Сказано в трактате «Авот» (в начале главы 5): «Десятью речениями был создан мир».
В Торе написано («Бамидбар» 7:86): «По десяти (шекелей золота) в ложке по шекелю святилища» [буквально там написано «десять, десять»]. Поясняется в книге «Зоар»,
что десять речений, которыми был создан мир, связаны с десятью заповедями во время дарования Торы: десять заповедей раскрывают десять речений.
Наш мир не является существующим сам по себе, ведь он скрывает находящуюся в нем силу Всевышнего; с помощью десяти речений был создан мир из ничего (Ex Nihilo) и кроме этого Всевышний постоянно обновляет творение.
Дальше сказано: «Что отсюда следует? Разве он не мог быть создан одним речением? Нет, он сотворен так, чтобы взыскать со злонамеренных, губящих мир, созданный десятью речениями; и чтобы хорошо вознаградить праведников, поддерживающих существование мира, созданного десятью речениями».
Известен вопрос (мидраш Шмуэля): раз мир мог быть создан с помощью одного речения, как можно связывать награду и наказание с десятью речениями? Почему наказание и награда относятся к миру, который был создан за десять речений, хотя он «весит» только одно?
Ответ такой: при творении мира есть две формы — одним речением и десятью.
С помощью одного речения была создана первичная материя из ничего [по мнению РАМБАНа, в святом языке нет аналога для этого действия, поэтому мы вынуждены использовать слово «создал»] и эта материя равнозначна для всех творений в мире. С помощью десяти речений была создана (раскрыта) форма всего сотворенного, которая различается от одного вида к другому, включая все сочетания букв, с помощь которых были созданы все разновидности творений в мире, как это объясняется в каббале.
Различие между ними:
В творении с помощью одного речения подчеркивается возможность Творца («мог быть создан одним речением»), а не существование творений, которые по сути являются ничем.
В творении с помощью десяти речений подчеркивается (главным образом) существование мира (как сказано, что «десятью речениями был создан мир»). При этом творение наполнилось содержанием и смыслом во всех подробностях, ведь десять речений соответствуют десяти сферам, десяти общим качествам, включающим в себя все.
И так как речения при сотворении мира соответствуют десяти заповедям при даровании Торы, то понятно, что подобное разделение в мире присутствует также и в самой Торе.
Во время дарования Торы сказано (Псалмы 62:12): «Одно сказал Всесильный; две вещи услышал я». Это значит, что в Торе есть два аспекта:
1) Один — со стороны Всевышнего («сказал Всесильный»); как Он один, так и Тора одна — это мудрость Всевышнего, «Тора и Всевышний представляют собой одно целое».
2) Два (вплоть до разделения на десять) — со стороны человека и мира («услышал я»); мудрость Всевышнего спускается и облекается в аспекты человека и мира (613 заповедей, соответствующих 248 органам тела и 365 сосудам, микрокосм).
Поэтому с помощью «одного речения» в Торе происходит раскрытие «одного речения» в мире, а с помощью «десяти речений» в Торе происходит раскрытие «десяти речений» в мире:
С помощью одного речения в Торе мы раскрываем то, что она является мудростью Всевышнего, а это помогает нам раскрыть в мире Сущность Всевышнего. С помощью десяти речений в Торе, как подчеркивается в огромной количестве законов, облекающихся в аспекты мироздания, мы раскрываем в мире совершенство святости, которая привлекается в мир.
Другими словами: одно речение соответствует аннулированию мира, его поднятию снизу вверх, а десять речений обеспечивает внедрение связи в мир, сверху вниз.
Настоящее совершенство достигается при слияние этих двух форм вместе. И тогда происходит завершение намерения Всевышнего иметь для себя жилище в нижних мирах.