СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 16:28

Жертвоприношения

Жертвоприношения, общественные ли (приносимые от имени всего народа) или индивидуальные, были средством достижения «искупления», т.е. служили ощутимым выражением покаяния с целью восстановления единения (или объединения) с Б-гом, которое было нарушено грехом.

23.10.2005 5259 мин.

Очередной раздел утренней молитвы состоит из избранных мест, или учений, из Торы и Талмуда (включая Мишна), которые говорят о законах жертвоприношений (корбанот) и воскурений (кторет). Этот раздел завершает брайта рабби Ишмаэля тринадцати принципах (или методах) толкования Торы.

Имеется много объяснений тому, что эти избранные места включены в сидур и читаются каждодневно.

По одному такому объяснению (как указано автором книги «Левуш»), это сделано для того, чтобы дать возможность каждому еврею выполнить мицва «Талмуд Тора» (изучение Торы). Это одна из основных мицвот Торы, возлагающих на каждого еврея без исключения обязанность изучать Тору каждый день. Тора состоит из трех основных разделов — ТаНаХ, Мишна и Гемара. Поэтому, читая избранные места из Торы, помещенные в сидуре, еврей выполняет минимальное требование по изучению Торы.

А почему были избраны именно эти отрывки, которые, как легко в этом убедиться, толкуют о службе в Храме в древности, объясняется следующим образом. Наши мудрецы говорят, что тому, кто изучает законы о жертвоприношениях, засчитывается, что он как бы фактически совершал эти жертвоприношения. В другом месте в Талмуде мы находим ту же идею в более развернутом виде:

Сказал Авраам Превечному: «Владыка мира! Хорошо, когда Храм существует. Что же будет, когда Храма не будет больше?». На это ответил Превечный: Я уже установил для них (евреев) чтение о жертвоприношениях; когда они читают это предо Мной, Я им это зачитываю как если бы они на самом деле приносили эти жертвы Мне, и я им прощу их прегрешения».

Дальнейшее подчеркивание важности чтения корбанот в качестве замены для фактического их приношения (теперь, когда Храма нет) мы находим в высказываниях наших мудрецов, приведенных в различных Мидрашим.

И действительно. Наши ежедневные молитвы как утренние, так и вечерние соответствуют ежедневным общественным жертвоприношениям в Храме, как утверждает рабби Йеошуа бен-Леви. Этого мнения придерживаются также наши мудрецы в других местах Талмуда и Мидрашим. Другими словами: цель молитв та же, что и жертвоприношения — сблизить каждого отдельного еврея и наш народ в целом с Б-гом (слово «корбан» выведено из еврейского глагола, означающего «приблизить»). По этой же причине имеется в субботу, в Рош-Ходеш и в праздничные дни «дополнительная служба» (Мусаф), которая соответствует дополнительным жертвам, приносимым в Храме в эти дни.

Жертвоприношения, общественные ли (приносимые от имени всего народа) или индивидуальные, были средством достижения «искупления», т.е. служили ощутимым выражением покаяния с целью восстановления единения (или объединения) с Б-гом, которое было нарушено грехом. Ибо, когда совершают грех, воздвигается «стена» или ограждение, отделяющее грешника от Б-га. Как это единение восстанавливается? Конечно, не магическим путем.

Принесение жертвы называется «авода», служба. Служба включает «видуй» (признание факта совершения греха), сосредоточенность мысли и размышления. Кроме того, перед самым убоем жертвенного животного предписанным Законом образом его владелец должен возложить обе руки на голову животного, как бы ставя самого себя на его место. Этим имелось в виду довести до сознания кающегося грешника, что все то, что делают сейчас с животным, следовало бы по настоящему совершить над ним самим за то, что он нарушил волю Б-жью. Но Б-г милостив. Он разрешил грешнику принести в жертву животное вместо себя. Поэтому самое меньшее, что он, грешник, может сделать, — это очистить свои думы, речь и действия, участвовавшие в совершении греха, и посвятить их вновь одному только Б-гу. Это символизируют упомянутые выше три вида «авода», которые должны сопровождать жертвоприношение, а именно: «кавана» (сосредоточение мысли), «видуй» (устное признание греховности) и «смиха» (возложение рук на голову корбана).

В более глубоком смысле «корбан» принимает совершенно иные измерения. Принесение в жертву животного символизирует «животную» душу человека, которая по крайней мере временно (в момент совершения греха) взяла верх над Б-жественной душой человека. Б-жественная душа всегда предана Б-гу. Но животная душа иногда поддается соблазну и ее обуревают страсти, приводящие человека к греху.

Принесением животного как корбан Б-гу кающийся наглядно и убедительно отдает себе отчет, что это животная душа в нем должна быть принесена в жертву Б-гу. Этот момент подчеркивается дальше тем фактом, что весь тук и вся кровь животного должны быть принесены на алтарь Б-гу. Тук символизирует излишнее потворство своим желаниям и неиспользованную энергию, а кровь — страсти и самую жизнь; все это должно быть посвящено Б-гу. То же самое относится и ко всем остальным деталям, касающимся законов о корбанот, — все они глубоко символичны и поучительны.

Каждая деталь представляет собою указание, как лучше служить Б-гу и как теснее присоединиться к Нему (как подробно изложено в трудах Каббалы и Хасидизма).

Поскольку же у нас нет теперь настоящих корбанот, и именно потому, что их нет сейчас, наше изучение смысла и значения корбанот и наши молитвы, заменяющие старинную службу в Храме, преследуют ту же цель — сделать нас более близкими к Б-гу.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter