В нашей главе Тора рассказывает про евреев — главных созидателей переносного Храма в пустыне: «Бецалель сын Ури, внук Хура из колена Йеуды» и Оолиав, сын Ахисамаха из колена Дана».
Бецалель был благородного происхождения — потомок колена Йеуды, внук Хура, который был сыном пророчицы Мирьям — сестры Моше и Аарона. А Оолиав происходил из «приниженного колена сыновей рабынь (наложниц)».
И несмотря на это, они упоминаются в Торе вместе. РАШИ комментирует так: «Б-г поставил его (Оолиава) на один уровень с Бецалелем в работе над Храмом… чтобы исполнить сказанное „не возноси богатого над бедным“».
Вместе с этим мы видим, что при создании Храма все-таки была большая разница между евреями. Тот кто мог, жертвовал золото и серебро, в то время как другие приносили простые пожертвования.
Как писал РАШИ (в главе «Ки тиса»): «Пожертвования для Храма… не было пожертвование каждого одинаковым, но каждый жертвовал то, что он хотел». С другой стороны, во время приношения половины шекеля написано: «богатый не даст больше, а бедный не даст меньше».
Эти различия заставляют нас задать вопрос: почему в Храме, который был общим достоянием всех евреев, подчеркивается разница между богатыми и бедными?
Поэтому Тора подчеркивает разницу между Бецалелем и Оолиавом — один происходил из уважаемых людей народа, а второй из самых простых. Tора хочет нас научить, что хотя в размере храмовых пожертвований была разница между богатыми и бедными, но намерения и широта сердца у всех были равны.
Поэтому разница в количестве приношений не наносила ущерба единству, которое было в храмовых приношениях. Также как при создании переносного Храма были объеденены Бецалель и Оолиав.
Из этого мы должны извлечь урок на все поколения:
В переносном Храме, который евреи сделали в пустыне, были аспекты, в которых все евреи были равны, но были и вещи, в которых была видна разница между евреями. То же самое происходит и в Храме, находящимся в сердце каждого еврея. В своих намерениях и чувствах, сопровождающих выполнение заповедей, могут быть существенные различия между евреями, однако в выполнении заповедей на практике мы все одинаковы.
В итоге нам нужно стараться привнести единство также и в вещах, в которых мы различаемся. Силы на это приходят от Моше, нашего учителя, который раскрывает в евреях внутреннюю сущность, с точки зрения которой мы все равны и едины.