Хлеб и благословения на него

27.02.2013 3155 (2)
Хлеб и благословения на него
Хлеб и благословения на него

Вопрос: Каким должен быть хлеб, чтобы сказать на него благословение «а-моци»? Сколько хлеба нужно съесть, чтобы можно было читать после этого «биркат а-мазон»?

Ответ: На хлеб, изготовленный из пяти видов злаков, произносится благословение «а-моци лехем мин а-арэц» («вырастивший хлеб из земли»), при соблюдении следующих условий:

1. Тесто — должно быть запеченное в печи. (Если же его сварили или жарили1, то тогда оно не считается по закону хлебом1 и на такое изделия произносится благословение: «борэ минэй мезонот»2).

2. Толщина — тесто должно быть густым3, вплоть до того, чтобы можно было его закручивать руками.

3. Ингредиенты: вода — тесто должно быть замешено в основном на воде (состав самой воды должно быть < 51%).

Именно эти условия составляют особенность хлеба, на которых большинство людей устанавливают трапезу. Если же не хватает одного из этих требований, то тогда на такое изделия надо произнести благословение «борэ минэй мезонот»2.

Количество

Крошка хлеба — это минимальное количество для произнесения благословения «а-моци». Ведь сказано, что нельзя наслаждаться от этого мира без благословения4.

Количество хлеба важно для омывания рук и произнесения «биркат a-мазон».

1. Для того, чтобы сделать омывание рук и произнести благословение «ал нетилат ядаим», надо иметь хлеб в количестве больше, чем «кабейца» (54 см3) и съесть от него 27 см³ в течение 3-4 минут (или 6-7 минут постфактум).

2. Если же человек намерен съесть хлеб только лишь «казаит» (27 см³), то тогда надо:

1. Сделать омывание рук без благословение.
2. Произнести «а-моци».
3. Съесть 27 см³ в течение вышеупомянутого времени.
4. В конце еды произнести «биркат а-мазон».

3. Если же человек намерен съесть хлеб меньше чем «казаит» (27 см³), то тогда надо сделать:

1. Омывание рук (без благословения).
2. Произнести «а-моции».
3. Не произносят последние благословение.

Хлеб, испеченный на муке из пяти вида злаков и «китниет»

На хлеб, испеченный на муке из «китниет» вместе с мукой из пяти видов злаков, произносят первое благословение «а-моци». Если человек съедает5 от этого хлеба больше чем 162 см³, тогда в конце произносят «биркат а-мазон». На съеденное количество меньше чем 162 см³ надо произнести «ал а-михья»6. В любом случае, требуется съесть 27 см³ от этого хлеба в течении 3-4 минут (6-7 минут постфактум), чтобы можно было произнести последнее благословение.

Запеченное тесто с приправой

1. Если же при замешивании теста использовалась приправы подобие: сладости, орехи, фрукты и т.д, и это было испечено для наслаждения, то тогда это не считается по закону хлебом, и на такое изделия произносится благословение: «борэ минэй мезонот»7,2.

2. Если же приправа этого теста: мясо, рыба, овощи или любая другая еда, которая насыщает человека, то на такое изделия произносится благословение: «вырастивший хлеб из земли».

Несколько обычаев по отношению хлеба по Торе

1. В будней день: отрезать от буханки ломтик величины не более 54см³ (в трапезе связанный с заповедью, например в субботу, принято отрезать намного больший кусок), чтобы не выглядеть голодным8.

2. От 54 см³ надо отрезать 13 см³ (половина «кезаит»), чтобы не выглядеть жадным8. Также принято не кусать сам ломтик хлеба, а отламывать от него кусочки и класть их в рот9.

3. Нужно окунуть 3 раза хлеб в соль или в пищу, с который человек собирается есть хлеб.

4. Принято сначала съедать тот ломтик, который был отрезан вначале10.

5. Если за столом съедят гости, то принято нарезать хлеб на дольки и класть их напротив сидящих, а не давать им в руки (поскольку давать в руки хлеб принята скорбящему). Также принято не кидать хлеб, поскольку запрещается кидать хлеб на стол11.

6. Желательно, чтобы каждый по отдельности произнес благословение «а-моци» на поданный ему «кезаит» хлеба.

7. Запрещается хозяину дома сердиться во время трапезы, поскольку этим он может привести к тому, что домочадцы и гости будут стеснятся (или смущаться кушать) опасаясь его злости или строгости12.

Примечания:
1 К примеру, в отношении жаренных на масле пончиков, сказано в «Шулхан Арух», что желательно богобоязненному человеку есть их во время трапезы с хлебом.
2 Если же человек устанавливает трапезу на изделия, на которые произносится благословение «борэ минэй мезонот» и съедает 230 см³, то тогда надо до еды сделать омовение рук, произнести «а-моци», а в конце еды сказать «биркат а-мазон» («Шулхан Арух» 167:22).
3 На тонко запеченное густо тесто (замещенное на воде), которые принято грызть для наслаждения, а не для насыщения, принято произносить благословение «вырастивший хлеб из земли».
4 Обряд «Биркот неэнин» глава 2, абзац 14. «Шулхан Арух» 168:7.
5 «Кцот а-Шулхан» 59:4.
6 «Кцот а-Шулхан» 59:3.
7 «Шулхан Арух» 168: 9-10. Благословение «мезонот» включает в себя также и приправу.
8 «Шулхан Арух» 167:4, «Кцот а-Шулхан» 37:4.
9 «Шулхан Арух» 170:7, комментарии «Маген Авраам» 11, ТАЗ 4.
10 Принято также оставлять от этого отрезанного ломтика на конец трапезы.
11 «Шулхан Арух» 167:21.
12 «Шулхан Арух» 170:6.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Кухня » Кашрут и законы (другие статьи):