СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 05:55

Духовное фехтование на первом этапе Освобождения

Хорошо, теперь мы знаем, какое оружие хранилось на складах ЦАХАЛа в Египте три тысячи лет назад, но какое отношение это имеет к нам?

Перевод:Д. Беляев 14.01.2024 320 мин.

Начнем с шутки. Маленький ребенок спрашивает своего отца: «Сколько стоит атомная бомба?» Отец: «Пожалуй, как минимум несколько миллионов долларов». Сын: «В таком случае, если бы она упала на наш дом, мы бы стали богатыми…»

Обоюдоострый меч

Недельная глава «Бешалах» начинается с рассказа о выходе еврейского народа из Египта, о котором мы уже читали в конце предыдущей недельной главы. В рамках общего описания исхода Тора говорит: «И вооруженными (снабженными всем нужным для боя и перехода) вышли сыны Израиля из земли Египта» (и был вооружен еврейский народ, когда выходил из Египта). Вооруженные евреи в непосредственной близости от египетской границы! Прямо напоминает текущие события, не правда ли?

В Иерусалимском Талмуде («Шабат» 6:4) мы находим очень интересное объяснение слова «хамушим», включающее в себя два толкования, которые объединяются в одно. Слово «хамушим» происходит от корня, означающего «вооруженный», и корня, означающего «пять». То есть слово «хамушим» в ТАНАХе (и в современном иврите тоже) объясняется как вооруженный, экипированный оружием. В то же время Иерусалимский Талмуд говорит, что корнем является число пять, потому что евреи в то время были вооружены пятью видами оружия. Что это было за оружие? Гранатометы и автоматы? Может быть, гранаты и баллистические ракеты?

Иерусалимский Талмуд объясняет, что это были: меч, лук, щит, булава и копье — оружие, которое сегодня нам кажется скорее игрушкой. Именно об этих пяти видах оружия говорит Мишна в трактате «Шабат», обсуждая вопрос о том, разрешено ли выходить с ними в общественное место в субботу или нет. Рабби Элиэзер говорит, что разрешено, поскольку «это его украшения». Эти виды оружия являются украшениями мужчины (я думаю, что многие из нас отказались бы от всех подобных «украшений», а также от современных «украшений» такого рода), а мужчина может выйти с украшением в общественное место.

Мудрецы придерживаются мнения, и это является законом, что запрещено выходить с ними в общественное место, поскольку, если бы это оружие относилось к категории украшений, оно не должно было бы исчезнуть в эпоху Освобождения. Нам было обещано пророком: «И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы». Это подтверждает то, что булава и копье, лук и щит не являются украшениями, поэтому их запрещено носить в субботу.

Хорошо, теперь мы знаем, какое оружие хранилось на складах ЦАХАЛа в Египте три тысячи лет назад, но какое отношение это имеет к нам? Какой урок мы можем извлечь из этого в отношении служении Б-гу и в связи с приближением Освобождения?

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах отвечает на этот вопрос в своем выдающемся трактате по хасидизму, главная часть которого основана на трактате Ребе МААРАШа за 5632 год. Ребе ШЛИТА подразделяет вопрос на несколько подвопросов. Во-первых, к какой войне готовился еврейский народ в пустыне? Уж точно не к войне в Газе… Во-вторых, каков внутренний смысл каждого из пяти видов оружия, упомянутых в Мишне? В-третьих, в чем разница между освобождением из Египта, когда оружие было необходимо, и будущим Освобождением, когда оно вообще не понадобится (хоть бы уже это произошло сейчас).

Война, о которой говорится в трактатах по хасидизму, — это духовная война, война против злого начала, война святости и света против нечистоты и оболочек, которые скрывают добро. Война добра против зла, и с помощью Б-га добро победит!

Однако добру нужно оружие, и основное оружие — это меч. У меча есть два острия, и с их помощью можно отсечь «питание» сил нечистоты от святости. Как нечистота получает питание от святости? Как силы зла получают энергию от добра?

В хасидизме описаны два способа. Один — через нисхождение, другой — через возвышение. Когда человек опускает себя в физических вещах, он опускает свою душу, которая должна быть вовлечена в возвышенные вещи, Тору и молитву к Б-гу, благотворительность и заповеди. Вместо этого он занимается мелочами, ерундой, деньгами, почетом, едой и питьем. Такое духовное нисхождение также приводит к снижению уровня света и Б-жественной энергии наверху, вплоть до того, что она может превратиться в пищу для внешних сил.

Второй способ — это когда человек задирает свой нос кверху. Он поднимается вверх, как воздушный шар, наполненный горячим воздухом, без вкуса, без аромата. Он прекрасно осознает свою незначительность в духовном плане и, тем не менее, задирает нос вверх. Это наделяет нечистоту силой расправить крылья и подняться ввысь, поднять голову и потребовать: «Я тоже должен получить свою порцию!»

[Эти два аспекта существуют и сегодня, даже на войне, о которой рассказывают в новостях, но мы оставим это для другой статьи…]

Эти два пути опасны, и человек, способствующий их подпитке, будь то путем нисхождения или путем подъема, также несет ответственность за отсечение и нейтрализацию этих внешних сил. Как это делается? С помощью обоюдоострого меча, один клинок которого направлен против нисхождения, а другой — против возвышения!

Превращение слов в мечи и копья

Меч представляет собой служение Б-гу, которое состоит из двух основных видов: изучения Торы и молитвы. Изучение Торы поднимает человека и ставит его на действительно высокий духовный уровень. Это духовное возвышение является прямым «противодействием» иллюзорному самовозвышению высокомерия. Когда человек погружен в изучение Торы, он готов учиться у любого. Он отбрасывает свое эго, опускает нос и готов слушать. Так он избавляется от болезни надменности. Однако это лишь одна сторона меча.

Другая сторона меча — молитва. Молясь, человек предстает перед своим Творцом и пробуждает в себе любовь к Нему. В такой ситуации все удовольствия этого мира становятся бессмысленными. Его не волнуют деньги и почести, потому что его интересует Б-г, и он не ищет наслаждений в еде и питье, потому что его истинное наслаждение состоит в том, что «близость к Б-гу — это хорошо». Таким образом, молитва является противодействием духовному презрению к материальным вещам.

Ребе объясняет, что пять видов оружия, упомянутых ранее, являются частью нашего ежедневного служения с помощью молитвы. Меч символизирует «Псукей де-Зимра» (от корня «ле-замер», означающего «рубить тиранов»). Это та часть молитвы, когда мы восхваляем Б-га и поражаемся Его безграничному величию. В такой ситуации все силы зла, все мысли об этом мире становятся бессмыслицей и теряют всякую ценность. После этого наступает черед поклона, «Шмоне Эсре». Преимущество лука перед мечом в том, что он действует на расстоянии. Так и с «Шмоне Эсре», когда человек стоит во весь рост, лицом к лицу с Б-гом, эффект гораздо более далеко идущий. Он оказывает гораздо более глубокое, значительное воздействие и отдаляет человека даже от самых тонких влечений этого мира.

После лука следует булава, которая используется для нанесения ударов. Это сильный удар по злому началу в форме произнесения молитвы о прощении после «Шмоне Эсре». Это время, когда мы стучим по сердцу сжатым кулаком, символизируя сильный удар по нашему злому началу. Кроме того, есть еще копье и щит. Ребе говорит, что щит выполняет роль защиты, для того чтобы предотвратить нападение врага. Он окружает тело и не дает врагу приблизиться.

В служении Б-гу молитвой это отражается в ношении талита и накладывании тфиллин, которые не позволяют посторонним мыслям беспокоить нас во время молитвы. Они окружают наше тело и защищают наш разум и сердце от внешних, нежелательных влияний.

Затем — «ромах» (копье), созвучно с «рамах» (248) слов в «Шма». Вместе с буквой «вав» (6), которая представляет шесть слов первого стиха «Шма Исраэль» и шесть слов «Борух Шем».

Как это связано с Освобождением?

Во время Освобождения из Египта духовное зло в душах еврейского народа было еще сильно, и поскольку еврейскому народу приходилось бороться со злом, ему требовалось оружие, пять видов оружия, чтобы победить зло. В будущем, напротив, когда дух нечистоты покинет землю, духовного зла не будет, и нам не нужно будет нейтрализовывать его с помощью оружия. Именно поэтому в будущем согласно предсказанию пророка «и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы», потому что нам не нужно будет бороться со злом.

Тем не менее, говорит Ребе, в начале Дней Мошиаха нам все равно понадобится оружие! Об этом говорится в главе Псалмов, которую мы произносим каждый день. «Воспойте Б-гу новую песнь, славословье Ему — в собрании благочестивых и т.д. Величие Б-гу [исходит] из гортани их, меч обоюдоострый в руке их». Песнь, о которой говорится в стихе, — это десятая песнь, которую будут петь в будущем. В стихе сказано «шир» (песня), в мужском роде, тогда как остальные песни называются «шира» в женском роде. Хотя речь идет об Освобождении, в стихе все же сказано «меч обоюдоострый в руке их», потому что в начале Освобождения все еще будет необходимость «свершать мщение над язычниками, наказание — над народами». В нас все еще будет находиться остаток чужого «народа», наш личный «эрев рав» («смешанное множество»), и мы должны будем справиться с ним с помощью нашего духовного «обоюдоострого меча», как уже объяснялось ранее.

В эпоху полного Освобождения от зла не останется и следа, и тогда мы скажем «прощай» и не будем говорить «до встречи» мечу, бронированной штурмовой машине и истребителям F15.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter