СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 18:43

15. Я с ума схожу по Мошиаху!

Мошиах это общая душа самого высокого и глубокого уровня. Каждая частная еврейская душа является искрой Мошиаха и связывается с общим Мошиахом сущностной связью — душа с душой (на этом самом пятом уровне).

Свободный перевод:Шолем Лугов 25.09.2018 2077 мин.

Мы уже обсуждали исключительность души Мошиаха, общей души пятого уровня. У каждого еврея есть частичка этой души — частная душа пятого уровня. Сейчас мы попробуем объяснить связь между ними.

Ребе называется этот уровень души каждого еврея «искрой Мошиаха», так как он является частью души Мошиаха. С помощью этого уровня достигается связь евреем с Мошиахом, которая по определению самая глубокая и сущностная.

Связь к королем Мошиахом

В отношениях народа с королем есть внутренний и внешний аспекты. Это можно видеть на примере поведения Итая, когда Давид убегал от Авшалома: (Шмуэль II 15:21): «И отвечал Йтай королю, и сказал: (как) жив Г-сподь и (как) жив господин мой король, что куда ни пошел бы господин мой король, — на смерть ли, на жизнь ли, — там будет и раб твой».

Можно привести ещё один рассказ того периода. Мефивошэт сын Йеонатана сына Шауля хотел пойти с Давидом, когда тот ушел из Иерусалима, спасаясь от Авшалома. Он приказал слуге Цибе оседлать ослов, но тот воспользовался инвалидностью Мефивошэта и ушел без него. Когда слуга встретил Давида, то навел поклеп на своего хозяина, а Давид тогда пообещал ему все владения Мефивошэта. Но на самом деле Мефивошэт все время ждал возвращения Давида и даже соблюдал траур.

Когда Давид вернулся в Иерусалим, Мефивошэт рассказал ему всю правду, но Давид не принял этого и отдал половину его владений слуге. Но вместо того, чтобы разозлиться, Мефивошэт сказал (19:31): «Пусть он возьмет даже все, коль вернулся господин мой король благополучно в дом свой».

Мы уже говорили, что в природе человека заложено стремление к собственной выгоде. Но слова Мефивошэта свидетельствуют о полнейшей приверженности королю. Это раскрытие сущности души.

Так как уровень общей души Мошиаха гораздо выше, чем у Давида, то и связь евреев с Мошиахом более сущностная. Такое связь была также у Итая и Мефивошэта с Давидом, но это было только у избранных людей, а у всего народа связь была поверхностной. Что же касается Мошиаха, то связь с ним у всех евреев затрагивает самый глубокий уровень души.

Человек становится совершенно разбитым...

Во время изгнания связь евреев с Мошиахом проявляется в ожидании его прихода. И Ребе говорит об ожидании из самых глубин души, когда мы ждём Мошиаха не ради личной выгоды, а для раскрытия Славы Всевышнего:

В том, что евреи страдают душой, находясь в изгнании (даже когда им живется привольно как в духовном, так и в материальном отношении), выражается истинное желание каждого еврея, чтобы раскрылось Божественное присутствие — до такой степени, что оно коснулось самого их существования. И оттого, что во времена изгнания недостижимо явное раскрытие Божественного присутствия, как это было во время существования Храма (вспомним слова наших мудрецов: «Для человека, в дни которого не построен Храм, это равносильно тому, как если бы он был разрушен в его время»), человек становится совершенно разбитым, «выжатым».

Как говорит Ребе Цемах-Цедек, слышали от нашего учителя и наставника (Алтер Ребе): «Я не хочу Твоего рая, я не хочу Твоего Грядущего мира... Я хочу только Тебя Самого». И потому, что это слышали от Алтер Ребе... каждому еврею стало свойственно это желание — чтобы было раскрытие Сущности — до такой степени, что, когда это раскрытие не светит, а тем более во время изгнания, когда не светит даже такое раскрытие (раскрытие Света), какое было в дни существования Храма, — он сломлен и просит трижды в день или даже чаще: «И да увидим мы своими глазами, как вернешься Ты, по милосердию Своему, в Сион», ибо тогда произойдет раскрытие Божественного присутствия и даже раскрытие Сущности... Ибо то, что каждый еврей желает раскрытия Божественного присутствия до такой степени, что это касается самого его существования (именно потому он так разбит и сломлен, «выжат», поскольку во время изгнания нет раскрытия Божественного присутствия), связано с сущностью его души, со светилом, которое в душе, так как ее связь с Б-гом — сущностная связь.

Отсюда мы видим три вещи:

1) Причина ожидания

РАМБАМ пишет, что мудрецы и пророки стремились к наступлению будущего мира; аналогично он объясняет смысл ожидания природа Мошиаха: «Мудрецы, и пророки желали прихода дней Мошиаха... затем, чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом, чтобы удостоились они жизни в грядущем мире».

Жизнь в грядущем мире это наслаждение для человека. И РАМБАМ пишет о более высоком уровне, которого удостаивается не каждый. Это служение из любви, которое было у Алтер Ребе. И таким образом следует ожидать прихода Мошиаха — только для раскрытия жилища Всевышнего в нашем мире.

2) Глубина ожидания

Есть многие вещи, которых желает человек, хотя он может прожить и без них. Но есть вещи, без которых ему и жизнь не мила. Это затрагивает его душу.

Что касается ожидания прихода Мошиаха, то когда человек ждёт этого для того, чтобы стать богатым в материальном и духовном смысле (наподобие мудрецов и пророков, о которых пишет РАМБАМ, что они ожидают Эру Мошиаха для того, чтобы стать свободными для изучения Торы или удостоится грядущего мира), то хотя по сути дела это хорошо, но можно прожить и без этого. Но Ребе описывает настоящее ожидание прихода Мошиаха, которое затрагивает самые внутренние струны его души. Поэтому все время, пока Мошиах не пришел, человек «выжат и разбит».

В другом месте Ребе цитирует слова праотца Яакова, который сказал фараону: «Дни лет моего проживания — сто тридцать лет; немноги и плохи были дни лет жизни моей» и поясняет, что так как основной идеей жизни Яакова было полное Освобождение и постройка Храма, поэтому «все время, пока Мошиах не пришел, это вырванные годы». И так он ощущал себя в возрасте 130 лет.

3) Постоянное ожидание

Из приведенных выше слов Ребе также следует, что настоящее ожидание прихода Мошиаха включает в себя невозможность заменить его чем-либо. Ведь когда человек ждёт наступления Эры Мошиаха ради обилия материальных и духовных благ, то если во время изгнания у него появится возможность изучать Тору без помех, это уменьшит его ощущение недостаточности без Мошиаха. Ему станет хорошо в изгнании и он не будет желать прихода Мошиаха.

Выше (гл. 6) уже говорилось, что настоящее ожидание прихода Мошиаха побуждает человека при любом намеке о нем немедленно встрепенуться и пробудиться с новыми силами, как на это намекает РАМБАМ в описании десятой красной телицы. Но до этого напоминания человек может и не думать о приходе Мошиаха, поэтому такого поведения недостаточно.

И Ребе объясняет, что ожидание прихода Мошиаха наполняет человека в течение всего дня. При этом все, с чем он сталкивается, немедленно напоминает ему о Мошиахе (как в примере с гл. «Микец»).

С ума схожу по Мошиаху

Известно выражение Ребе (во время беседы с р. Элимелехом Найманом в месяце Сиван 5748 г.): «Про меня говорят, что я с ума схожу по Мошиаху». Это перекликается со словами РАМБАМа («Законы раскаяния» 10:3) о любви ко Всевышнему: «Это любовь великая и могучая, пронизывающая душу, и человек погружен в нее постоянно. Мысли того, кто одержим любовной болезнью, заняты только любимой женщиной, он непрестанно думает о ней — сидит он или стоит, ест или пьет. Но сильнее этой любви любовь ко Всевышнему в сердцах любящих Его, проникнутых ею постоянно...». Здесь РАМБАМ использует слова «одержимый, больной любовью» — это поведение выходит за рамки разумного и его можно назвать «глупость святости», когда человек предается служению Всевышнему таким образом, что он совершенно прекращает вести себя обычным образом. Таким Ребе видит ожидание прихода Мошиаха — что он должен произойти в любую минуту.

Самопожертвование ради прихода Мошиаха

В 1984 г. Ребе упомянул слова автора книги «Жертвоприношение Элазара», что следует проявить самопожертвования ради прихода Мошиаха.

Вывод:

Мошиах это общая душа самого высокого и глубокого (пятого) уровня. Каждая частная еврейская душа является искрой Мошиаха и связывается с общим Мошиахом сущностной связью — душа с душой (на этом самом пятом уровне).

Во время изгнания связь людей с Королем Мошиахом проявляется в ожидании его прихода, поэтому настоящее ожидание прихода Мошиаха связано с самой глубокой частью души еврея. Это ожидание — только ради Всевышнего, а не для преследования какой-нибудь личной цели или выгоды. Это ожидание становится сокровенным желанием человека и затрагивает самые глубокие струны его души. Поэтому ничего не может отвлечь человека от ожидания прихода Мошиаха. Весь день он погружен в мысли о Мошиахе до такой степени, что о нем можно сказать: «Он с ума сходит по Мошиаху!» Такой человек может пожертвовать собой ради прихода Мошиаха.

Так как пятый уровень души является сущностью всех евреев, то каждый из них имеет отношение к подобному ожиданию прихода Мошиаха. Даже такой еврей, который утверждает, что не ожидает Мошиаха, на самом деле в глубине своей души ждёт его. Поэтому, когда наступит время окончательного Освобождения, все евреи будут освобождены из изгнания — без исключения. Ведь истинное желание каждого еврея — быть избавленным Всевышним вместе со всем еврейским народом.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter