23 Швата 5782 года, третий день недели, гл. Мишпатим | 25-01-2022 22:09

Тайный смысл прочтения слова «память» (об Амалеке)

Совершенство Храма зависит от уничтожения Амалека, как подчеркивается в том, что «три заповеди были даны евреям при входе в Святую Землю: назначить короля… уничтожить потомков Амалека… и построить Храм».

2973 (2)
Источник: «Двар Малхут» гл. «Бешалах» прим. 31
Тайный смысл прочтения слова «память» (об Амалеке)
Сотри память об Амалеке

Дважды в Торе сказано о стирании памяти об Амалеке: «Я бесследно сотру память Амалека» («Шмот» 17:14) и «Сотри память об Амалеке» («Дварим» 25:19).

Совершенство Храма зависит от уничтожения Амалека, как подчеркивается в том, что «три заповеди были даны евреям при входе в Святую Землю: назначить короля… уничтожить потомков Амалека… и построить Храм»1. Отсюда понятно, что с помощью совершенства в назначении короля и искоренении семени Амалека достигается также совершенство в постройке Храма.

Согласно объяснению Ребе Короля Мошиаха, эта идея отражается в двух способах прочтения слово «память» — с огласовкой «цейре» или «сеголь». По нашему обычаю2 мы читаем оба варианта. Только в главе «Бешалах» сначала читаем с «сеголь», а потом с «цейре» («зехер, зейхер»), а в главе «Тэце» — наоборот («зейхер, зехер»).

Ребе ШЛИТА также раскрывает нам тайный смысл этого изменения в чтении слова «память». Огласовка «цейре» (две точки) намекает на стирание памяти об Амалеке, которое предшествовало двум Храмам, а «сеголь» (три точки) намекает на стирание памяти об Амалеке, которое предшествует Третьему Храму.

Можно объяснить это немного по-другому (особенно сейчас, когда мы читаем главу «Бешалах»): сначала произносят это слово с огласовкой «сеголь» (три точки), что намекает на Мишкан и два Храма, а затем с «цейре» (две точки), что намекает на две формы существования Храма — тот, который был разрушен, и тот, который будет вечно (будет построен двумя руками3).

Примечания:
1 РАМБАМ, «Законы о королях» 1:1 по трактату «Санедрин» 20б.
2 См. «Книгу обычаев ХАБАДа», стр 72.
3 Сказано в Торе («Шмот» 15:17): «Ты приведешь их и насадишь их на горе удела Твоего — (это) место, уготовленное для пребывания Твоего, (которое) Ты воздвиг, Г-споди, Святыня, Г-споди и мой, (которую) основали руки Твои». РАШИ объясняет слова Святыня, Г-споди так: «Святыня, основанная Твоими руками, Г-споди. Дорог священный Дом, ибо весь мир сотворен одной рукой (Превечного), как сказано: „и рука Моя основала землю“ [Йешаяу 48:13], а Святыня — двумя руками (Превечного). А когда он будет возведен двумя руками? Когда «Г-сподь будет властвовать во веки веков» — в грядущем, когда вся власть будет принадлежать Ему (т.е. когда все признают, что власть принадлежит Ему Одному)».

Опубликовано: 26.01.2015 Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter