СБП. Дни Мошиаха! 7 Кислева 5785 г., первый день недели Ваишлах | 2024-12-08 01:12

Люди бы живьем проглатывали друг друга (3:2)

Необходимо учиться вместе, а не доминировать над своим товарищем, ведь с помощью совместной учёбы происходит раскрытие Всевышнего.

Источник: «Ликутей Сихот» том 17, стр. 365 Свободный перевод:Шолем Лугов 22.05.2024 0 542 мин.

1. Сказано в трактате «Авот» (3:2) от имени рабби Ханины, заместителя первосвященника: «Молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх перед ней, люди бы живьем проглатывали друг друга».

Нужно понять:

1) Мудрецы говорят («Бава Кама» 30а), что если человек хочет быть хасидом, пусть он исполняет то, что сказано в трактате «Авот». Это значит, что данный трактат представляет собой руководство для хасидского поведения, которое не является обязательным по букве закона.

[Наподобие сказанного в начале главы: «Вдумайся в три вещи и ты никогда не подойдёшь близко к греху». По букве закона от еврея требуется не совершать грех, а здесь добавляется указание, что кроме этого человек должен даже не приближаться к ситуации, при которой возможно совершить грех].

Но совет молиться о благополучии верховной власти на первый взгляд не имеет отношения к хасидскому поведению. Более того, отрицание ситуации, при которой люди могут живьем проглатывать друг друга, является обязательным по букве закона.

2) Что означают слова «люди бы живьем проглатывали друг друга»? Обычно используется слово «убивали», как сказано в «Берейшит» (20:11): «Однако нет страха Б-жьего на этом месте и убьют меня» или «наносили ущерб» и т.д. Так почему здесь сказано «живьем проглатывали»?

3) Все в мире зависит от евреев, как сказано (Коэлет 3:11): «Даже мир вложил в их сердца». Отсюда понятно, что возможность проглатывать людей живыми присутствует также и у евреев, не дай Б-г. Более того, при соблюдении этого запрета евреями также и в мире ситуация улучшается до такой степени, что люди не будут глотать друг друга живыми.

Но это странно: как можно сказать о евреях, что несмотря на все законы и предостережения в области человеческих отношений, они способны глотать друг друга да ещё живьём и только страх перед верховной властью сдерживает их от этого? Разве еврей, который старается быть хасидом, нуждаетесь в подобном предостережении?

2. После этого в трактате «Авот», в той же самой мишне, сказано от имени рабби Ханании сына Терадиона: «Если сидят двое и у них не заходит речь о Торе, то это собрание легкомысленных, но если они говорят о Торе, то Всевышний пребывает среди них».

[Такая версия Алтер Ребе по разделению этой главы на параграфы. Это соответствует первому изданию трактата «Авот» (Неаполь), рукописи из Пармы, Йемена и Парижа].

Уже говорилось неоднократно («Ликутей Сихот» [пер.] том 4, стр. 155), что разделение Мишны на параграфы является исключительно точной вещью [это оказывает влияние на закон: к примеру, если человек освящает для брака женщину при условии, что он знает Мишну, то ему достаточно (и необходимо) знать три параграфа] и есть мнение, что (также) из-за этого Алтер Ребе включил трактат «Авот» в свой молитвенник — чтобы мы могли знать, каким образом он разделил главы на параграфы.

Непонятно следующее: какая связь между ситуацией, когда двое людей сидят и занимаются изучением Торы, и необходимостью молиться, чтобы люди живьем не проглатывали друг друга? [И ещё, в первом случае речь идёт обо всем мире, а во втором — только о евреях].

[Более того, это по логике относится к следующему высказыванию р. Шимона: «Если трое, сидя за трапезой, не говорили о Торе...»].

3. Объяснение следующее:

Так как трактат «Авот» включает в себя указания для совершенных людей, которые очень тщательно относятся к изучению Торы и исполнению заповедей, то совершенно очевидно, что их нельзя подозревать в нанесении ущерба (в материальном или духовном смысле) другим евреям. Именно поэтому здесь не используются слова «убивали», «наносили ущерб» и т.д.

Уточнение здесь в следующем. Фраза «Люди бы живьем проглатывали друг друга» буквально переводится так: «Человек бы живьем проглатывал своего друга». У меня нет намерения нанести ущерб другому еврею, не дай Б-г, а я «только» желаю «проглотить его живьём»: чтобы жизнь — жизненная сила и суть — товарища слились бы со мной, с моей сущностью.

Более того, иногда мои достоинства в изучении Торы и соблюдении заповедей по сравнению с недостатками товарища в этой области заставляют меня прийти к выводу, что он должен аннулироваться предо мной — для его же пользы.

4. Для того, чтобы исключить подобное поведение, недостаточно логических доказательств, так как здесь речь идёт о совершенно нормальном и адекватном человеке, который искренне заботится о благе ближнего, которому требуется помощь.

Требуется молитва Всевышнему, так как речь идёт о верховой власти Небес, что достигается с помощью молитвы о благополучии верховной власти на земле. Если только задуматься над этим, злое начало может сбить с толку человека, поэтому есть необходимость в молитве.

Теперь становятся понятно, почему сразу после этого в Мишне рассказывается о двух людях, которые сидят и изучают Тору... Так как Тора является истинной сущностью человека, который изучает ее, то очевидно, что самоумаление человека определятся в соответствии с его самоумалением во время изучения Торы. Если человек ощущает, что он — мудрый и грамотный — изучает Тору один, то при этом нет «двух изучающих», а есть один — главный, а другой — второстепенный. Необходимо учиться вместе, а не доминировать над своим товарищем, ведь с помощью совместной учёбы происходит раскрытие Всевышнего.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter