16 Тишрея 5782 года, четвертый день недели, гл. Браха

Ошибка разведчиков

Человек — не сочетание автономных органов, действующих независимо друг от друга. Если голова не управляет ногами, то ноги станут управлять головой. Если разум не ограничивает желания, то они начнут управлять телом.

4760 (0)
Ошибка разведчиков
Ошибка разведчиков

В главе Торы «Шлах» рассказывается известная история о разведчиках, посланных Моше (Моисеем) для сбора сведений о Ханаанской земле. Их основной ошибкой было их нежелание применять Тору на практике, то есть в повседневной жизни.

Один из аспектов классического конфликта между теорией и практикой наглядно выявляется при сравнении древнегреческой и современной науки. У греков раз и навсегда сформулированная теория была священной. Если факты и наблюдения противоречили принятой теории, то они ставились под сомнение или отвергались. Современная наука, в отличие от греческой, носит эмпирический характер: теория основывается на наблюдениях и тщательно проведенных экспериментах. Любая претендующая на достоверность теория должна объяснять и новые, ранее не известные явления.

В этом смысле у разведчиков была та же система мышления, что и у представителей дискредитировавшей себя греческой философии и науки. У них была хорошая теория, но они не решились проверить ее экспериментально в материальном мире. Моше же настаивал на проведении теории в жизнь, т.е на проверке теории делом. Предписания Торы имели смысл только тогда, когда их исполняли люди, которые шесть дней из семи сеяли, жали или выполняли какую-либо другую работу.

Важность практического применения теории подчеркивал и Маймонид, описавший характерные качества мудреца. Он говорил, что мудреца можно узнать не только по его теоретическим познаниям, но и по тому. как он ведет себя, — как ест, пьет, одевается и ведет свои дела. Теория ни в коем случае не должна расходиться с практикой. Любое несоответствие может привести к грубым ошибкам. Рассказывают, что греческий философ Аристотель однажды оказался в компрометирующей его ситуации. Когда у него потребовали объяснений, он воскликнул: «Сейчас я — не Аристотель!»

Тора не признает такого раздвоения. Мудрость должна оказывать влияние на все виды деятельности мудреца — и в йешиве и за ее пределами. В противном случае его поступки могут оказаться подвластными другим силам, которые берут верх, когда уходит мудрость. Человек — не сочетание автономных органов, действующих независимо друг от друга. Если голова не управляет ногами, то ноги станут управлять головой. Если разум не ограничивает желания, то они начнут управлять телом. Тогда всем будет ясно, что у человека не все благополучно с разумом.

Именно это и произошло с разведчиками. Они начали с замечательной теории, но не захотели применить ее на практике. В результате эта теория разошлась с реальностью (они не выполнили Волю Б-га), что в конечном итоге привело к грубой ошибке — они усомнились в могуществе Б-га.

Опубликовано: 31.10.2005

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter