В главе «Шмини» мы находим определение, какие животные являются кошерными, то есть разрешенными в пищу евреям, а какие — нет. Признаки кошерности животного даны в следующем отрывке главы: «Всякий с раздвоенными копытами... и жующий жвачку из скота — его можно есть» (11:3). Из домашнего скота этим требованиям отвечают корова, овца и коза, из диких — олень и другие парнокопытные (7 видов), за исключением свиньи.
Подавляющее большинство некошерных животных не обладают ни одним из признаков кошерности, а те, которые обладают одним признаком (четыре вида), перечислены далее в главе. Интересно, что, несмотря на то, что за время, прошедшее со дня получения Торы, были открыты новые земли и даже материки и найдены новые, ранее неизвестные животные, не было найдено ни одного вида, обладающего только одним признаком кошерности, кроме тех, что упомянуты в Торе.
Но наши мудрецы (ШЛА в гл. «Хаей Сара», «Мидраш Тальпиет» и др.) сообщают, что в будущем свинья будет разрешена в пищу. Интересно, что слово «свинья» (на иврите — «хазир») однокоренное со словом «возвращаться» (на иврите — «лахзор»). Это намекает на то, что во время Освобождения проявиться ее высокий духовный корень.
Нужно отметить (см. «Ликутей Сихот» том 14, стр. 260), что речь идет о первом периоде в Эпохе Мошиаха. Согласно хасидизму, это следует понимать так: свинья, в отличие от трех других животных (верблюд, даман и арневет), относится к нейтральной категории (так наз. «клипат нога»), поэтому она станет кошерной. Но во втором периоде, когда «дух нечистоты сметет с земли», также и они будут разрешены.
Ребе Король Мошиах приводит объяснение («Книга трактатов по хасидизму» 5731 г., стр. 320; «Итваадует» 5751 том 1, стр. 353), что сегодня у свиньи есть признак нечистого животного — она не жует жвачку, а в будущем этот признак исчезнет и тогда не будет никакого основания запрещать ее в пищу. То есть свинья станет жвачным животным. А то, что сказано в Торе что свинья не кошерна, то Тора имеет в виду свинью, которая не жует жвачку.
Ребе приводит также слова Ребе МААРАШа, что пережевывание жвачки символизирует собой дополнительную ступень очищения: после того, как пища уже находится в желудке, она обрабатывается снова и снова. И когда свинья станет станет жвачным животным, это будет символизировать ее очищение, и она будет разрешена в пищу. Это объяснение перекликается со сказанным о злодеях совершивших раскаяние — тогда их грехи превращаются в заслуги.
Но в другом месте («Итваадует» 5745 том 3, стр. 1794) Ребе пишет, что это объяснение недостаточно, так как это животное уже не будет свинья, о которой говорится в Торе. Поэтому Ребе предлагает другое объяснение — в будущем откроется новое понимание («хидуш») в законе, и это позволит разрешить свинью в пищу.