Нужно понять разницу между возвышенным состоянием еврейского народа в первые поколения и спуском последних поколений. По этой же причине есть более высокое раскрытие Имени Всевышнего именно в последних поколениях — чтобы осветить тьму. И какая связь всего этого с праздником Ханука. Об этом пишет Алтер Ребе в книге «Тора Ор», глава «Микец» 41а.
Спуск поколений
Известно, что в первых поколениях (как в период пророков или судей) тот, кто был невиновным, находился на уровне большого праведника или пророка, а тот, кто был виновен, считался полным грешником. В то время не было «средних» (тех, кто не является ни праведником, ни грешником). Но в последних поколениях нет таких праведников и таких грешников.
Причина этого в том, что в первых поколениях у людей были очень высокие души и они могли управлять находящимися в них злом. Поэтому, когда человек задумывался о величии Всевышнего, он сразу преисполнялся страхом перед Ним. А полный злодей усиливал зло в своей душе, намеренно желая выступить против Всевышнего.
Но в наших поколениях, когда уже слышны «шаги Мошиаха», у душ нет сил управлять злом и для этого требуются огромные душевные и физические усилия.
Всевышний озаряет тьму мою
Сказано («Теилим» 18:29): «Ибо Ты возжигаешь светильник мой, Г-сподь Б-г мой озаряет тьму мою». Это значит, что Имя Всевышнего освещает тьму, а под тьмой имеется в виду состояние последних поколений. Ведь Давид сказал эти слова обо всем еврейском народе, в котором царит тьма в последних поколениях, когда не светит в полную силу «Душа человека — светильник Всевышнего» («Мишлей» 20:27). И хотя в последних поколениях у людей нет сил бороться со злом, но благодаря раскрытию Всевышнего на самом высоком уровне у них появляется возможность противостоять ему.
Идея ханукального чуда
В этом как раз и состоит идея чуда Хануки, когда греки ворвались в Храм: греки символизируют противоположную святости мудрость, наподобие философии. Поэтому они осквернили все масло, мудрость в области святости, и хотели заставить евреев забыть Тору Всевышнего. Тогда и произошло чудо с помощью кувшинчика с маслом, запечатанного первосвященником, который символизирует высшее благо и любовь, исходящую из самого верха. Этим маслом воспользовались для того, чтобы зажигать светильники в течение восьми дней, что указывает на пробуждение большой любви свыше без работы внизу.