Для чего Тора сразу же после Синайского откровения выделяет заповеди «мишпатим», до которых мы бы и так дошли своим умом? Неужели для этого было необходимо такое великое событие, как Синайское откровение? → читать дальше
Сказано в нашей главе Торы: «И служите Г-споду, Б-гу вашему». Говорят наши мудрецы: «Что называется служением в сердце? — Это молитва». → читать дальше
Все это относится к еврейскому народу во время изгнания — даже когда они богатые, когда им хорошо в материальном и духовном смысле, они должны ожидать Освобождение. → читать дальше
Все законы Торы являются волей Всевышнего и нужно выполнять их не по велению разума — который понимает, что так нужно себя вести — а в полном подчинении Всевышнему и стремлении исполнить при этом Его волю. → читать дальше
Нужно объяснить, как Моше-рабейну привлекает для душ евреев осознание и ощущение святости, а в будущем он повлияет на весь мир, как сказано: «И полна земля знания Всевышнего». → читать дальше
Почему же Тора не говорит об этом в том порядке, в котором все эти события произошли? Почему только после описания всех законов наступает самое подходящее время для описания поднятия Моше на гору Синай? → читать дальше
Человек по своей природе склонен исполнять «мишпатим» с желанием и энтузиазмом, ведь причины исполнения этих заповедей ясны и понятны ему. А вот «хуким» человек склонен исполнять лишь по принуждению: ведь своим умом человек не видит никакой логики в их исполнении. → читать дальше
Путь Баал-Шем-Това — это не посты и лишения. Наоборот, есть обязанность прикладывать усилия для того, чтобы тело оставалось здоровым и целостным и служить Всевышнему необходимо при помощи тела, а не ломая его. → читать дальше
Также как и материальная еда, предназначение которой дать нашему телу необходимую силу и здоровье, наша душа тоже нуждается в пище и пища эта — Тора и заповеди, которые дают силу и здоровье Б-жественной душе каждого еврея. → читать дальше
Обычно РАШИ не упоминает в своих комментариях имена мудрецов Талмуда, чьи мнения он приводит. Тогда возникает вопрос, почему в данном отрывке «когда деньгами будешь ссужать» РАШИ упоминает имя рабби Ишмаэля? → читать дальше
В книге «Зоар» объясняется, что первый трактат говорит об ущербе, второй — о потере, а третий — о партнерах. И приводит отрывок из главы «Мишпатим», в котором дается намек на эти три трактата. → читать дальше
Если больной отказывается следовать предписаниям доктора, он сам должен проучиться 7 лет в мединституте, узнать о всех тонкостях работы нашего организма, понять принцип работы лекарств, и только затем уже поправлять свое здоровье. Точно также и с законами Торы… → читать дальше
Но вы — народ умный и себе на уме, вы думаете, пойду еще один Шабат повкалываю, лишняя копейка в доме не помешает. А потом бац — мотор у машины полетел, колеса пробил, штраф от полицейского получил, зуб сломал, в суд вызвали, и все твои лишние денежки перекочевали в чужой карман. → читать дальше
Так кого же я приобрел — раба или господина себе на голову? А его еще и рабом не назови, дабы не унизить, ну это уж совсем, знаете, не умещается в голове. Мы же в школе всё это подробно изучали — рабовладельческий строй, именно рабы возводили грандиозные здания, на них-то все и держалось. → читать дальше
Какая система моральных ценностей может сохранить свою силу в повседневном сосуществовании отдельных личностей и групп? Только такая система, непререкаемый авторитет которых покоится на том, что они восходят к сверхчеловеческому источнику... → читать дальше
Искупление за грех поклонения золотому тельцу не требовало от еврея приношения Всевышнему целого шекеля. Нет, он должен был дать половину шекеля: это означает, что единство Б-га и Его народа — это не союз двух раздельных партнеров... → читать дальше
Но ведь если мы хоть на минуту задумаемся над этим, то увидим, что суть и смысл религии выражаются именно в тех предписаниях, которые выше человеческого понимания... → читать дальше