Начнем с шутки. Один очень бедный человек попал под следствие за уклонение от уплаты налогов. Инспектор спросил его: «Как вы построили такой великолепный особняк, если ваш доход так мал?» Бедняк ответил ему: «Во сне мне явился пророк Элияу и сказал, что в моем дворе, рядом с домом, есть клад. Я стал копать там, где указал пророк, и нашел клад. Я использовал найденное золото для финансирования строительства особняка». Инспектор ответил: «Это красивая история, но можете ли вы ее доказать?» Бедняк ответил: «Конечно, особняк находится прямо здесь…»
Выход из рабства
Недельная глава «Шмот» рассказывает нам о начале миссии Моше по избавлению еврейского народа из Египта. Б-г обещает Моше великие дела, и как часть этих обещаний Он дает очень странное обещание о «большом богатстве», которое евреи получат от египтян, когда выйдут из Египта.
Сказано в Торе: «И дам милость этому народу в глазах египтян, и будет: уходя, не уйдете с пустыми руками. И спросит женщина у соседки своей и у живущей с ней в доме вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд» (3:21-22). Мидраш («Шмот раба» 3:11) объясняет, что это обещание было дано для того, чтобы у Авраама не было повода сказать, что обещание «И будут они порабощать их и угнетать их» было выполнено, а «после этого они выйдут с большим богатством» — нет.
Аналогичное объяснение можно найти в Талмуде («Санедрин» 9а), где приводится разговор между Б-гом и Моше, в котором Б-г просит (или умоляет) Моше помочь Ему выполнить обещание, данное Аврааму, чтобы у Авраама не было к Нему претензий (так сказать). Б-г попросил Моше пойти и сказать евреям, чтобы те попросили у египтян серебряные и золотые сосуды, чтобы тот праведник (Авраам) не сказал: «И поработят их и будут угнетать их» — исполнилось, а «потом выйдут с большим богатством» — не исполнилось.
В этот момент возникает вопрос: неужели Б-г исполняет Свои обещания только для того, чтобы «у Авраама не было жалоб»? Неужели Б-г выполняет обещания только потому, что Он их дал? Это звучит так, как будто Б-г исполняет Свое слово только для того, чтобы не быть пойманным на нарушении договора, что звучит абсурдно, не так ли?
В одной из бесед Любавичский Ребе объясняет, что «большое богатство», обещанное Б-гом евреям, можно рассматривать двояко.
С одной стороны, это наказание для египтян. Египтяне много лет порабощали и угнетали евреев, и поэтому Б-г постановил, что их богатство будет у них отнято. Поскольку пострадали именно евреи, Б-г распорядился, чтобы богатство, отнятое (в буквальном смысле) у египтян, было отдано евреям. Согласно этой точке зрения, главная цель — опустошить Египет, а раздача богатств евреям — второстепенная и случайная деталь.
С другой стороны, это награда для евреев. Богатство Египта действительно принадлежит евреям в качестве компенсации за их тяжелый труд. Чтобы это богатство попало к законным владельцам, его нужно было отнять у египтян, и это также служит наказанием за их злодеяния.
На первый взгляд, эти две точки зрения не противоречат друг другу. Это просто два взгляда на проблему. Однако при более глубоком размышлении и изучении источников и текстов становится очевидным существенное практическое различие между ними.
Согласно первой точке зрения, нет никакой разницы в том, как богатство попадает к евреям, если оно взято из Египта. Поэтому, если бы евреи грабили и разбойничали у египтян, например, во время наказания тьмы, не было бы никаких проблем.
Однако, согласно второй точке зрения, должен существовать процесс передачи богатства в соответствии с надлежащими процедурами оплаты и вознаграждения. Взятие богатства без согласия или силой неприемлемо и не приведет к достижению цели. Египтяне должны заплатить евреям, как это сделал бы любой работодатель или руководитель предприятия.
Здесь кроется ответ на вопрос, с которого мы начали, и здесь же мы находим связь и важное послание, связанное с истинным и полным Освобождением. Ясно и само собой разумеется, что Б-г выполнит Свои обещания, в том числе и обещание «большого богатства». Вопрос лишь в том, как именно Он это сделает.
Наслаждайтесь плодами своего труда
Авраам, наш праотец, заботится о евреях, как отец заботится о своих детях. Его не устраивает исполнение обещания в его минимальной форме; он желает, чтобы оно было исполнено с максимальной пользой для евреев. Б-г мог бы исполнить Свои слова первым способом, сказав евреям, что для получения награды они должны грабить и разбойничать, чтобы наказать египтян, когда те будут беспомощны (во время наказания тьмы или чего-то подобного).
И хотя евреи от этого очень разбогатели бы, они были бы похожи на группу преступников, нарушителей закона или террористическую подпольную банду, заставляющую невинных подчиняться (что-то вроде ХАМАС, не дай Б-г). Представьте себе, какой стыд и исторический позор мы бы испытали, представьте себе осуждение такого преступного деяния ООН (и они не помнят, что египтяне мучили нас 210 лет!). Если бы обещание было исполнено именно таким образом, мы, вероятно, отвергли бы его!
Авраам, однако, требует, чтобы «большое богатство» было отдано нам как награда, как плата, как компенсация за все эти годы. Это достойный и уважительный способ получить то, что принадлежит нам по праву, за тяжелый и кропотливый труд. В этом и заключается смысл Мидраша: чтобы «не было жалоб у Авраама», египтяне должны отдать свое богатство евреям добровольно и с благосклонностью — «И дам Я народу этому благосклонность в глазах египтян» — подобно тому, как работодатель отдает трудолюбивому работнику его зарплату в конце тяжелого рабочего дня, с полной признательностью и доброжелательностью. А не воровством, подлостью или хитростью.
Эти два взгляда применимы и к духовной награде за египетское рабство. «Большое духовное богатство», которое мы получили от Египта, — это святые искры (202 искр), которые мы очистили своим трудом, искры, с помощью которых евреи возвысились духовно.
Согласно первой точке зрения, главной целью египетского рабства было отнять у них эти искры, а то, что эти духовные искры достались евреям и помогли им духовно возвыситься, является второстепенной деталью. Напротив, согласно второму мнению, целью рабства было улучшить евреев и возвысить их души, дав им более высокие искры святости, а тот факт, что эти искры были взяты из Египта, является относительно незначительным моментом.
Это верно и сегодня, в отношении истинного и полного Освобождения. Один из вариантов восприятия изгнания заключается в том, что его цель — облагородить мир, а награду за это получает душа только потому, что именно она выполнила эту работу. Вторая возможность заключается в том, что вся идея изгнания существует исключительно для того, чтобы вознести душу на более высокие уровни, но для этого она должна работать и прилагать усилия, и для этого душа была отправлена облагораживать физический мир.
Это не просто абстрактное теоретическое различие, а практическое, имеющее реальные последствия в повседневной жизни. Согласно первой точке зрения, еврей может рассматривать свою жизнь и работу как одно большое рабство, думая о себе как о «слуге», который должен выполнять задание в обмен на вознаграждение. Он — второстепенная фигура, а награда, которую он получает, еще более незначительна.
Однако, согласно второму взгляду, вся цель существования мира, вся цель работы по облагораживанию заключается исключительно в том, чтобы вознести и возвысить нас, наши души. Такой взгляд на жизнь (что цель работы в мире — возвышение души) наполняет радостью, жизненной силой и необыкновенной мотивацией каждое действие человека. Проще говоря, даже сегодня, до прихода Мошиаха, мы должны понять и почувствовать, что вся наша работа направлена на то, чтобы принести возвышенные откровения мессианской эры, истинная цель которой — возвышение нашей души, и такая перспектива принесет нам внутреннюю радость и бесконечную жизненную силу, чтобы продолжать работать до того долгожданного момента, когда «мы заслужим жить и видеть годы Дней Мошиаха и Грядущего мира».
Вы просите стать богатым?
В завершение мы расскажем немного другую историю в качестве ободрения для тех, кто еще не получил «большое богатство». Однажды кто-то пришел к Алтер Ребе и стал плакаться, что он беден и нищ. Ребе улыбнулся. «Ребе, почему вы смеетесь?» — спросил он.
Алтер Ребе объяснил:
— В своем предыдущем воплощении вы были богатым человеком. К вам приходили люди, и вы щедро раздавали деньги, чувствуя себя очень хорошо. Через сто двадцать лет вы вознеслись на небо, в Небесный суд. Там вы увидели вереницу людей, с которыми вы были знакомы в этом мире. Это были люди, которым вы давали много денег. Вы были уверены, что они пришли, чтобы свидетельствовать от вашего имени на суде.
— И вот начался суд, и этих людей вызвали для дачи показаний. Один рассказал, как пришел к вам и сказал, что его жена очень больна и нуждается в двадцати тысячах рублей на лечение, а вы дали ему щедрое пожертвование в тысячу рублей, и на этом сочли, что выполнили свое обязательство. Второй сказал, что пришел попросить десять тысяч рублей на свадьбу, потому что у него совсем нет денег, и вы дали ему сто рублей. И так далее, одна за другой, с похожими историями. Вы были уверены, что приговор будет в вашу пользу, но вместо этого судьи начали вас отчитывать: «У вас было восемь миллионов рублей. А что было бы, если бы вы отдали десять тысяч на лечение больной женщины? А что было бы, если бы ты дал еще десять тысяч на свадьбу? Вы бы хоть заметили?»
— Вы склонили голову, не в силах ответить. Ваш приговор был запечатан для чистилища, и вы плакали и умоляли их смягчить ваше наказание. Единственным решением, которое они предложили, было то, что ваша душа вернется в этот мир в виде богатого человека, но на этот раз вы будете давать деньги в соответствии с вашими истинными способностями. Услышав это, вы взмолились и горько заплакали: «Пожалуйста, только не богатый человек, только не богатый человек». Вы знали, что не сможете выдержать такого испытания. В Небесном суде приняли вашу мольбу и постановили, что вы родитесь очень бедным человеком, будете давать денег столько, сколько сможете, и это будет исправлением для вашей души. А теперь вы приходите ко мне и просите стать богатым?!