СБП. Дни Мошиаха! 1 Кислева 5785 г., второй день недели Вайеце | 2024-12-02 13:37

О греческом знании

Греция, известная своим вниманием к знаниям, в основном была известна тремя областями...

Перевод:Д. Беляев 03.11.2024 0 348 мин.

Среди потомков сына Ноаха, Яфета, Тора перечисляет Явана-грека, родоначальника империи, которая угнетала еврейский народ в эпоху Второго Храма и разгром которой мы отмечаем в праздник Ханука.

Хотя у Яфета были и другие потомки, его имя теснее связано с Яваном, чем с любым из других его сыновей. В каббалистическом труде «Торат Леви-Ицхак» (написанном отцом Ребе) объясняется, что при написании слова «Яван» задом наперед получается слово «ной», что означает красота (как и имя Яфет).

Греция, известная своим вниманием к знаниям, в основном была известна тремя областями: они были экспертами в науках о земле; они были сведущи в «небесных», астрономических науках; они разработали сложную метафизику и философию, наиболее абстрактную из этих трех областей знаний.

Рабби Леви-Ицхак показывает, что эти три области знаний присутствуют в трех буквах имени Яван: «юд», «вав» и конечная «нун». «Юд» — это точка, написанная над строкой. Это самая высокая буква. «Вав» простирается вниз и достигает черты, а конечная «нун» опускается ниже черты.

На метафизику, являющуюся наиболее абстрактной областью знаний, намекает буква «юд».

Астрономия представлена более длинной буквой «вав». Хотя она имеет дело с физическими явлениями, в отличие от метафизики, она более «небесная», чем науки о земле.

Последняя буква «нун», которая расположена ниже «вав», символизирует земные науки, поскольку по отношению к астрономии и метафизике они являются самым низким уровнем знаний.

Далее р. Леви-Ицхак находит еще более сложную связь Явана с мудростью греков.

Существует направление нумерологии (гиматрия), в котором мы берем первую букву-число и умножаем на вторую букву, затем берем это число и умножаем на третью букву, и так далее.

Буква «юд» равна 10, буква «вав» — 6, а буква «нун» — 50. Следовательно: 10 x 6 x 50 = 3000.

Какое значение имеет число 3000?

В книге «Млахим» (I 5:12) описывается мудрость короля Шломо (Соломона): «Он изрек 3000 притч...». В хасидской литературе объясняется, что это не просто означает, что в его репертуаре было 3 000 пословиц. Скорее, это означает, что уровень его знаний был на 3 000 ступеней выше нормы. Каждый уровень — это притча для того, кто находится выше. Чтобы спуститься с уровня знаний Соломона до уровня среднего человека, потребуется 3 000 ступеней.

Таким образом, число 3 000 символизирует возвышенное знание Торы. В соответствии с утверждением Коэлет (7:14) о том, что Б-г создал параллельные системы добра и зла, греческие знания были нечестивой параллелью святых пределов знания.

То, что греческое знание ассоциируется с нечистотой, следует из мидраша, комментирующего первый день творения: «И была земля пустынна и пуста, и тьма...». Мидраш применяет термин «тьма» к Греции. За этим стихом следуют слова «Да будет свет», которые, по мнению мидраша, указывают на свет Торы.

Ребе Король Мошиах в одном из своих трудов доказывает, что на тьму, связанную с греческим знанием, намекает имя Яван. Это же слово используется в Псалмах (40:3) [но с другими гласными] для обозначения «липкой грязи». Когда человек погружается в греческую философию без руководства и ясности Торы, он может выродиться и утонуть в грязи.

Ребе показывает, что на вырождение греческой философии намекает слово «яван». Как уже говорилось выше, это слово состоит из букв «юд», «вав» и «нун». Они идут в порядке убывания. Как было сказано выше, «юд» находится над чертой, «вав» простирается вниз до черты, а «нун» находится под чертой. Это подсказка о вырожденческой природе греческой философии.

Ребе объясняет далее, что «юд» представляет еврея, который позволяет греческому мышлению проникнуть в его интеллект, поскольку буква «юд», как говорят, олицетворяет способность к мудрости. Буква «вав», которая также является эквивалентом числа шесть, указывает на шесть эмоциональных способностей и представляет еврея, который позволяет греческому мышлению распространяться на его эмоции и влиять на них.

Однако самой низкой ступенькой на этой лестнице является человек, который позволяет тьме греческой философии распространиться и на его поведение. И именно его представляет последняя «нун».

Это не означает полного отрицания полезности греческих знаний. Не кто иной, как великий Маймонид в своем величайшем труде «Мишне Тора» пишет, что свои знания по астрономии он почерпнул у греков. Эти знания крайне важны для еврейского народа, чтобы определить правильное время появления новой луны, что необходимо для того, чтобы знать, когда отмечать праздники.

Подобным образом Маймонид обсуждает греческую философию в своем «Путеводителе заблудших», чтобы помочь примирить Тору с аристотелевской философией, чтобы они могли полностью принять Тору и ее заповеди.

«Зоар» предсказал, что источники светских и еврейских знаний забьют в 18 веке. Это основано на описании в Торе потопа во времена Ноаха, который был вызван прорывом источников под землей и проливным дождем, спустившимся с небес.

Это было предсказание, основанное на идее, что перед окончательным Освобождением все источники знания будут раскрыты в рамках подготовки к Мошиаху.

Возникает вопрос, каким образом связаны светское и святое? И как взрыв светских знаний связан с приходом Мошиаха?

Ребе объясняет («Ликутей Сихот» том 15, с. 42-48) , что одним из достижений науки в последнее время стало осознание того, что существует единство, пронизывающее все многообразные законы природы. Это параллельно реальности Б-жественного единства; что нет ничего, кроме Б-га, и что все сущее проявляет это единство.

И хотя к греческим знаниям и, как следствие, ко всем светским знаниям следует подходить с осторожностью, взрыв этих знаний может быть возвышенным, если руководствоваться Торой, особенно тем внутренним измерением Торы, которое было раскрыто в последнее время.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter