СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 10:20

Где видны изменения в мире?

Когда находятся в в каком то месте временно, проездом или же стараются воздействовать на него извне — невозможно добиться тех же результатов, каких можно добиться, когда проживают в этом месте постоянно и сжились с его обычаями и порядками

2478 (0) мин.
Свободный перевод:Александр ГорфинкельИсточник: «Двар Малхут» глава «Вайешев» 5752 г.

1. Уже не раз говорилось, и в особенности в последнее время, что по всем признакам, наше поколение — это последнее поколение изгнания и, тем самым, первое поколение Эпохи Избавления, ибо евреи исполнили уже свою службу и готовы к полному, всеобщему и немедленному Избавлению Королем Мошиахом.

Некоторые спрашивают: «Известно, что Избавление придет тогда, когда весь мир будет готов к нему. Не только один человек или несколько, не только один уголок мира, но — весь мир. Ибо Избавление обусловлено и связано с собиранием изгнанников Израиля с четырех сторон земли, и с исправлением и очищением народов мира».

«Где видны, — спрашивают они, — изменения в мире, свидетельствующие о том, что мир сегодня готов больше к Избавлению, нежели в предыдущие поколения».

2. Для ответа на этот вопрос надо понять смысл скитаний евреев в изгнании с места на место:

Несмотря на то, что рассеяние евреев по странам мира («рассеян и разбросан между народами») с первого взгляда — падение, и чем шире рассеяние евреев, тем глубже их падение, однако вместе с тем сказали мудрецы наши, благословенна их память, что «Милость сделал Всевышний евреям, что рассеял их среди народов». Есть особая ценность в работе, которую исполняют евреи, когда поселяются в чужой стране и «облачаются» (не входя, однако, в противоречие с законами Торы) в обычаи этой страны (разговаривают на языке этой страны о своих делах и пр.) в соответствии с характером и свойствами этой страны и населяющих ее людей.

И по словам мудрецов наших: «Пришел в город — живи по его порядкам». В практическом реализации законов Торы это формулируется так: «Вопросы торговли и бизнеса решаются на языке жителей данной страны и местности и в соответствии с их обычаями».

Хасидизм объясняет что глубокий смысл этого закона в том чтобы поставить обычаи народов мира (как и все сущее) на службу Всевышнему, так, чтобы «все дела твои были во славу Всевышнего», и «чтобы познал ты Всевышнего на всех путях своих» и умножатся этим Тора и заповеди.

Во всех частях мира заключены искры святости. Всевышний рассеял евреев по разным местам, чтобы выявить, очистить и поднять искры, находящиеся в тех местах. И потому «Милость сделал Всевышний евреям, что рассеял их среди народов». В силу этого этого евреи удостаиваются служить Всевышнему, выявляя и поднимая искры святости, заключенные в обычаях тех мест, где они находятся.

Когда находятся в в каком то месте временно, проездом или же стараются воздействовать на него извне — невозможно добиться тех же результатов, каких можно добиться, когда проживают в этом месте постоянно и сжились с его обычаями и порядками. Работа такого рода более эффективна и успешна.

Различия в обычаях разных стран и народов являются следствием различий в свойствах этих стран и народов, которыми их наделил Всевышний.

Поэтому, когда ведут себя в соответствии с этими обычаями, наиболее подходящими к свойствам этих стран, это приводит к большему успеху. И используя эти обычаи в службе Всевышнему еврей достигает большего успеха в Службе Всевышнему.

[Вплоть до того, что обычай страны в вопросах торговли и ведения дел, в том случае, когда он не противоречит еврейскому закону, сам становится обычаем Торы].

Отступление. «Нижние и Верхние» — одно из фундаментальных понятий каббалы и хасидизма. В каждом целом можно увидеть «Нижних» и «Верхних»: тело и душа, духовность и материальность, простые люди и интеллектуальная элита. Можно продолжить этот список, но сейчас важно подчеркнуть, что сущность целого раскрывается по преимуществу в «Нижних». Функция же «Верхних» в самом грубом выражении — помочь, сделать возможным это раскрытие. Цель мироздания — приготовить Всевышнему жилище среди «Нижних».

И в этой Службе есть две стороны или этапа: (а) — Работа среди «Нижних» — когда приводят Святость даже к «Нижним», в соответствии с их уровнем, свойствами и особенностями, однако «Нижний» остается «Нижним». Он лишь получает воздействие от «Верхних». За этим должна следовать работа другого уровня: (б): когда сам «Нижний» со всеми своими свойствами и особенностями становится местом Торы и Заповедей, когда создают там заведения для изучения Торы, Молитвы и Добрых Дел вплоть до того что это место приобретает самостоятельность и более не нуждается в воздействии Святости из другого (более высокого) места, и начинает проявляться подлинная сущность «Нижнего» (жилище Всевышнего). И жители этого места исполняют Тору и заповеди по своей инициативе, в соответствии с обычаями и привычками этого места (которые отличают его от всех иных мест).

3. В свете сказанного становится понятным особенность нашего поколения перед всеми предшествующими. В предыдущих поколениях не было столь великого рассеяния евреев по всем странам мира, как в нашем поколении. Не только лишь во времена Храма, когда евреи жили в Земле Израиля (и вблизи ее), но и в первые поколения Изгнания проживали евреи лишь в определенных странах (во всяком случае — в «Верхней» половине мира). В последующие же поколения расселились евреи и во многих других странах и добрались до «Нижней» половины мира (Америка и пр.). И в каждом поколении происходило добавление к этому — вплоть до нашего поколения — когда евреи проживают повсюду и исполняют там Тору и Заповеди, «облачаясь» при этом в обычаи каждого места и создали и продолжают создавать учреждения Торы и Заповедей в каждом месте в соответствии с его свойствами и особенностями.

Когда мы вдумываемся в это — даже на мгновенье — то видим принципиальное отличие нашего поколения от всех предшествующих в том что сейчас есть раскрытие и очищение каждой страны на свете.

И поскольку, как уже говорилось не раз, что по всем признакам уже закончили Работу по раскрытию Искр Святости, то становится понятным, почему мы уже находимся непосредственно перед Избавлением.

4. Все вещи на свете построены общим и частным образом. Так и затронутая тема — завершение раскрытия Искр Святости в мире — выражается в особенности в раскрытии государства Цорфат (Франция)

В этой связи следует напомнить, что государство Цорфат упоминается в Пророках именно в контексте грядущего Избавления.

Цорфат упоминается в Писании в контексте грядущего Избавления. Так пророк Овадья, рассказывая о грядущем Избавлении, упоминает о том, что начало тзгнания было связано с Цорфатом. Казалось бы, даже если фактически начало изгнания было связано с Цорфатом, зачем упоминать об этом в рассказе об Избавлении? Из этого видно, что связь изгнания с Цорфатом имеет значение и для Избавления. И причина этому в том, что раскрытие и очищение мира в целом (Избавление) происходит посредством раскрытия и очищения Франции.

5. Вышесказанное станет понятно в свете изменений, которые произошли в отношении евреев к Франции в нашем поколении по сравнению с поколением Алтер Ребе (Ребе Шнеур-Залман из Ляд — основатель любавического хасидизма):

Известно, что во времена Алтер Ребе, во время войны между Наполеоном и русским царем Александром, полагал Алтер Ребе (вопреки мнению другого руководителя хасидизма) что для духовного блага еврейского народа (для преданности евреев Всевышнему) предпочтительно, чтобы Россия одержала победу, а Франция потерпит поражение.

И, приводя его святые слова: «Если победит Б. (Бонапарт), то увеличится богатство Израиля и возвеличится Слава Израиля, но отделятся и удалятся сердца Израиля от Отца их Небесного. Если же победит А. (Александр), то хотя увеличится бедность Израиля и будет унижена Слава Израиля, однако свяжутся и прикрепятся и объединятся Сердца Израиля с отцом их Небесным».

Причина этому в том, что Франция (во главе с Наполеоном) поставила себя во главе движения за свободу от всего, что связано с религией и верой во Всевышнего.

Как известно, французская революция в 5549 году (в результате которой, по прошествии нескольких лет Наполеон стал властителем Франции) была так же и революцией идеологической, которая привела за собой радикальные изменения во всем мире. Эта революция была одним из важнейших событий, заложивших основы, на которых стоит «современный мир» и современная цивилизация» вплоть до сего дня.

До этой революции вся власть во Франции (и в большинстве других стран) была безраздельно дана королю и королеве и они управляли ею по своему усмотрению. Революция основывалась же на том, что все люди свободны жить по своей воле и потому свергли Короля и Королеву, чтобы освободить страну от их власти и чтобы руководство страной перешло в руки избранных представителей всего народа.

Хотя преимущества этого в том, что увеличивается свобода от произвола властей, справедливость и честность общественного порядка, и это должно было привести к свободе и богатству для евреев, однако, поскольку это не было основано на принципах веры и надежды на Всевышнего, это привело с собой (в особенности с приходом к власти Наполеона) свободу Духа, свободу от Веры и духовный беспредел и повлияло на многие страны в то время и в последующие времена.

И потому боролся Алтер Ребе всеми силами с французским государством и молился о его поражении в войне.

И из за того что противился быть под властью Франции, бежал Алтер Ребе со всей семьей и имуществом из Ляд (и вплоть до того, что в результате этого бегства и скитаний Алтер Ребе оставил этот мир 24 Тевета в селе Пяне).

Алтер Ребе пообещал своему сыну Ребе Дов-Беру, что Россия победит в войне, и так было. И это предотвратило распространение и влияние духовного беспредела на евреев России, которое было бы неминуемо если бы Франция захватила Россию. И евреи смогли продолжать свою службу и приближать

6. После вышесказанного становятся особенно видны изменения, произошедшие в отношении к Франции в результате деятельности моего тестя, главы нашего поколения (Ребе Йосеф-Ицхак):

В те времена эта страна была средоточием враждебности к Б-гобоязненной жизни и в особенности, к Хасидизму, и вследствие этого Алтер Ребе резко противился ее победе, и в последующие поколения положение во Франции не благоприятствовало Б-гобоязнееной жизни и поэтому наши Ребе (продолжатели дела Алтер Ребе) воздерживались от раскрытия и распространения Хасидизма во Франции.

Однако, теперь положение кардинально изменилось. И не только лишь в том что Свет Святости пришел (из других стран) во Францию и засиял там, но и в том, что евреи, изучающие Тору и Б-гобоязненно исполняющие Заповеди поселились там на постоянное жительство — в особенности, по поручению моего тестя, Главы нашего поколения —, и занимались там изучением Торы, пунктуальным исполнением Заповедей, писанием и публикованием работ по пониманию и обновлению Торы, так что и другие евреи (находящиеся в других странах) могут изучать их.

И в особенности — после Второй Мировой войны по Б-жьей Воле прибыли туда и поселились евреи из разных стран, так что эта страна превратилась в одно из центральных мест Торы и еврейства, место распространения Торы в целом и источников хасидизма в особенности. Все это в результате того, что открыли много заведений Торы и Молитвы, включая в особенности ешиву «Томхей-Тмимим Любавич» а также «Ахей Тмимим» и пр. со всеми их отделениями. А также много других учебных заведений на основах Святости. И дополнительно к этому — публикуют книги по открытой Торе и по Торе потаенной (которая раскрывается в учении хасидизма). И день ото дня — все с большей силой.

И смысл этих изменений становится теперь понятен: так же, как служба евреев в целом из поколения в поколение захватывает все новые и новые области жизни и реализуется в их обычаях, так же и Работа наших Ребе из поколения в поколение распространялась на новые страны и в нашем поколении достигла Франции, несмотря на то что изначально законы и обычаи Франции представляли собой полную противоположность законам Торы.

7. Силы для этой Работы были даны моим тестем, главой нашего поколения (Ребе Йосеф-Ицхак). Постоянным местом жительства наших Ребе в прошлом, вплоть до моего тестя была Россия. Даже, когда они выезжали за границы страны (начиная с Ребе МААРАШа), они всегда возвращались.

Мой тесть оставил Россию. В целом годы Его правления делятся на три этапа, примерно по десять лет каждый этап: Первый этап (годы 5680 — 5688) — в основном в России, второй этап (5688 — 5700) — в Польше и третий этап (5700 — 5710) — в Соединенных Штатах Америки.

Выше было сказано, что надо «облачать» свою службу в свойства и обычаи места в котором находишься. В соответствии с этим были изменения и в образе деятельности моего тестя по распространению Торы и хасидизма. И поскольку так действовал глава поколения, это дает силу действовать так и тем кто идет за ним.

Чем же принципиально отличаются периоды жизни моего тестя?

Деятельность наших Ребе (в том числе моего тестя в первый период жизни) по исправлению и очищению мира велась «сверху вниз» — учение и руководство к действию шло из единого центра.

Мой тесть, глава нашего поколения, рассылал посланников во многие страны на постоянное жительство. Там они жили и работали и многие из трудов Ребе были изданы там и уже оттуда разошлись по разным странам.

Иными словами — была проведена Работа по раскрытию и очищению наиболее опустившейся части мира изнутри, посредством «облачения» в его свойства и обычаи, но в богобоязненности и старательности в исполнении заповедей. Работа эта, начавшаяся во Франции и, в более полной форме, продолженная в Америке открыла путь к сокрушению сил Нечистоты и обращению их к Святости.

Мой тесть прибыл в Соединенные Штаты, в нижнюю половину мира и уже оттуда основал во Франции йешиву «Томхей-Тмимим» и другие заведения, и назначил и направил посланников жить во Франции и строить учреждения и распространять Тору и еврейство и в особенности, учение хасидизма. И воочию видны, в особенности в последние годы, большие успехи во всех направлениях деятельности во Франции и в других странах.

Дополнительно к тому что глава поколения дает силу привести Святость к Нижним (но при этом Святость «импортируется» извне, из того места, где находится Глава поколения) Он дает также силу, что само это место (среди Нижних) делается местом и источником Торы (по образу и подобию йешивы в Лювавичах), так, как если оно не нуждалось во внешнем источнике.

Успехи этой деятельности — это проявление сил, которые мой тесть, Глава нашего поколения, вложил там в прошедшие годы.

Благодаря ему, сила Б-жественной Сущности может раскрываться теперь в самых низких местах.

8. Следует сказать, что этот принцип в его частной форме ((а) раскрытие и очищение Нижнего, при котором он остается Нижним и (б) раскрытие в Нижнем Б-жественной Сущности, при котором происходит слияние Нижних с Верхним) находит отражение в этимологии слова ЦоРФаТ (Франция):

ЦоРФаТ происходит от слова «Цируф» — плавка, очищение металла от шлаков, и следствием и результатом очищения всего мира является Избавление.

И следует добавить что ЦоРФаТ по численному значению слова равняется 770.

Совершенство мира, созданного в 7 дней Творения, совершенство деталей этого мира в целом (70) и в частностях (700) отражено в числе 770. В этом есть намек, что с исправлением и очищением Франции завершается исправление и очищение всего мира

Более того: 770 это номер дома моего тестя, Главы нашего поколения, в котором Он жил и делал свою Работу в течение последних 10 лет жизни в этом мире в Соединенных Штатах (в нижней половине мира). И в этом есть намек на вторую (и более высокую) ступень раскрытия и очищения Нижнего — когда он сам становится домом Главы поколения.

«Пришел в город — живи по его порядкам»!

Одно из главных свойств материального мира — все материальные тела ощущают свою «первозданность». В духовном мире есть иерархия — ничто не появляется из ничего, каждое понятие имеет свой источник и в свою очередь приводит к новым заключениям. Материальный же мир творится из «ничего» и поэтому «не зависит» от того что ему предшествует. [ С этой точки зрения утверждение Воланда, что кирпич ни с того ни с сего на голову не падает, неверно — кирпич именно что падает ни с того ни с сего — прим пер.].

Поэтому именно в материальном мире и раскрывается Всевышний во всей своей первозданной Сущности.

Никакие духовные проявления Всевышнего не могут привести низменные стороны мира к Святости. Лишь раскрытие Сущности Всевышнего, стирая различия между верхними и нижними позволяет привести Всевышнего даже в те места которые не готовы принять Его.

С другой же стороны именно там и может раскрыться Сущность Всевышнего во всей своей полноте.

9. Теперь понятно что завершение раскрытия и исправления мира в период Избавления — зависит и находит выражение в раскрытии и исправлении Франции (ЦоРФаТ) в тех же самых двух направлениях — (а) В силу того, что это чрезвычайно низкое место то в нем выражается полнота и завершение очищения мира (плавка, Цируф), и в то же время (б) в нем (ЦоРФаТ = 770) выражается полнота и завершенность раскрытия Б-жественной Сущности в каждой части мира.

10. Чтобы облегчить работу еврея, Всевышний делает удивительные вещи, демонстрирующие воочию как изменяется и раскрывается французское государство.

[ И в этом также кроется ответ тем, кто спрашивает, почему мы не видим сегодня чудес Всевышнего (наподобие чудес, которые бывали в старые времена), — вот один из примеров ]:

Всем известно, что у каждой страны есть определенный «нигун» (мелодия, песня, напев), «государственный гимн» [наподобие государственного флага, который поют или играют на торжественных мероприятиях или, когда официальные представители страны прибывают в другую страну и т.д.]. Государственный гимн представляет срез и символ страны в целом. Тем более, если речь идет о Марсельезе, сочиненной в годы французской революции.

И в особенности, если знать, что с духовной, внутренней стороны — над каждой крупной страной есть Духовная Субстанция (Сар, Ангел), концентрирующая в себе духовную сущность этой страны. И эта Духовная Субстанция также связана с гимном, который страна выбирает.

Несколько лет тому назад (в ночь Симхат-Тора год 5734) хасиды начали петь «нигун» гимн Франции — Марсельезу на святые слова, взятые из книги молитв.

Спустя несколько месяцев после этого французский президент внес изменения в исполнение Марсельезы (невиданное ранее новшество) с целью сделать ее ритм более размеренным и церемониальным.

И причина тому, — объясняют старые хасиды, — что когда «нигун» был обращен к Святости, превратился в хасидский нигун, который поют на хасидских фарбренгенах во всех странах, почувствовал это Сар Франции «сверху» и это повлекло за собой изменение «нигуна» » внизу».

И здесь видны воочию радикальные изменения, происшедшие в нашем поколении по сравнению с поколением Алтер Ребе:

Взяли гимн и превратили его в нигун святости, и поют его на хасидских фарбренгенах, на которых говорят слова Торы.

И некоторые даже не знают откуда этот нигун попал к евреям и думают что это исконно хасидский нигун [как известно, от времени до времени создаются евреями, способными к этому, новые напевы, становящиеся частью хасидской жизни].

11. Почему мы говорим об этом сейчас? В особенности, когда хасид может заявить, что его учили, что главное в его жизни — изучение Торы. У него нет времени на другие дела, в том числе на разговоры о чудесах.

Прежде всего — каждый должен быть благодарен Всевышнему за чудеса, которые Он делает.

В особенности, — когда находимся в преддверии дней Хануки, весь смысл которых — прославление чудес Всевышнего. И потому, даже если бы можно было бы сказать, что в течение всего года нет необходимости уделять время Чудесам, которые делает Всевышний, однако в Хануку этим заниматься необходимо. И следует добавить, что это включает не только прославление чудес, происшедших давным давно в дни Хануки, но и всех чудесных дел, которые делает нам Всевышний. И, как сказано в Ханукальных Благословениях — «…в те дни и в наше время…».

И главное: понимание, благодарность и прославление Всевышнего за чудеса, которые Он делает (сверх того, что в этом выражается естественная человеческая благодарность) непосредственно связано с приходом Мошиаха и с полным и всеобщим Избавлением. Рассказывается в Талмуде: «Просил Всевышний сделать Хизкияу Мошиахом… ответил ему Б-жественный Закон: …Хизкияу, которому Ты принес столько чудесных избавлений (спасся от Санхерива, излечился от тяжелой болезни) и не сказал он перед тобой Песни благодарности, — его Ты сделаешь Мошиахом?!»

Прославление чудес, которые Всевышний делает нам в наше время, — самым непосредственным образом связано с работой по приходу Избавления.

[Излишне добавлять что слова Ребе не имеют отношения к существующей кое-где практике использовать «чудеса» для «доказательств» существования Всевышнего и истинности Торы — прим. пер.]

12. И отсюда важное указание:

Поскольку уже завершено все необходимое для Избавления, и, однако, Избавление еще не наступило, — важно и необходимо действовать по прославлению чудес всевышнего, рассказывать себе, окружающим и в каждом месте и месте о чудесах, которые Всевышний делает нам, и все это — сознавая, что с этим связно полное и окончательное Избавление.

И если это верно во все дни, то в дни Хануки, весь смысл которых — прославление чудес Всевышнего следует использовать эти дни, в дополнение к празднествам и мероприятиям Хануки, — также для устройства хасидских фарбренгенов [или называть их другими словами по тому же принципу «Пришел в город — живи по его порядкам»], в каждый день из дней Хануки и говорить там Слова Торы — Открытой Торы и Торы Потаенной, и принимать хорошие решения во всех вопросах Торы и Заповедей и приносить в них все новый и новый Свет (как и подобает в дни Ханукальных Свечей) и, главное, — говорить и рассказывать о прославлении Чудес Всевышнего «…в те Дни и в наше время…».

Опубликовано: 06.03.2017 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter