СБП. Дни Мошиаха! 7 Элула 5784 г., третий день недели Тэцэ | 2024-09-10 12:32

Как ребенок Б-га, каждый еврей заслуживает Освобождения

Ребе объясняет эту тайну. Все еврейские сыновья и дочери — потомки Авраама, Ицхака и Яакова. Более того, еврей — это сын Властелина вселенной...

Перевод: Д. Беляев 06.08.2024 0 162 мин.

Начнем с шутки. Три пациента психиатрической клиники решают сбежать через замочную скважину. Первый бежит, прыгает, ударяется о дверь и падает. Второй бежит, прыгает, ударяется о дверь и падает. Третий подходит к двери, осматривает ее и говорит: «Неудивительно, что у них ничего не получилось. Ключ перекрывает отверстие».

Недельная глава «Ваэтханан» начинается с молитвы Моше о разрешении войти в Землю Израиля. Он не только молится, не только просит, но и умоляет, причем не один, а 515 раз.

В чем разница между следующими понятиями: «тфила́», «тхина́» и «ханина́»?

РАШИ объясняет, что «ханун» означает «бесплатная услуга». Моше просил войти в землю даром, не из-за своего святого служения, не из-за руководства еврейским народом в течение сорока лет не потому, что о нем сказано: «Во всем дворце Моем он заслуживает доверия», а как нищий, который стоит в дверях и просит кусок хлеба.

Вопрос, который задаст даже пятилетний ребенок, таков: все понимают, что в жизни существует порядок — от легкого к сложному, от малого к большому. Сначала мы просим, исходя из того, что нам дается, а если это не помогает, тогда мы просим милостыню, даже если мы ее не заслуживаем. Почему Моше начал с мольбы?

Этот вопрос можно задать и по поводу отрывка из книги Пророков, который мы читаем после чтения Торы («афтара»). В эту субботу мы начинаем серию отрывков, известных как «семь утешений» за разрушение и изгнание. Наши мудрецы обращают внимание на удвоение в начале этой отрывка: «Утешайте, утешайте народ Мой», то есть Б-г велит пророкам утешить еврейский народ двойным утешением.

Это также непонятно. Тосафот («Мегила» 31б) говорит: «Путь утешения — это постоянный прогресс и совершенствование». Вы начинаете утешать медленно, понемногу. Никто не приходит в дом скорбящего с музыкой в стиле техно и колонками и не начинает танцевать. Так почему же здесь, сразу после 9 Ава, после величайшего падения, известного еврейскому народу в истории, мы начинаем с двойного утешения? Почему мы перескакиваем от одной крайности к другой?

Этот вопрос, касающийся недельной главы и афтары, имеет практическое значение в наше время. Мы находимся в «пятке» еврейской истории, очень низком и деградировавшем поколении. Как может случиться, что в этом поколении истинное и полное Освобождение придет в одно мгновение? Как насчет эмоциональной подготовки, возможно, поэтапного получения Освобождения? Шаг первый, затем шаг второй, шаг третий (и я не имею в виду какую-то сделку или войну, если вы понимаете, о чем это…). Зачем прыгать вперед за долю секунды?

Ребе объясняет эту тайну. Все еврейские сыновья и дочери — потомки Авраама, Ицхака и Яакова. Более того, еврей — это сын Властелина вселенной, и не просто сын, а старший и единственный сын! Поэтому даже в самой деградирующей ситуации, когда еврей находится на самом низком духовном уровне и его духовное служение не более чем на уровне «пяток», он просит несравненно большую награду, и он не только просит, но и действительно заслуживает ее!

Пятилетний ребенок не только понимает это, но и живет этим! Природа детей такова, что они хотят получить все хорошее (или, по крайней мере, то, что кажется им хорошим), и если они не получают этого, что происходит? Они пытаются взять это сами, без всякого расчета, как Моше!

[Очевидно, нужно научить ребенка не делать этого, а просить и ждать, но такова природа ребенка].

Еврейский народ — это дети, «Когда Израиль был ребенком, Я полюбил его». Поэтому РАШИ в своем первом объяснении, которое ближе всего к буквальному прочтению стихов, объясняет, что слово «ваэтханан» означает что-то бесплатное, даже не упоминая, что значение этого слова — просить или требовать, потому что, говоря о еврее, каждый еврей чувствует, что сначала все хорошее придет к нему, а потом мы будем говорить о просьбе, молитве и других «десяти словах для молитвы».

На это намекает молитва Моше. Он начинает свою просьбу словами: «Ты начал показывать рабу Своему». Хасидизм объясняет, что Моше хотел сказать: «Ты Сам тот, Кто начал» (формулировка Алтер Ребе в «Ликутей Тора» в этой недельной главе). Это означает, что Моше не начал с мистических намерений святых Имен, не пытался вызвать мистическое объединение божественных сил, не упоминал тайное Имя Б-га. Он обращался прямо к источнику, прямо к самому Б-гу, к Его сущности, у которой нет другого имени, кроме «Ты (начал)!».

Пятилетний ребенок тоже понимает это, как в известном высказывании (от имени одного из мудрецов): «Я молюсь в соответствии с сознанием этого ребенка», и не к святым именам и сверхъестественным объединениям, не к сферам и мистическим огням, не к уровням и духовным мирам, а в соответствии с сознанием ребенка, прямо к самому Б-гу!

Это также ответ на вопрос, который мы задавали по поводу отрывка из книги Пророков. Действительно, после 9 Ава мы находимся в низком состоянии, и нам нужно начать «собирать крупицы» и начинать все сначала. Однако мы должны помнить, что внутренняя, сущностная связь между Б-гом и еврейским народом всегда полна, в любое время и в любом месте, даже во времена (и в состоянии) разрушения и изгнания. Поэтому даже в самом низком состоянии мы должны стремиться к вершине и начинать с «двойного утешения!»

Что это говорит нам в нашей повседневной жизни? Каковы практические последствия этого образа жизни, который показывает нам Ребе, путь Моше и история афтары? Другими словами, как нам стремиться к вершине?

Ребе приводит простой практический пример в воспитании, из которого каждый может почерпнуть что-то для себя. Даже если еврей находится на низком духовном уровне в служении Б-гу, он начинает с украшения заповеди; он не довольствуется выполнением своего обязательства; он не желает считать себя «постфактум», он хочет выполнить заповедь как величайший из великих.

Например, заповедь тфиллин (о которой говорится в нашей недельной главе). В предыдущих поколениях по причинам, связанным с чистотой тела, тфиллин рабейну Тама надевали только после свадьбы. В нашем поколении распространился обычай (и Ребе в значительной степени способствовал этому) начинать надевать тфиллин рабейну Тама одновременно с тфиллин РАШИ, за два месяца до бар-мицвы!

Что касается тех, кто постарше, то на этой неделе выпадает 15 Ава, о котором Талмуд говорит: «Отныне кто добавит, тому добавят», имея в виду «добавление ночей к дням для изучения Торы». Следует воспользоваться этой возможностью и не ждать, пока мы будем достойны или у нас появится время, а принять хорошее решение о конкретном добавлении к изучению Торы и сразу же попросить Б-га об истинном и полном Освобождении.

В завершение мы расскажем историю, которая подчеркивает подход «прыгать наперед», когда речь идет о воспитании. Рабби Исраэль из Ружина рассказывает, что когда его сыну, Довид-Моше, было тридцать дней от роду (впоследствии он стал первым главой хасидов Черткова), отец надел на него малый талит.

Однажды Довид-Моше безостановочно плакал, и мать не могла его успокоить. Она очень беспокоилась, чтобы ребенок не заболел, и в испуге пошла к мужу и рассказала ему, что происходит. Он успокоил ее и сказал совершенно искренне: «Наверное, это потому, что они забыли надеть на нашего Довид-Моше цицит, к которому он уже привык».

И действительно, когда ребецн надела ему цицит, ребенок успокоился. С тех пор его стали называть «евреем с цицит».

Даже месячный ребенок чувствует, что без Торы и заповедей ситуация невыносима…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter