14 Тишрея 5782 года, второй день недели, гл. Браха

Моше-рабейну — соединяющее звено...

В Моше проявляется сверхъестественная, надвременная и надпространственная сила Всевышнего. Поэтому все что связано с Моше — вечно, включая труды его рук.

6184 (1)
Источник: «Двар Малхут» гл. «Цав» 5751 г.
Моше-рабейну — соединяющее звено...
Соединяющее звено

«Моше Иш а-Элоким» («Моше — человек Б-г(а)») — так назван Моше в 90-м Псалме. («Элоким» — одно из имен Б-га). Человек — Б-га? Богочеловек? Звучит знакомо, но для еврейского уха странно.

И действительно, еще во времена Талмуда спрашивали наши мудрецы: «Если Б-г, то почему человек, а если человек, то почему Б-г?» Только вот ответ, который они давали, не менее странен, чем вопрос: «От середины до низа — человек, от середины и до верха — Б-г».

Зададим риторический вопрос: возможно ли, что в теле человека будет обитать Б-г?

Конечно в известном смысле можно ответить и утвердительно. В каждом еврее есть Божественная душа (в дополнение к душе, которая есть у всего живого — духовная субстанция, оживляющая каждое живое существо и придающая лишь ему свойственные черты).

Не всегда мы ощущаем ее. Влияние ее потаенно. Однако в каждом из нас она есть — искра Всевышнего, связывающая еврея с Б-гом. И все же нас не называют «человек — Б-г». Божественная душа присутствует в человеке, но не она определяет ни его черты характера, ни уровень его праведности. Более того, даже когда влияние ее проявляется открыто, сущность ее скрыта по прежнему и лишь отсвет ее находит выражение в свойствах и поступках человека.

Не так у учителя нашего Моше. Моше называют в хасидизме — «соединяющее звено», потому что задача Моше — связать и объединить мир со Всевышним, привести и раскрыть Всевышнего в мире.

Как известно, чтобы быть посредником между двумя противоположными лагерями надо быть своим в каждом из них.

Так учитель наш Моше — как человек (и в то же время Б-г) он знал и чувствовал все потребности и боли всех евреев от мала до велика. Как Б-г (и в тоже время человек) — все тайны Всевышнего были ему открыты. Мудрость Всевышнего была его мудростью.

* * *

Всевышний правит миром. В том как он правит миром прослеживаются два противоположных подхода — «естественным порядком вещей» и «путем чуда».

В еврейском языке слово «природа» ассоциируется с «погружением». Как вода скрывает то что находится под ней так и природа скрывает под собой Божественную силу, которая творит и оживляет все сущее.

Тора и наши мудрецы, говоря о «естественном правлении» Всевышнего миром, употребляют имя «Элоким». Для этого есть несколько оснований. Одно из них — множественное число в котором употребляется имя «Элоким» в Торе.

Всевышний един. Природным же явлениям свойственна множественность, многообразность, изменчивость. Другим намеком на связь имени «Элоким» с природой является то, что числовое значение (гематрия) имени «Элоким» и «природа» совпадает. «Природное» правление Всевышнего раскрывает его силу облачаться в рамки мира который Он сам создал и править посредством их.

До известной степени это напоминает поэта, который создав однажды героя «вынужден» выражать себя так как свойственно характеру и привычкам этого героя.

Исполнение Воли Создателя таким образом происходит путем максимального использования свойств и качеств сотворенного.

Всевышний в известном смысле обучает мир и наполняет его Божественным светом и смыслом и решающую роль в этом процессе исполняют сами люди, обитатели сотворенного мира («нижние», выражаясь хасидским сленгом).

Таковы вкратце свойства «природного» правления.

При «чудесном» же правлении Всевышний раскрывает свою бесконечную мощь в открытую, отменяя (или изменяя) естественный порядок вещей. При этом теряется возможность «воспитать» и преобразовать «нижних» и подготовить их к восприятию Божественного света. Почему? Да потому что они перестают существовать как самостоятельная личность. С другой стороны лишь так раскрывается бесконечная мощь Всевышнего. Иначе она раскрыться не может — «нельзя объять необъятное».

Следующая история произошла с Алтер Ребе, основателем Любавичского хасидизма во время заключения в Петербурге. Ребе должны были доставить из Петропавловской крепости в Тайный Совет. Во время переправы через Неву Ребе попросил чиновника остановить лодку для того чтобы Ребе мог освятить начало нового месяца. Чиновник отказался и тогда Ребе остановил лодку сам. Спустя несколько минут Ребе «отпустил» лодку и опять попросил у чиновника остановить ее. На этот раз чиновник согласился и Ребе благословил месяц. Ребе, способному творить чудеса, было важно согласие чиновника.

Добавим к вышесказанному, что в еврейском календаре «природное, естественное» правление ассоциируется с месяцем Тишрей, началом года, преддверием зимы. «Чудесное» же правление ассоциируется с месяцем Нисан, преддверием лета и с наступающим праздником Песах.

* * *

Теперь мы можем лучше понять роль учителя нашего Моше. Как мы упоминали, Моше назван в Книге Псалмов «Моше — человек Б-г(а)». Имя «Человек — Б-г» отражает роль Моше как «соединяющего звена» между человеком и Б-гом как Он проявляется в «природном» правлении.

Имя «Моше» отражает роль Моше как «соединяющего звена» между человеком и Б-гом как Он проявляется в «чудесном», сверхъестественном правлении. (В еврейском языке имя Моше означает «притянутый из воды» и в хасидизме объясняется что смысл этого — тот кто пришел из моря Мудрости Всевышнего).

Таким образом в Моше проявляется сверхъестественная, надвременная и надпространственная сила Всевышнего. Поэтому все что связано с Моше — вечно, включая труды его рук.

Здесь кроется объяснение тому, что Моше так жаждал прийти и привести евреев в Землю Израиля и тому что ему не было дано это. Приход евреев в Землю Израиля с Моше был бы вечным! Смысл избавления из Египта — раскрытие Всевышнего в мире. Поэтому именно Моше — «соединяющее звено» между миром и Всевышним открыл путь к Избавлению из Египетского рабства и именно от Моше получает Король Мошиах вечную силу привести полное и окончательное Избавление. Как сказали наши Мудрецы — «Первый избавитель — он же и последний избавитель».

Во время полного и окончательного Избавления все уголки мира будут очищены и наполнены святостью Всевышнего.

А возможно ли это? С точки зрения «природного» правления раскрытие Всевышнего в мире осуществляется «с оглядкой» на характер и особенности мира. Это представляется возможным для тех сторон жизни которые скрывают Всевышнего но не противоречат Его воле. Есть, увы, и такие стороны в которых нет ничего доброго вообще. Как же можно наполнить их святостью? Как можно раскрыть Всевышнего в тех аспектах мира, которые противоречат Ему?

Когда же проявляется «чудесное», сверхъестественное правление — все то что противоречит Воле Всевышнего просто перестает существовать. Так как же приводят и раскрывают Всевышнего в те места, которые противоречат Его Воле — «нижние, ниже которых нет», говоря языком хасидизма?

* * *

Мы сказали что воды из которых пришел Моше — это воды Мудрости Всевышнего. Между тем существует и более простое объяснение. Воды, из которых был вытащен Моше — это воды Нила — средоточие идолопоклонства египетского. И вытащила его не кто иная как дочь Фараона — царя египетского. И воспитывался Моше в доме Фараона — центре нечистоты и идолопоклонства всего мира. Противоречие?

Это противоречие разрешает каждый еврей много раз на день. Когда человек живет в ясном и непротиворечивом мире — он лишен главного человеческого качества — права свободного выбора. Все его поступки предопределены ясным и убедительным образом. Лишь там где не видно преимущество добра над злом — в месте «ниже которого нет» — существует свободный выбор.

И когда еврей свободным, необусловленным ничем выбором выбирает добро то в этом проявляется истинная сущность Всевышнего которая выше как «природного» так и «чудесного» правления, выше природы и выше отрицания природы.

* * *

Суббота перед Песахом называется «великая суббота» в память о чуде которое произошло в Египте за 4 дня до исхода. В день 10 Нисана когда евреи готовили пасхальную жертву, пришли первенцы египетские и спросили их что они делают. Когда же объяснили им что это подготовка к 10-й казни египетской — казни первенцев, то пришли они к своим отцам и к Фараону и стали требовать отпустить евреев. Когда же Фараон отказал им, они подняли восстание и убили многих из своих отцов и войска Фараона.

С первого взгляда, это чудо ничем не выше предшествующих чудес — ни по своему масштабу и подавно ни по той пользе которую оно принесло. И тем не менее Мудрецы постановили назначить в память этого чуда особый день и более того выбрали для этого субботу, от которой благословляется весь праздник Песах.

На основании того что мы уже знаем мы можем теперь понять выбор мудрецов.

Исключительность этого чуда в том что оно произошло по инициативе и руками «нижних». И не просто «нижних» а «нижних» из «нижних» — первенцев египетских — средоточия нечистоты и идолопоклонства. День этот был установлен в субботу потому что один из центральных мотивов субботы и субботнего отдохновения — привести святость Всевышнего в повседневную жизнь еврея.

И в этом смысл того чуда, которое произошло в великую субботу, смысл Избавления из Египта и смысл грядущего окончательного Избавления — дня Вечной Субботы.

Опубликовано: 01.07.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter