Бедный ребенок, которому нечего было есть, написал письмо Б-гу, прося, чтобы Он послал ему сто долларов. На конверте он написал: «Для Б-га» и положил письмо в почтовый ящик. Почтовые работники не знали, что делать с конвертом, и отправили его в Белый дом. Президент получил письмо и пожалел ребенка. Он подумал, что сто долларов — это слишком много, и велел своему помощнику положить десять долларов в конверте вместе с пожеланиями успехов ребенку в жизни. Письмо было подписано «Президент Соединенных Штатов». Ребенок получил конверт и увидел десять долларов. Он посмотрел вверх и сказал: «Б-же, спасибо, но в следующий раз не отправляйте его через Вашингтон. Политики забирают 90% себе».
Начало главы «Ваякель» вызывает много вопросов до такой степени, что комментаторы затрудняются объяснить простой смысл стихов. На этой неделе мы сосредоточимся на чудесном объяснении Ребе Короля Мошиаха и извлеченных из него уроков о наступлении Освобождения.
Глава начинается словами: «И собрал Моше всю общину детей Израиля и сказал им: «Это вещи, которые повелел сделать Б-г. Шесть дней должна выполняться работа, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота прекращения работ».
Ребе задает четыре вопроса, составленные из комментариев:
1. Почему здесь написано «Моше собрал?» Обычная формулировка: «И Моше говорил» или «Моше сказал».
2. О каких «вещах» здесь идет речь? Большинство комментаторов объясняют это пожертвованиями на Святилище, но это сложно, поскольку прежде чем Тора начнет говорить о пожертвованиях на Святилище, в ней еще раз говорится: «И Моше сказал». Другие объясняют, что это относится к заповеди субботы, упомянутой сразу после этого, но это также трудно принять, поскольку еврейскому народу уже была дана заповедь субботы в Маре, как это сказано несколько глав назад.
3. Почему субботу называют «суббота прекращения»?
4. Почему это происходит сейчас, на следующий день после Йом-Кипура?
Хасидизм объясняет это самым удивительным образом. Все это произошло на следующий день после Йом-Кипура, когда Всевышний заявил: «Я простил, как ты сказал». Таким образом, произошло прощение, искупление греха золотого тельца, того ужасного греха, который вновь вселил нечистоту змея в душах еврейского народа, для которых было назначено это длительное, ужасное изгнание. После этого Моше решил преподать еврейскому народу урок. Он собрал их, чтобы раз и навсегда искоренить в мире грех идолопоклонства.
Моше понимал, что евреи в их нынешнем состоянии вряд ли будут буквально поклоняться идолам, ведь это не соответствовало «мудрому и проницательному еврейскому народу».
Моше боялся другой формы идолопоклонства, гораздо более утонченной, гораздо более логичной и гораздо более простой. Хасидизм объясняет, что корень и источник греха идолопоклонства заключается в приписывании силы какой-либо субстанции, отличной от Творца.
Согласно этому, объясняет Ребе, даже чрезмерная преданность делу или разработка стратегий для заработка денег являются тонкой формой идолопоклонства. Погружаться в бизнес — все равно, что поклоняться идолам. Человек верит в Б-га, он считает, что только «благословение Б-жье дает богатство», но он по-прежнему считает участие в бизнесе высшей ценностью, поэтому полностью погружается в него. Погружая голову в дело, он как бы склоняет голову, кланяясь ей. Он поклоняется евро и служит доллару.
Моше знал, с кем имеет дело; он знал, что евреи очень заняты зарабатыванием денег. Он боялся, что это проникнет в их сердца, дойдет до души и в конечном итоге приведет к разрушению ума и интеллекта, а также еврейского взгляда на истинный смысл жизни.
Поэтому сразу после искупления греха идолопоклонства Моше собрал еврейский народ, чтобы предостеречь его и наставить, как правильно вести дела. «Должна выполняться работа» подразумевает пассивное участие, а «делать» предполагает активное участие. Бизнесом нужно управлять самостоятельно. Еврею не обязательно совать в это голову; ему нужно осознать, что бизнес — это всего лишь топор в руке дровосека, и только тогда он может быть уверен, что не согрешит. Когда в течение шести дней недели работа выполняется сама собой, без каких-либо чрезмерных усилий со стороны человека, тогда «в седьмой день» его можно будет освятить как субботу прекращения. Тогда в субботу человек сможет освободиться от мирских дел и мыслей о средствах к существованию. Но если всю неделю его голова занята делами, то, когда наступит суббота, освободиться от этого невозможно. Он пытается подняться над обыденными вещами, но мысли мучают его безостановочно, поскольку он «открыл им дверь», и они бросаются в полную силу, не останавливаясь…
Исходя из этого, мы можем ответить на второй вопрос. «Вещи», о которых говорит Моше в этих стихах, действительно имея в виду заповедь субботы, которую еврейский народ уже принял. Но здесь Моше учит нас что-то новое, чего мы не знали. Он учит нас, как готовиться к субботе в течение недели, как жить правильно в течение недели, чтобы ощутить святость субботы.
В юмористическом ключе можно сказать (и ответить на третий вопрос), что если всю неделю (будние дни) человек ведет себя как в субботу, «работу можно делать», и он не вовлекается активно в работу по зарабатыванию средств к существованию, тогда, когда наступает суббота, он возводится в «полный покой» двойной субботы, неотъемлемого покоя и спокойствия, потому что уже в будние дни он переживал первый, более простой уровень субботы.
Нам осталось ответить на первый вопрос; зачем Моше собрал их. Мы можем сделать это на основе того, что мы сказали, что их собрание была прямым продолжением исправления греха идолопоклонства. Исправление всего находится в его противоположности, а абсолютной противоположностью идолопоклонства является заповедь единства Всевышнего — показать, объединить и соединить каждую вещь с Б-гом.
Моше была дана сила «собираться», объединяться. Наш мир полон разделений; наша нация страдает от разногласий, а наша душа живет в разделенном мире. Способность собрать все материи мира в истинное единство осуществляется через силу Моше, человека, живущего одним, единым существованием, существованием Творца. Объединить других может только тот, кто живет единством, и этот человек — Моше. В словах «И собрал Моше» мы обнаруживаем символ истинного призвания Моше — вселение Б-жьего единства в душу, нацию и весь мир.
Что касается нас, то, внедрив эти принципы в нашу повседневную жизнь, мы достигнем цели творения и тем самым исправим мир и грехи, которые привели к изгнанию, в котором мы находимся. Так же, как и в главе «Ваякель», сразу после заповеди субботы Тора переходит к повелению строительства Святилища, то же самое и у нас. Если мы будем вести себя в будние дни как в субботу, тогда наша суббота может быть «субботой прекращения», и если мы понимаем и осознаем, что Б-г един, тогда мы заслужим «строительства Святилища» — быстрое строительство третьего Храма в наши дни!
Закончим рассказом о ребенке из Советской России, соблюдающем субботу. Рав Мордехай Канельский, посланник Ребе Короля Мошиаха из Нью-Джерси вырос в стране, где школа была обязательной с семи лет. Для еврейского ребенка, школа была большой проблемой не только из-за атеистического воспитания, не только из-за нееврейских одноклассников, но и потому, что посещение ее в субботу было обязательным и ученик должен был писать и стирать написанное по указанию учителя.
Его отцу удалось подкупить врача, чтобы он подтвердил, что Мордехай — слабый ребенок и не может ходить в школу, но через год он отказался продлевать диагноз. Отец сказал, что у них есть два варианта: ходить в школу в течение недели и каждую субботу находить оправдание своему отсутствию, или оставаться дома, спрятавшись в подвале. Восьмилетний ребенок решил остаться дома. Он не мог выходить на улицу в дневное время, чтобы соседи не увидели его и не донесли властям. Однажды утром в дверь постучали, и правительственные чиновники заявили, что хотят обыскать дом. Мальчик восьми с половиной лет спрятался в подвале. Это был ужасный опыт, и его отец понял, что им нужно поскорее уехать из России.
Хасиды ничего не делают, не спросив предварительно Ребе, но как они могли? Отцу мальчика пришла в голову идея. Он сфотографировал семью и отправил его двоюродному брату по фамилии Минкович, который жил в Краун-Хайтс. Он написал на обороте: «Покажи фото дедушке и скажи ему, что мы очень хотим ее увидеть» (дедушкой в то время хасиды называли Ребе, опасаясь цензуры).
Минкович получил эту фотографию в 1969 г. и в канун Йом-Кипура передал ее Ребе. Ребе положил фото в ящик стола, не говоря что-нибудь. Прошло три месяца, и семья Канельских в Москве получила ответ от своего двоюродного брата в Нью-Йорке: «Мы получили фотографию, отдали дедушке, а он ничего не сказал».
Это было глубоким разочарованием… Когда же в следующий раз отец мальчика пошел в отделение ОВИР сдавать документы, чиновник разорвал их и жестоко сказал: «Вы никогда не уедете из России. Вы умрете здесь!»
Хасид вернулся домой с разбитым сердцем.
Прошло чуть больше года печали и боли, и отец мальчика решил попробовать еще раз, подкупив одного из чиновников. Он дал ему 5000 рублей, огромная сумма по тем временам, и вскоре они получили визы. Пять дней спустя они летели на самолете в Вену, а оттуда в Израиль.
Они впервые побывали в Нью-Йорке в 1971 году и остановились у своих родственников. К их удивлению, Минкович открыл шкаф и достал фото, которого его просили передать Ребе. Он рассказал им нечто поразительное. Целый год фото хранилось в ящике стола Ребе. Накануне Йом-Кипура 1970 года, когда Минкович снова был у Ребе, тот вернул ему фото и сказал: «Фотография мне больше не нужна».
После Рош а-Шана р. Канельский с сыном были на аудиенции у Ребе. Первые десять минут Ребе говорил с отцом о положении евреев в Москве и под конец спросил, как они выбрались из России. Отец сказал, что он дал чиновнику взятку в размере 5000 рублей. Ребе улыбнулся и спросил: «Вы уверены, что именно это вам помогло?» Отец сказал: «Да». Ребе спросил с широкой улыбкой: «Вы действительно уверены, что именно это вам помогло?!»