СБП. Дни Мошиаха! 14 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-22 16:11

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Духовное фехтование на первом этапе Освобождения

Хорошо, теперь мы знаем, какое оружие хранилось на складах ЦАХАЛа в Египте три тысячи лет назад, но какое отношение это имеет к нам?

Перевод:Д. Беляев 14.01.2024 309 мин.

Начнем с шутки. Маленький ребенок спрашивает своего отца: «Сколько стоит атомная бомба?» Отец: «Пожалуй, как минимум несколько миллионов долларов». Сын: «В таком случае, если бы она упала на наш дом, мы бы стали богатыми…»

Обоюдоострый меч

Недельная глава «Бешалах» начинается с рассказа о выходе еврейского народа из Египта, о котором мы уже читали в конце предыдущей недельной главы. В рамках общего описания исхода Тора говорит: «И вооруженными (снабженными всем нужным для боя и перехода) вышли сыны Израиля из земли Египта» (и был вооружен еврейский народ, когда выходил из Египта). Вооруженные евреи в непосредственной близости от египетской границы! Прямо напоминает текущие события, не правда ли?

В Иерусалимском Талмуде («Шабат» 6:4) мы находим очень интересное объяснение слова «хамушим», включающее в себя два толкования, которые объединяются в одно. Слово «хамушим» происходит от корня, означающего «вооруженный», и корня, означающего «пять». То есть слово «хамушим» в ТАНАХе (и в современном иврите тоже) объясняется как вооруженный, экипированный оружием. В то же время Иерусалимский Талмуд говорит, что корнем является число пять, потому что евреи в то время были вооружены пятью видами оружия. Что это было за оружие? Гранатометы и автоматы? Может быть, гранаты и баллистические ракеты?

Иерусалимский Талмуд объясняет, что это были: меч, лук, щит, булава и копье — оружие, которое сегодня нам кажется скорее игрушкой. Именно об этих пяти видах оружия говорит Мишна в трактате «Шабат», обсуждая вопрос о том, разрешено ли выходить с ними в общественное место в субботу или нет. Рабби Элиэзер говорит, что разрешено, поскольку «это его украшения». Эти виды оружия являются украшениями мужчины (я думаю, что многие из нас отказались бы от всех подобных «украшений», а также от современных «украшений» такого рода), а мужчина может выйти с украшением в общественное место.

Мудрецы придерживаются мнения, и это является законом, что запрещено выходить с ними в общественное место, поскольку, если бы это оружие относилось к категории украшений, оно не должно было бы исчезнуть в эпоху Освобождения. Нам было обещано пророком: «И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы». Это подтверждает то, что булава и копье, лук и щит не являются украшениями, поэтому их запрещено носить в субботу.

Хорошо, теперь мы знаем, какое оружие хранилось на складах ЦАХАЛа в Египте три тысячи лет назад, но какое отношение это имеет к нам? Какой урок мы можем извлечь из этого в отношении служении Б-гу и в связи с приближением Освобождения?

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах отвечает на этот вопрос в своем выдающемся трактате по хасидизму, главная часть которого основана на трактате Ребе МААРАШа за 5632 год. Ребе ШЛИТА подразделяет вопрос на несколько подвопросов. Во-первых, к какой войне готовился еврейский народ в пустыне? Уж точно не к войне в Газе… Во-вторых, каков внутренний смысл каждого из пяти видов оружия, упомянутых в Мишне? В-третьих, в чем разница между освобождением из Египта, когда оружие было необходимо, и будущим Освобождением, когда оно вообще не понадобится (хоть бы уже это произошло сейчас).

Война, о которой говорится в трактатах по хасидизму, — это духовная война, война против злого начала, война святости и света против нечистоты и оболочек, которые скрывают добро. Война добра против зла, и с помощью Б-га добро победит!

Однако добру нужно оружие, и основное оружие — это меч. У меча есть два острия, и с их помощью можно отсечь «питание» сил нечистоты от святости. Как нечистота получает питание от святости? Как силы зла получают энергию от добра?

В хасидизме описаны два способа. Один — через нисхождение, другой — через возвышение. Когда человек опускает себя в физических вещах, он опускает свою душу, которая должна быть вовлечена в возвышенные вещи, Тору и молитву к Б-гу, благотворительность и заповеди. Вместо этого он занимается мелочами, ерундой, деньгами, почетом, едой и питьем. Такое духовное нисхождение также приводит к снижению уровня света и Б-жественной энергии наверху, вплоть до того, что она может превратиться в пищу для внешних сил.

Второй способ — это когда человек задирает свой нос кверху. Он поднимается вверх, как воздушный шар, наполненный горячим воздухом, без вкуса, без аромата. Он прекрасно осознает свою незначительность в духовном плане и, тем не менее, задирает нос вверх. Это наделяет нечистоту силой расправить крылья и подняться ввысь, поднять голову и потребовать: «Я тоже должен получить свою порцию!»

[Эти два аспекта существуют и сегодня, даже на войне, о которой рассказывают в новостях, но мы оставим это для другой статьи…]

Эти два пути опасны, и человек, способствующий их подпитке, будь то путем нисхождения или путем подъема, также несет ответственность за отсечение и нейтрализацию этих внешних сил. Как это делается? С помощью обоюдоострого меча, один клинок которого направлен против нисхождения, а другой — против возвышения!

Превращение слов в мечи и копья

Меч представляет собой служение Б-гу, которое состоит из двух основных видов: изучения Торы и молитвы. Изучение Торы поднимает человека и ставит его на действительно высокий духовный уровень. Это духовное возвышение является прямым «противодействием» иллюзорному самовозвышению высокомерия. Когда человек погружен в изучение Торы, он готов учиться у любого. Он отбрасывает свое эго, опускает нос и готов слушать. Так он избавляется от болезни надменности. Однако это лишь одна сторона меча.

Другая сторона меча — молитва. Молясь, человек предстает перед своим Творцом и пробуждает в себе любовь к Нему. В такой ситуации все удовольствия этого мира становятся бессмысленными. Его не волнуют деньги и почести, потому что его интересует Б-г, и он не ищет наслаждений в еде и питье, потому что его истинное наслаждение состоит в том, что «близость к Б-гу — это хорошо». Таким образом, молитва является противодействием духовному презрению к материальным вещам.

Ребе объясняет, что пять видов оружия, упомянутых ранее, являются частью нашего ежедневного служения с помощью молитвы. Меч символизирует «Псукей де-Зимра» (от корня «ле-замер», означающего «рубить тиранов»). Это та часть молитвы, когда мы восхваляем Б-га и поражаемся Его безграничному величию. В такой ситуации все силы зла, все мысли об этом мире становятся бессмыслицей и теряют всякую ценность. После этого наступает черед поклона, «Шмоне Эсре». Преимущество лука перед мечом в том, что он действует на расстоянии. Так и с «Шмоне Эсре», когда человек стоит во весь рост, лицом к лицу с Б-гом, эффект гораздо более далеко идущий. Он оказывает гораздо более глубокое, значительное воздействие и отдаляет человека даже от самых тонких влечений этого мира.

После лука следует булава, которая используется для нанесения ударов. Это сильный удар по злому началу в форме произнесения молитвы о прощении после «Шмоне Эсре». Это время, когда мы стучим по сердцу сжатым кулаком, символизируя сильный удар по нашему злому началу. Кроме того, есть еще копье и щит. Ребе говорит, что щит выполняет роль защиты, для того чтобы предотвратить нападение врага. Он окружает тело и не дает врагу приблизиться.

В служении Б-гу молитвой это отражается в ношении талита и накладывании тфиллин, которые не позволяют посторонним мыслям беспокоить нас во время молитвы. Они окружают наше тело и защищают наш разум и сердце от внешних, нежелательных влияний.

Затем — «ромах» (копье), созвучно с «рамах» (248) слов в «Шма». Вместе с буквой «вав» (6), которая представляет шесть слов первого стиха «Шма Исраэль» и шесть слов «Борух Шем».

Как это связано с Освобождением?

Во время Освобождения из Египта духовное зло в душах еврейского народа было еще сильно, и поскольку еврейскому народу приходилось бороться со злом, ему требовалось оружие, пять видов оружия, чтобы победить зло. В будущем, напротив, когда дух нечистоты покинет землю, духовного зла не будет, и нам не нужно будет нейтрализовывать его с помощью оружия. Именно поэтому в будущем согласно предсказанию пророка «и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы», потому что нам не нужно будет бороться со злом.

Тем не менее, говорит Ребе, в начале Дней Мошиаха нам все равно понадобится оружие! Об этом говорится в главе Псалмов, которую мы произносим каждый день. «Воспойте Б-гу новую песнь, славословье Ему — в собрании благочестивых и т.д. Величие Б-гу [исходит] из гортани их, меч обоюдоострый в руке их». Песнь, о которой говорится в стихе, — это десятая песнь, которую будут петь в будущем. В стихе сказано «шир» (песня), в мужском роде, тогда как остальные песни называются «шира» в женском роде. Хотя речь идет об Освобождении, в стихе все же сказано «меч обоюдоострый в руке их», потому что в начале Освобождения все еще будет необходимость «свершать мщение над язычниками, наказание — над народами». В нас все еще будет находиться остаток чужого «народа», наш личный «эрев рав» («смешанное множество»), и мы должны будем справиться с ним с помощью нашего духовного «обоюдоострого меча», как уже объяснялось ранее.

В эпоху полного Освобождения от зла не останется и следа, и тогда мы скажем «прощай» и не будем говорить «до встречи» мечу, бронированной штурмовой машине и истребителям F15.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter