смерти.]

И это состояние прекратилось после греха с золотым тельцом, когда Тора прекратила быть выбитой на телах евреев и в мир вернулась духовная нечистота. Но Моше и его продолжение объединены с Торой как и прежде, поэтому они продолжают жить вечно. И вечность Моше относится к его телу, как сказал Ребе: «Сущность Всевышнего в материальном теле», так как Божественное присутствие говорит через горло Моше. Поэтому и его тело свято и вечно.

Яаков не умер

Наподобие этого мы находим в отношении праотца Яакова, идеей которого также является Тора. Качество Яакова это истина, как сказано «Ты явишь истину Яакову», а истина является вечной.

Поэтому сказали наши учителя: «Праотец Яаков не умер». Спрашивается в Талмуде: «Так значит, напрасно оплакивали его, бальзамировали и хоронили?» И там даётся ответ: «Я толкую так, как сказано в Писании... раз потомство Яакова живо, то жив и сам Яаков».

РАШИ объясняет, что Яаков спасает свое потомство из плена изгнания. И речь идёт именно о живых людях, так как мертвые не могут быть пленными. Поэтому раз потомство Яакова живо, то жив и сам Яаков. Тогда для чего его бальзамировали — так как казалось им, что он мертв, но он был жив.

Это значит, что как потомки Яакова возвращаются из плена изгнания живые и здоровые, ведь Освобождение произойдет не только для еврейских душ, но и для их тел, так и Яаков жив вечно в своем теле. Более того, несмотря на то, что различные многочисленные и сильные народы уже исчезли с лица земли, причиной того, что его потомки живы в физическом смысле («Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и вы, сыновья Яакова, не исчезли»), является тот факт, что он сам жив. Речь идёт о вечной жизни нашего праотца Яакова и его тела, которая продолжается в его живых потомках.

Также согласно второму объяснению, что фраза «его потомки живы» означает, что они живы с помощью духовной жизни Яакова, это также обеспечивает то, что «он жив» и его тело живо. Ведь только про Яакова можно сказать, что «его потомки живы», что не так в отношении Авраама или Ицхака, от которых вышли Ишмаэль и Эсав. Поэтому в отличие от них про Яакова сказано, что он не умер.

Будет уместно также привести комментарий «Ор а-Хаима» на слова Торы: «И пал Йосеф на лицо своего отца, и плакал он над ним и поцеловал его», где спрашивается: как Йосеф мог поцеловать своего отца, ведь мертвый является источником нечистоты? И он объясняет, что Яаков не умер, а был как спящий.

«Исталкут» — что это такое?

Но все вышесказанное относится только к Яакову и Моше, а также к последующим главам поколений, которые являются продолжением Моше в каждом поколении. Несмотря на то, что о них было сказано «не умер», у них произошло распространение души («исталкут»), хотя это не было отделением души от тела.

И в этом состоит идея того, что в отношении глав поколений используются слова «Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе», которые обычно используются при описании пробуждения мертвых. Но речь не идёт о том, что они должны будут встать из мертвых в буквальном смысле, а в этот момент раскроется их возвышенное состояние «спящих в прахе».

Необходимость «распространения души» для Моше и других глав поколения состоит в том, что для завершения работы по очищению и переборке искр святости Моше требуется облачиться в следующего за ним главу поколения, так как в каждом поколении данная работа обновляется и переходит на более низкий уровень. И до тех пор, пока эта работа не завершилась с помощью деятельности еврейского народа, мир не готов в полной мере к наступлению Освобождения, и есть необходимость в следующем главе поколения, который способен справиться с очищением на более низком уровне. Поэтому глава предыдущего поколения должен пройти стадию распространения души («исталкут») — подняться вместе со своим телом и скрыться от наших глаз.

Но для Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха, главы нашего поколения, не требуется облекаться в кого-то ещё, так как в нашем поколении впервые в истории человечества завершилась работа по очищению и переборке искр святости и оно является последним поколением изгнания и первым поколением Освобождения. Поэтому у Ребе не может быть не только смерти, но даже и распространение души вместе с телом, как это было, к примеру, у Ребе РАЯЦа. Ребе жив и здоров в нашем материальном мире, душа в теле. И мы вскоре увидим это своими глазами во время Освобождения без всякого перерыва.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter