Из беседы, которую произнес Ребе Король Мошиах в субботу недельной главы «Тецаве» 11 Адара 5752 года.
1. В начале и завершении главы «Тецаве» говорится о зажигании светильника. В начале: «И возьмут тебе масло оливковое, чистое… зажигать постоянный светильник», «В шатре собрания… будет обеспечивать Аарон ее функционирование…». В завершении: «Каждое утро при уходе за светильниками… и при зажигании Аароном этих светильников в предвечернее время…»
Новшество завершения в том, что зажигание светильников связывается с воскурением благовоний [см. подробней в беседе].
Необходимо объяснить содержание идей воскурения и зажигания светильников и связь между ними в служении человека.
2. После главы «Трума», где говорилось о деталях изготовления Мишкана, «Тецаве» говорит о священстве Аарона и его сыновей. Почему же начинается эта глава с раздела о светильнике, а завершается разделом о жертвенники воскурений? Более того, эти разделы, на первый взгляд, записаны не на своем месте [см. подробней в беседе].
3. Объяснение:
Написание раздела о жертвеннике воскурений не на своем месте, но после рассказа о Мишкане и его утвари, — подчеркивает особой достоинство этого жертвенника. — Им выполняется основная идея Мишкана: «…Шхина не спустилась, пока не принесли воскурения».
В служении:
1) Внешний жертвенник соответствует телу. На нем приносятся жертвы — «קרבנות», от слова «קירוב [приближение]». Благодаря ему происходит приближение к Б-жественности.
2) Внутренний жертвенник соответствует душе. На нем приносятся благовония — «קטורת», от слова «קשר [узел]». Благодаря ему связываются, объединяются с Б-жественностью. Этим достигается полнота «…и поселюсь Я внутри них». Поэтому этот раздел вынесен в самый конец сюжетов, касающихся Мишкана, являясь их итогом: «И буду встречаться там с евреями…», — а после этого: «И сделаешь жертвенник воскурения благовоний…».
4. Более глубоко:
Жертвенник воскурения подчеркивает связь евреев с Б-гом на уровне сути души, аспекта «ехидо», объединенного с сутью Благословенного, благодаря которому осуществляется полнота «Я поселюсь внутри них», Я — в буквальном смысле.
На это намекают: размеры этого жертвенника: 1х1; состав воскурения: 11 компонентов; служение воскурения: наедине с Б-гом…
В завершении раздела воскурений и главы это служение уподобляется служению первосвященника в Йом-Кипур в «Святая-Святых» [см. подробней в беседе].
5. Связь воскурений с исправлением и зажиганием светильников: светильники указывают на еврейские души, исправление и зажигание которых происходит благодаря Торе и заповедям. Благодаря зажиганию светильников святость привлекается также в мир. Это основное в строительстве Мишкана, — чтобы почивание Шхины происходило в мире. Благодаря этому достигает полноты объединение «верхних» и «нижних», начавшееся при даровании Торы.
Воскурение совершается именно во время исправления светильников, поскольку полнота связи и объединения с Б-гом при воскурении, раскрывается и светит на всех уровнях и во всех частностях служения, вплоть до того, что привлекается в мир — благодаря светильникам.
Это еще более подчеркивается тем, что воскурения происходят в ходе исправления светильников [см. подробней в беседе]...