СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара 5784 г., четвертый день недели Ки тиса | 2024-02-28 13:16

Вверх из рабства…

Так в чем же глубокий смысл законов рабства для сегодняшнего дня? И как они связывают нас с приходом Мошиаха?

344 (0) мин.

Сначала история, которая является грустной шуткой. Отец и сын путешествовали с маленьким осликом. Они встретили группу людей, которые стали роптать: «Какие странные люди. У них есть осел, и никто из них на нем не едет». Отец и сын посмотрели друг на друга и решили, что сын поедет на осле. Они продолжили свой путь и в конце концов встретили группу нищих. Нищие начали роптать на ленивого сына, который ехал на осле, пока его отец шел под палящим солнцем. Отец и сын посмотрели друг на друга и сказали: «Они правы. Давай поменяемся местами». Отец поехал на осле, а сын пошел пешком. И снова они столкнулись с группой людей, которые роптали на жестокость отца, удобно расположившегося на осле, в то время как его сын шел пешком. «Они тоже правы, — сказал отец своему сыну. — Поезжай со мной на осле». Они встретили другую группу людей, которые сказали: «Бедный ослик. Двое мужчин на маленьком ослике? Это неправильно!»

Так что если вы увидите двух дураков, несущих на плечах осла, то узнаете продолжение истории…

Современное рабство

Недельная глава «Мишпатим» начинается с законов об еврейском рабе. Тема рабства кажется оторванной от нашей реальности. Слово «рабство» в современном мире, в котором мы живем, воспринимается как пережиток старины. Вряд ли сегодня в мире найдется место, где рабство все еще разрешено, и сама мысль о том, что такие человеческие существа, как мы, могут служить нам, как роботы, заставляет нас содрогнуться.

[Интересно, что именно об этих заповедях, связанных с законами рабства, таких как покупка еврейского раба или выкуп и заключение брака с рабыней-еврейкой, подробно рассказывается в учении хасидизма. Длинные трактаты всех семи поколений глав ХАБАДа посвящены теме еврейского рабства и его связи с истинным и полным Освобождением].

Так в чем же глубокий смысл законов рабства для сегодняшнего дня? И как они связывают нас с приходом Мошиаха?

Прежде всего, можно рассматривать порабощение как символ изгнания, а освобождение раба — как символ Освобождения. Еврейский раб в нашей недельной главе символизирует еврейские души; на самом деле каждый из нас в той или иной степени является рабом, подчиненным диктату изгнания. Мы порабощены своим мышлением, окружающим миром. Мы подвержены влиянию, чаще всего негативному (со стороны народов мира и основных представлений, чуждых всему, что нам дорого).

На самом деле, чем более свободными мы себя чувствуем, более открытыми, более независимыми, тем больше мы обнаруживаем, что истина абсолютно противоположна. Если мы проведем духовный анализ, то обнаружим глубину и крайность нашего внутреннего рабства. На нас влияет наше окружение, средства массовой информации, сверстники. Сообщения в WhatsApp и социальные сети. Политики в Вашингтоне и «звезды» (ночные)… в Голливуде, да мало ли кто еще? Мы не думаем самостоятельно, не говорим от сердца и не делаем ничего свободно, потому что каждым своим поступком мы ищем общественного признания. Мы всем сердцем надеемся на социальное признание в глазах окружающих нас людей, близких и далеких. Это болезненное осознание приводит нас к весьма проблематичному выводу: здесь и сейчас, в XXI веке, когда все дозволено, существует множество рабов, и они — это, в большей или меньшей степени, мы!

Кто-то скажет, что это не новая проблема, она существовала всегда. Человек всегда находился под влиянием окружающей среды, а общество всегда навязывало свою волю человеку. Еврейский народ находился под влиянием народов, начиная с Египта, и ничего не изменилось до сих пор.

В любом случае, главный вопрос заключается в том, как нам выбраться из этой ситуации? Как нам освободиться от цепей изгнания и духовного рабства? Как мы можем освободить «раба внутри нас» и обрести истинную свободу?

Освободить рабов

Ответ содержится в нашей недельной главе. Раздел об еврейском рабе начинается со слов: «Если купишь еврейского раба» — в единственном числе, когда «ты», отдельный человек, приобретает. Это привлекает внимание комментаторов в свете того, что предыдущий стих, первый в недельной главе «Мишпатим», написан во множественном числе («И вот правопорядки, которые изложишь пред ними»). Почему так? И к кому именно обращается Тора, когда говорит: «Если купишь»? Кто должен приобретать раба?

В учении хасидизма есть удивительный ответ, который может заставить вас упасть со стула: «Это относится к Моше-рабейну, что ему велено приобрести раба». Так кому же Тора повелевает ходить и покупать рабов? Моше-рабейну! (Но почему так? Почему Моше-рабейну? Что он должен делать со всеми этими рабами, то есть с нами?)

Моше-рабейну, с духовной точки зрения, представляет собой аспект знания (о Б-ге). Моше — один из семи пастырей еврейского народа, чья задача — притягивать жизненную силу и Б-жественность к еврейским душам (см. «Тания» в начале главы 42). Каждый из этих пастырей наполняет еврейские души различными духовными качествами, а Моше — тот, кто дает знания. Знания о Б-ге в хасидизме представляет собой способность соединяться, способность распознавать и способность чувствовать («осязаемое ощущение в уме»). Эти три способности — ступени духовной лестницы, ведущей к духовной свободе. Когда человек способен соединиться с чем-то с помощью силы интеллекта, когда он полностью осознает все детали темы так, что чувствует ее глубоко внутри себя, тогда он становится по-настоящему свободным.

На самом деле истинная свобода — это свобода постижения. Свобода означает способность мыслить независимо и приходить к глубоким выводам, которые человек чувствует в глубине своей души. Эту способность мы получаем от Моше, от единственного человека в истории, у которого было (и есть…) полное осознание существования Творца и истинности Торы.

Иными словами, когда человек достигает осознания Творца через силу знания о Б-ге, существование мира теряет свое значение. Мир с его мириадами деталей уменьшается перед лицом абсолютной Б-жественной истины. Когда еврей чувствует близость к Б-гу, ему все равно, что скажет правительство в Вашингтоне, и для него не имеет значения, кто является самой большой звездой в Голливуде… На него не влияют сообщения в WhatsApp или посты в Facebook. Влияние общества из его окружения, ближнего и дальнего, не диктует ему жизнь, не меняет его ценности и не может негативно повлиять на его поведение.

Мы получаем эту свободу от Моше и от продолжения Моше в каждом поколении, от глав Израиля, которые наполняют нас светом, жизненной силой и мощью, чтобы освободиться от ограничений этого мира. Связываясь с Моше нашего поколения, Любавичским Ребе ШЛИТА Королем Мошиахом, постигая его учения и следуя его указаниям, мы обретаем силу знания о Б-ге, способность по-настоящему познать Б-га, а значит, освободиться от существующей реальности.

Но это еще не все. Стих продолжает: «Шесть лет будет служить, а в седьмом выйдет на волю». Шесть лет рабства представляют собой служение еврейского народа на протяжении шести тысяч лет существования мира, а выход на свободу в седьмой год — получение награды за это служение в седьмом тысячелетии, в тот долгожданный день, о котором сказано: «День, который будет полностью суббота и покой вовеки».

Этот стих учит нас, что служение должно быть связано с наградой; шесть тысяч лет должны быть объединены с седьмым тысячелетием. Это означает, что уже сейчас, во время выполнения работы, во время порабощения, мы должны (по крайней мере) «распробовать» Освобождение. Мы должны почувствовать, что у нас есть предназначение, цель, что есть свет в конце туннеля, и это свет истинного и полного Освобождения. Тогда работа будет выполняться с большей легкостью, с большим энтузиазмом и удовольствием. Даже если мы чувствуем себя запутавшимися и порабощенными, лишенными знания о Б-ге и беспомощными, есть способ стать свободными, потому что каждому еврею дана способность шагнуть к свету, когда он с абсолютной твердостью решит, что изгнание и порабощение не имеют над ним власти, потому что «еврей — хозяин мира!».

В завершение мы расскажем печальную историю, часть которой Ребе рассказал на фарбренгене 11 Нисана 5736 года.

Говард Хьюз был одним из самых богатых людей в мире. Он был кинопродюсером, магнатом недвижимости, титаном индустрии, пилотом и авиационным инженером, который стал параноидальным затворником. Он проводил деловые встречи только в секретных местах и создал систему безопасности для защиты своих владений, которая, согласно его биографии, была более обширной, чем у Секретной службы США.

Потеря крупного контракта с правительством США в 1947 году усилила его паранойю, хотя и не оказала существенного влияния на его состояние. У него не было друзей, только помощники. Жене приходилось записываться на прием к нему. У него не было детей. Короче говоря, у него не было жизни.

Его состояние медленно ухудшалось, и он приказал окружающим не дышать на него. Он смертельно боялся, что кто-то по ошибке дотронется до него, и носил защитное снаряжение, чтобы защититься от микробов. Он стриг ногти только раз в год и никогда не делал стрижку. Его зубы начали гнить.

5 апреля 1976 года он упал без сознания от обезвоживания в отеле в Мексике. Его доставили на частном самолете в Хьюстон, и по дороге он умер.

Через несколько дней после этого Ребе объяснил истинный смысл свободы и что такое порабощение. «Был один человек, у которого было два миллиарда долларов, — сказал Ребе. — Он мог пойти куда угодно… но его жизнью управлял страх перед неизвестностью, и единственное, что его волновало, — это кто смотрит на него и хочет заполучить его деньги и секреты».

Деньги не давали ему свободы, потому что свобода приходит изнутри. Связавшись с Любавичским Ребе ШЛИТА Королем Мошиахом, мы можем стать по-настоящему свободными.

Опубликовано: 29.01.2024 Комментарии: 0
Темы: Мишпатим
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter