Известно древний еврейский обычай, что в субботу следует есть рыбу. Алтер Ребе утверждает, что источник этого находится во внутренней части Торы1. Давайте попробуем понять, в чем заключается смысл этого обычая. Попытаемся облегчить понимание каббалистических терминов представив наше обсуждение в виде вопросов:
1. Почему рыбы являются самыми первыми созданиями животного мира, сотворенными Б-гом?
2. По какой причине Адам назвал всех животных определёнными именами, исключив рыб?
3. Почему рыбы не были наказаны во время потопа?
4. Почему рыбы созданы таким образом, что их глаза никогда не закрываются?
5. Почему рыбы не «удостоились» звукового аппарата в организме, и меньше всех животных болеют?
6. Почему рыба не нуждается в «шхите»?
7. Почему кровь рыбы разрешена в пищу?
8. Почему Тора допускает кушать рыбу с мясом2 во время одной трапезы?
9. Почему трапезу следует начать с рыбы?
10. Почему в будущем Б-г устроит пир3, на котором будет подана рыба?
11. Почему «Божественная Колесница», состоящая из 4 «лиц», не включает в себя образ4 рыбы?
12. По какой причине души некоторых праведников возвращаются в этот мир в теле5 рыбы?
13. Почему манна не имела6 вкуса рыбы?
14. Почему рыбы размножаются намного быстрее, чем все остальные животные?
15. В чем секрет образа размножения рыб, сильно отличающийся от способов всех других животных?
16. Почему кошерные рыбы плавают на поверхности воды, а некошерные — нa дне7?
17. Чем определяется духовная чистота рыб, если известно8, что сделанные из рыбы продукты не могут загрязниться нечистотой?
18. Почему сказано9, что перед приходом Мошиаха «будет невозможно найти рыбу для больного»?
Рыба в каббале
Сказано: «Не хлебом одним живет человек, но всем, что исходит из уст Г-сподних, живет человек»10. АРИ объясняет11, что в еде существует гармония между материей и её духовным источником. Во время трапезы, материя самой пищи укрепляет тело человека, а ее духовная частица12 — укрепляет душу13. Но рыба отличается от любого вида пищи по двум аспектам: 1. В материальном плане — она наиболее связана со своим источником — водой и не может существовать без нее14. 2. В духовном плане — она имеет постоянную связь со своим духовным источником15. Из этого следует, что духовный план рыбы наиболее связан с этим физическим миром.
Исходя из вышесказанного становится ясно, насколько важно кушать рыбу в субботу.
Известно, что субботняя трапеза освящает тело человека сильнее, чем еда в будни. Так как в будни находящиеся в еде искры святости скрыты, человек не способен воспринять высокий духовный свет от пищи. Но в субботу он в состоянии привлечь16 высочайший свет. Если это относится к любой еде, то в рыбе это выражается в наиболее высшем уровне: употребляя рыбу в субботу, человек воссоединяется с самыми высокими уровнями святости духовных миров.
Теперь станут ясны ответы на все поднятые вопросы:
1. Рыбы наиболее близки к источнику святости и поэтому они были сотворены первыми.
2. Называя животных своими именами, Адам приблизил и раскрыл в них связь с Божественным светом, но поскольку рыбы сами по себе имеют связь с этим источником, то им не нужно было давать имя17.
3. Рыбы не погибли во время потопа, поскольку они наиболее связаны с Б-гом18.
4. Глаза рыбы всегда открыты из-за своей высокой связи с Б-гом, про которого сказано: «Ведь никогда не дремлет и не спит страж Израиля»19.
5. Рыбы не слышат и болеют меньше всех, так как они отречены от материальности; поэтому, с одной стороны, они физически неполноценны (не слышат), но в тоже время, меньше подвержены заболеваниям этого мира.
6. «Шхита»20 совершается для того, чтобы притянуть и раскрыть святой источник животного, но близость рыбы к источнику исключает в этом необходимость21.
7. Кровь — это символ жизни и наслаждения, поэтому еврею запрещается пить кровь, что намекает на опасности, связанные с увлечениями материального мира. Но рыбья кровь холодная; она не символизирует сближение с материальностью, а поэтому разрешена в употребление.
8. Объясняется22, что духовный источник молока связан с атрибутом «хэсед», а мяса — с атрибутом «гвура», в связи с чем они не сочетаются вместе. Но духовный источник рыбы находится в «Эйн-Соф», бесконечности, где не существует разделения на атрибуты; из этого исходит разрешение употребления рыбы с мясом или с молоком в одной трапезе2.
9. Трапезу начинают с рыбы, поскольку человеку намного легче соединиться с Божественным источником рыбы (так как он наиболее с Ним связан). А затем продолжают принимать еду от лёгкого к сложному23. Таким образом можно соединиться с остальными искрами святости, находящимися в разных видах пищи. Но опасность трапезы, начинающейся с мяса (в котором искры святости наиболее скрыты) состоит в очень большой вероятности, что человек может погрузиться в материальный аспект принимаемой пищи, а не в её духовную часть.
10. На трапезу Мошиаха будет подан «ливьятан» по нескольким причинам: 1. Из-за его высочайшего духовного источника24. 2. Ливьятан — король всех рыб25. 3. Слово «ливьятан» сходно по смыслу со словом «соединение» и посредством того, что человек ест эту рыбу, он связывается с (высокой) духовностью26.
11. «Божественная колесница» состоит из лица человека, животных, скота и кур; она же является источником влияния для всех миров и всего сотворённого. Духовный корень рыб (находится в мире «Ацилут»), который, в свою очередь, стоит над «Колесницей» (имеющий источник в мире «Брия»). Следовательно, рыба не нуждается во влиянии от самой Колесницы.
12. В Каббале объясняется, что перевоплощение душ происходит по двум основным причинам27, из которых следует, что души праведников и мудрецов также возвращаются в этот мир, но это происходит, в основном, через тело рыбы28, так как рыба в этом мире выражает наиболее высочайший уровень связи со своим источником жизни (вода). Аналогичным образом, праведники связаны с Творцом Вселенной, и не могут жить другим образом29.
13. Написано, что несмотря на то, что евреи ели манну, они чувствовали себя голодными30. Объясняется, что человек мог почувствовать любой вкус пищи за исключением, вкуса рыбы31. Манна была подарком с небес; в этом есть намек, что от евреев не требовалось его заработать физически трудясь в материальном мире. В отличии от этого, рыба символизирует получение влияние свыше, посредством труда и работы в физическом мире32.
14. Рыбы размножаются наиболее больше и быстрее, чем остальные животные, поскольку у них существует наиболее высокое соединение между самими собой (или по словам каббалы, полноценная связь между «машпиа» и «мекабел»)33.
15. Размножение всех остальных видов животных устроено таким образом, что самец влияет первым на самку, но в случае с рыбами, самка первая влияет (выделением яиц), а затем идёт ответная реакция самца. Буквы «далет» (женский род) и «гимель» (мужской род) составляющие слово «рыба» (на ивр. «ДАГ») построены в таком порядке, что буква женского рода стоит перед буквой мужского рода34.
16. Кошерные рыбы плавают на поверхности, поскольку верхние воды символизируют сближенность к святости, а нижние воды являются символом отдаленности от святости и некошерные рыбы плавают на глубине35.
17. Духовная чистота рыбы настолько велика и сближена со святостью, что изделия из рыбы не могут загрязняться нечистотой.
18. Известно утверждение наших мудрецов36, что перед приходом Мошиаха «будет невозможно найти рыбу для больного». Это будет37 не из-за недостатка рыб, а в связи с окончанием работы («бирур») по отделению искр святости, и тем самым завершению Божественной цели душ в этом мире. Поэтому, когда работа подходит к полноценности или завершенности, не будет найдена рыба, что означает, в свою очередь, полное освобождение38.
В заключение:
Мы видим, насколько глубокое значение содержится в указании Алтер Ребе39, четко определяющее причины употребления рыбного блюда во время субботней трапезы. Несмотря на то, что приведены 18 причин, на первый взгляд нет никакой связи между ними. Но следуя объяснению каббалы и хасидизма, мы в состоянии углубиться в смысл создания рыбы и ее духовного источника. Следовательно, исполнение данного указания Алтер Ребе помогает еврею повлиять на свое духовное воссоединение со святостью субботы. Хотелось лишь в добавление закончить словами40 Алтер Ребе: «Рыбы созданы в заслугу, в основном, евреев, и в особенности, хасидов, о которых сказано: „Ваидгу ла-ров…“. Это значит, что даже в относящихся к миру и материальности делах они ведут себя как рыбы, не отсоединяясь от своего источника жизни… пути Торы и её законов».
Примечания:
1 «Шулхан Арух» Алтер Ребе 242:7, сноска 4 («Последнее издание»); «Сефер а-Сихот» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, 5744 год, гл. «Бэар-Бехукотай», абзац 36; «Ликутей Сихот» том 31, стр. 192 сноска 15.
2 Вкратце: в законе объясняется, что запрещается кушать рыбу вместе с мясом, и поэтому, до мяса, (после рыбы) следует что-либо поесть в промежутке и запить немного жидкостью (но не водой). Также требуется не подавать мясо на стол, не закончив кушать рыбу (или наоборот). В том числе, нужно поменять посуду: тарелки, вилки, ножи и все посудные принадлежности, использованные для рыбы или мяса. В отношении закона употребления рыбы с молочными изделиями, имеется в виду запрещение кушать рыбу вместе с молоком или сыром, но в то же самое время, разрешается кушать рыбу с жирными молочными изделиями («Шулхан Арух» 116:2; Комментарии на «Шулахан Арух», «Хидушей рабби Акива Игера», раздел «Йорэ Деа» 116:5; «Бейт Йосеф», раздел «Йорэ Деа» гл. 87; Книга Ребе Цемах-Цедека «Питхей Тшува», раздел «Йоре Деа» гл. 109).
3 После прихода Мошиаха Всевышний устроит пир для праведников, на котором будет подана, (в том числе), рыба — Ливятан. Но в отличии от всех остальных трапез, описывающихся Торой, не упоминается, если когда-либо была именно подана рыба.
4 В Божественной Колеснице упомянуты: человек, лев, бык, и орел. В хасидизме объясняется, что в зависимости от изображений на Колеснице, происходит влияние на всех тех, кто в ней изображены. Например, от лица человека нисходит влияние всем людям, живущим в физическим мире; от лица льва — всем животным, от лица быка — всему вида скота, а от лица орла — всем вида птиц. Спрашивается, почему нет изображения «лица рыбы» в святой колеснице?
5 Книга «Зоар» I 242б; Книга «Авот дэ рабби Натан», глава 40.
6 Когда евреи вкушали в пустыне манну небесную, они могли почувствовать в ней вкус любой пищи, за исключением вкуса рыбы, почему же это так?
7 Книга Цемах-Цедекa «Сефер а-Ликутим», раздел «Рыбы», стр. 88-90.
8 Объясняется в Торе, что посуда, изготовленная из дерева, одежды, кожи, глины, метала, костей и стекла, может стать духовно нечистой от соприкосновения с духовно нечистым источником, напр. мертвым телом. Но сказано, что если посуда сделана из рыбьей кожи, то она не принимает на себя духовную нечистоту. Почему же это так? («Ваикра» 11:32-33; «Бамидбар» 31:20-22; Трактат «Шабат» 14б; Мишна трактат «Келим» 11:2, 15:1, 17:14).
9 Мошиах придет в то время, когда больной попросит рыбу и ее невозможно будет найти. Почему это так? (Трактат «Санедрин» 98а).
sup>10 Глав «Экев» 8:3.
11 Книга «Ликутей Тора» АРИ, глава «Экев».
12 Уста Б-га, которые находятся в этом хлебе или в любом виде пище.
13 Несмотря на то, что духовная часть пищи скрыта в еде, после ее принятия духовная часть сливается и кормит душу человека.
14 В отличие от остальных животных, источником творения которых является «земля» и не зависящих от самой земли, которые могут жить не находясь постоянно на земле. Рыба же связана со своим источником жизни — водой. Она, в свою очередь, была сотворена самой «водой» и, в тоже время, не в состоянии покинуть воду.
15 В этом плане, остальные животные отличаются тем, что они не так как рыбы связаны со своим духовным источником и их духовность скрывается намного больше (в теле животного). А также рыба, в отличии от других животных, связана с самым высоким духовным миром — АЦИЛУТ (Книга «а-Ликутим», радел «Рыбы» 84-90; Книга «Игрот Кодеш» 1:57; Книга «Ликутей Тора» Алтер Ребе, глава 96, 8:3.
16 Поскольку в субботу духовность в еде намного больше проявляет свою связь со своим источником в высших мирах. И именно по этой причине, дается человеку в субботу возможность воссоединиться с духовностью, находящейся в еде.
17 Книга «Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха 7:7; Книга «Ликутей Сихот» том 35, стр. 5, сноска 43.
18 «Сифтей Цадиким» на главу «Ноах», стр. 46.
19 Псалмы, глава 121.
20 Hа иврите слово «Шхита» происходит от слово «Мешиха» — притяжение (см. трактат «Хулин» 32б).
21 Ребе Король Мошиах ШЛИТА объясняет, что при зарезывании животного с помощью именно «шхиты» человек притягивает и раскрывает духовный источник животного. И посредством этого душа животного переносится в наиболее высокую сферу. Но рыб достаточно только лишь собрать (или выудить с моря), так как их источник очень высок. («Игрот Кодеш» 1:47; «Ликутей Сихот», том 19, стр. 206).
22 Комментарии рабейну Бехаей на гл. «Кдошим» 19:19; «Ликутей Сихот» 29:128.
23 По определению хасидизма, духовный источник рыбы находится намного выше, чем духовный источник мяса (так как в мясе искорка святости очень скрыта). И поэтому рыба является как-бы «посредником» (во время трапезы) и с её помощью затем можно кушать мясо. Но если же начинают трапезу с мяса, а потом кушают рыбу, то тогда есть вероятность, что человек погрузится в материальный аспект мяса, и не сможет соединиться со святым источником пищи. (Книга Алтер Ребе «Ликутей Тора», гл. «Беалотха» 33б; «Маамар» Алтер Ребе 5563 г., стр. 690; 5567 г., стр. 191).
24 Комментарии рабби Элиезера из Пано, изречение: «Субботы Б-га», том 6; Книга «Ликутей Тора» гл. «Шмини», стр. 18:1.
25 Ливьятан (на ивр.) имеет гематрическое значение как и слово «Малхут» (королевство) (см. комментарии рабби Элиезера из Пано, изречение: «Субботы Б-га»).
26 Ливятан (на ивр.) сходно со словом «ливуй» (сопровождение), т.е. сопровождает человека к воссоединению со святостью (см. комментарии рабби Элиезера из Пано).
27 (а) У каждой души есть цель, для которой она спустилась в этот мир. Та душа, которая не исполнила свою задачу, должна вновь возвратиться в этот мир, чтобы завершить свою миссию. (б) Душа, которая согрешила в этом мире и не исправила свой грех, до момента возвращения к своему источнику, должна вернуться в этот мир, чтобы завершить исправление того, что было повреждено в прошлой жизни.
28 Книга «Кицур а-ШЛО», комментарии на трактат «Шабат», глава «Поведение в субботу».
29 Хасиды рассказывают, как однажды, Алтер Ребе стоял на кухне и внимательно наблюдал как нарезали рыбу и клали ее в кастрюлю. Затем обратился Ребе к своим ученикам и сказал: «Душа такого-то человека, недавно ушедшего в иной мир, перевоплотилась в эту рыбу. Съешьте эту рыбу, и исправьте его душу!» (Книга р. Рефаэль Кана «Шмуот вэ-Сипурим» том 2, стр. 52). А в другом случае рассказывается, как у одного хасида застряла кость в горле. Увидев это, сказал ему Алтер Ребе: «Нужно знать, как кушать души праведников…» (книга «Ликутей Сипурим» Алтер Ребе, история 80).
30 «И дал тебе голодать, и питал тебя маном» (глава «Экев» 8:3).
31 Мидраш «Бамидбар Раба», глава 7:4.
32 O мане сказано: «И он как семя кориандровое» (глава «Бешалах» 16:31). Оба слова: «кориандровое» (на иврт. «ГАД» — גד), и слово «рыба» «ДАГ» (דג), состоят с одних и тех же букв, только в разном порядке. В слове «кориандровое» («ГАД») — «гимель» стоит до буквы «далет», а в слове «рыба» («ДАГ») буква «далет» стоит до буквы «гимль». Теперь посмотрим на значимость этих букв. Буква «Гимель» связана со словом «гадлут» — богатство и влияние. Буква «далет» связана со словом: «далут» — бедность и восприятие. В хасидизме объясняется, что человек может получить влияние духовности свыше двумя путями: а) Человек трудится снизу, а затем, в зависимости от его труда, Всевышний ниспосылает ему (благословение) сверху; таким образом, буква «далет» находится до буквы «гимель» («ДАГ» — рыба). б) Человек не трудится, но несмотря на это, Всевышний ему даёт влияние сверху; в этом случае, буква «гимель» находится до буквы «далет» («ГАД» — кориандровое). Из этого следует, что манна была получена евреями без их труда (изъятия духовных искр) и поэтому они жаловались на «голод», т.е. стеснялись его получать. В противоположность этому, рыба является символом получения влияния свыше за труд еврея, а не подарком.
33 Поскольку самка в одно и тоже время является и «мекабел» (воспринимать) и «машпиа» (влиять). Это выражается в том, что самка выделяет яйца до действия самца. В отличии от других животных, самка исполняет только лишь «воспринимающую» роль и поэтому образуется так называемый «дисбаланс», выражающийся в том, что размножение ограниченно.
34 Буква «далет» («ד») обладает цифровым значением 4 — намекая на наших четырёх проматерей. Буква «гимел» «ג» обладает цифровым значением 3 — намекая на наших трёх праотцов (книга «Ликутей Тора» АРИ, глава «Ваейце»).
35 Объясняется, что определение кошерного или некошерного животного, в том числе рыб, зависит от источника святости, откуда они черпают свою жизнь. Некошерные рыбы получают свою духовную жизнь от некошерного источника, а кошерные — связаны (и имеют свою жизненность) от кошерного источника. (Комментарии рабейну Бехае на главу Торы «Кдошим», раздел, «Клипа Билама и колдунов»).
36 Трактат «Санедрин» 98а.
37 Книга «Бейт Оламим» стр. 132б.
38 Так как задача всех поколений была сконцентрирована на работе по изъятию искр святости, то, соответственно, души людей должны были пройти длинный этап исправления, посредством перевоплощения в тела животных (требующее особых усилий). В последнем поколении, когда заканчивается работа по изъятии и поднятии искорок, остались лишь мелкие доработки, нуждающиеся в своем духовном исправлении, и в этом причина определения искр святости в рыбах, и это является легким исправлением. Но при полном, окончательном раскрытии Мошиаха, когда все души и наш мир придут к статусу полноценности, то исчезнет необходимость в каком-либо исправлении, включая попадание искр святости даже в рыбу. И таким образом, теперь понятна причина проблемы нахождения рыбы для больного.
39 «Шулхан Арух» Алтер Ребе 242:7, сноска 4 («Последнее издание»); «Сефер а-Сихот» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, 5744 год, гл. «Бехар-Бехукотай», абзац 36; «Ликутей Сихот» том 31, стр. 192 сноска 15.
40 «Игрот Кодеш» Алтер Ребе, том 5, стр. 240.