4 Тевета 5782 года, четвертый день недели, гл. Ваигаш

Важнейшие принципы кашрута

Если человек засунул ложку в горячее мясное блюдо, при том, что его руки были испачканы молоком, будет считаться, что вкус молока впитался в ложку в месте контакта с руками.

275 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Псаким у-тшувот» к «Йоре Деа» 94:2
Важнейшие принципы кашрута
Важнейшие принципы кашрута

Принцип «Хам микцато хам куло» (если горяча часть, значит горячее всё).

Сказано в «Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа» гл. 94, пункт 1:

Если человек опустил молочную ложку в кастрюлю с мясом или наоборот (мясную ложку в кастрюлю с молоком), мы оцениваем (есть ли в содержимом кастрюли в 60 раз больше), чем вся вошедшая часть ложки (если ложку использовали для молока в кли ришон («первом (горячем) сосуде» и сутки с этого момента ещё не прошли).

А есть те, которые говорят, что если ложка железная, то мы оцениваем (есть ли в кастрюле с мясом содержимого в 60 раз больше) чем объём всей ложки, поскольку если часть горяча, значит горячее всё (в оригинале — «хам микцато, хам куло»).

Примечание РАМО: Первое мнение является основным, и так принято.

Итак, мы видим, что и «Шулхан Арух» и РАМО постанавливает, что мы не говорим, что «если часть горяча, значит горячее всё» («хам микцато хам куло») даже в отношении железного объекта (ложки, вилки и тд), поэтому мы оцениваем, есть ли в объёме варева в 60 раз больше именно чем часть ложки, которая вошла (в контакт с варевом), а не есть ли там в 60 раз больше, чем вся ложка.

При этом, в ряде случаев принцип «если часть горяча, значит горячее всё» («хам микцато хам куло») применим.

Приведём примеры:

1. По мнению многих поским (см. респонсы «Паним Меирот» 1:83, приводимые в «Питхей Тшува», «При Мегадим», «Хидушей р. Акивы Эйгера», «Шулхан Арух а-Рав» раздел «Орах Хаим» гл. 451), принцип «хам микцато хам куло» не применяется именно в случае, когда вторая часть объекта осталась холодной, однако если вещь полностью нагрелась до температуры, при которой отдёргивается рука (40-43 градусов по Цельсию), считается что она выдаёт и впитывает вкус полностью, поэтому если молоко сварилось в мясной кастрюле, необходимо чтобы объём молока был в 60 раз больше всего мясного сосуда (в данном случае кастрюли), и это несмотря на то, что молоко было в контакте не со всей мясной кастрюлей (то есть его уровень в кастрюле был не под самую крышку, а ниже).

И это касается не только железного сосуда («При Мегадим»), но и сделанного из камня, дерева и т.д.

2. Даже если нагрелся не весь сосуд, и впитанное не распространяется с горячей части в холодную, тем не менее здесь будет применим принцип «хам микцато хам куло» (ШАХ на гл. 121, комм. 17, «При Мегадим»), и если запрещённая вещь коснётся холодной стороны сосуда, будет считаться, что вкус запрещённой вещи впитался в него в месте контакта.

Исходя из этого, если человек засунул ложку в горячее мясное блюдо, при том, что его руки были испачканы молоком, будет считаться, что вкус молока впитался в ложку в месте контакта с руками, и ложку будет необходимо откашеровать методом «агала» (кипячение).

Есть те, кто считают (ШАХ от имени «Исур веЭтер», «При Мегадим»), что если сосуд стал горячим от огня и человек на нём жарит, то в то, что жарится входит вкус всего, что впитано в этот сосуд, и также вкус пищи, которая на нём жарится впитывается в сам сосуд/объект, на котором она жарится, хотя на практике не весь сосуд/объект стал горячим.

Есть мнения («Маген Авраам», «При Тоар»…), что только в отношении выдачи из себя вкуса мы говорим, что он не выдаётся из той части (ложки и т.п.), которая не была опущена в варево, но что касается впитывания вкуса (в ложку и тп.) мы применяем принцип «хам микцато хам куло», и горячая часть ложки распроняет вошедший в неё вкус и в холодную её часть.

А есть спорящие с этим (МААРШАЛ, ШАХ), которые считают, что в верхнюю (холодную) часть ложки вкус из горячей части не переходит.

На практике (постановление «Шулхан Арух а-Рав», раздел «Орах Хаим» гл. 451, «Мишна Брура») следует идти по более строгому мнению, за исключением ситуации, когда речь идёт о большом ущербе, нужды для шабата и т.п.

В свете этого, если человек опустил ручку (то есть только верхнюю часть) молочной ложки (сделанной из железа) в мясное варево, и на этот момент не прошло 24 часа с момента когда ложка (в нижней части) впитала в себя молоко, будет необходимо вычислять, есть ли в мясном вареве в 60 раз больше, чем вся вошедшая ручка ложки, если только речь не идёт о ситуации, связанной с большим ушербом.

Что касается вещей, для которых необходима кашеровка методом «агала» (кипячение)

Сосуд/объект, с которым запрещённая пища вступила в контакт только в какой-то его части, изначально (ТАЗ, ШАХ…) необходимо откашеровать кипячением полностью, даже если речь о таких способах впитывания, когда облегчают и говорят, что вкус не впитался в сосуд/объект полностью, поскольку если речь о таких способах впитывания, когда впитанное распространяется на весь сосуд/объект, по мнению «Шулхан Аруха» даже постфактум такой способ кошеровки будет негоден, если объект кашеруют кипячением неполностью.

РАМО же считает, что постфактум кашеровка только того места, где был контакт, работает, исходя из принципа «кеболо ках палто» («как впитало, так и выдаёт»), однако даже по этому мнению если вкус впитался в сосуд  полностью (из-за его нагрева), необходимо, чтобы посредством кипячения данного места сосуд нагрелся полностью (респонсы «Паним Меирот», «Плейти», «Хидушей р. Акивы Эйгера»).

Касательно вещей, которым нужна кашеровка способом «либун» (прокаливание)

Если человек пожарил или испёк запрещенную пищу в некоем сосуде, а как было сказано выше, в отношении этого мы устрожаем и считаем, что вкус впитывается в весь сосуд, есть те, кто считают (ШАХ, «Хохмат Адам»), что даже по мнению РАМО не поможет прокаливание только той части сосуда, с которой запрещённая вещь была в контакте, поскольку в отличие от кипячения, прокаливание не извлекает впитанное, а сжигает его, и поэтому если не были прокалены все части сосуда, запрет, впитанный в части сосуда, которые не были прокалены, не сгорел.

Опубликовано: 27.10.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter