В 1985 году Любавичский Ребе Король Мошиах объяснил, каким образом нужно воздействовать на евреев, чтобы они не думали, что им хорошо в изгнании... Предлагаем вам отрывок из его выступления в свободном переводе.
…Есть евреи, которые утверждают, что им хорошо в изгнании, не дай Б-г, и с их стороны такая ситуация может продолжаться еще 2000 лет… Ужасно даже думать так, и тем более говорить так! Но, тем не менее, никто не протестует!..
Причина этого заключается в том, что те люди, которые должны кричать «Мошиах сейчас!» (в оригинале — Moshiach now), стесняются делать это… более того, они сами удивляются — зачем это нужно кричать «Мошиах сейчас»!
Такой человек думает, что Всевышний удостоил его находиться в положении, что он может учить Тору и исполнять заповеди тщательно, без препятствий и помех. И действительно, он так себя и ведет на практике — учит Тору, открытую Тору и хасидизм с постоянством и прилежанием, тщательно исполняет заповеди…
И это вообще не его вина, что он не может изменить ситуацию. Он даже повторяет слова Ребе РАЯЦ «не по своей воле мы ушли в изгнание из земли Израиля и не своими силами мы вернемся в землю Израиля, наш Отец изгнал нас… и Он, Благословенный, избавит нас». И, само собой, все время, что мы находимся в изгнании, поскольку такова воля Всевышнего, еврей должен делать свою работу как можно лучше, «всем сердцем и всей душой и всем достоянием», включая «всем твоим имуществом», очищая свой удел в мире и т.д., и все это он действительно делает…
И то, что не хватает того совершенства, которое будет достигнуто во время Освобождения (Геулы) — так ведь «принуждение Всевышний прощает»! Так какая польза тосковать и жаловаться на то, что произошло не по его вине и то, что не в его власти изменить, – удивляется он, – и кричать «Мошиах сейчас»? Наоборот, если он будет огорчаться и горевать из-за того, что еще не пришла Геула — это помешает служить Всевышнему с радостью и с добрым сердцем!..
…Еврей может находиться в хорошем положении, как материально, так и духовно, учить Тору и исполнять заповеди, но как же он может успокоиться, если еще не наступило полное и окончательное Освобождение?!.. Как же возможно, что он не сотрясает миры, крича «Мошиах сейчас»!?
Во время молитвы, чтения «Шма Исраэль» перед сном и т.д. — он должен кричать «Шма Исраэль», но в остальное время он должен кричать «Мошиах сейчас»!..
…И такое поведение должно выражаться также тогда, когда он идет разговаривать с другим человеком — прежде всего, он должен кричать «Мошиах сейчас»!.. И кричать так, что и другой начнет кричать «Мошиах сейчас»!..
На первый взгляд, кто-нибудь может возразить: как же так, когда хотят подействовать на другого — нужно же вести себя «по-джентльменски»… Сначала нужно поздороваться, спросить «как твои дела, как твое самочувствие», и на языке страны обязательно, «how do you do», потом поинтересоваться как дела у его жены и детей и как у него заработок, что он делал и т.д., и после этого начать говорить с ним про вопросы еврейства, начиная от базисных вещей иудаизма, пока он дойдет до того, что «вот идет Мошиах»…
Он ведет себя, утверждает такой человек, так как поступал Баал-Шем-Тов… Как известны истории про Баал-Шем-Това, что он спрашивал каждого еврея как его дела и как дела его семьи, заработок и т.д., чтобы евреи отвечали «Слава Б-гу», и только после этого говорил с ним про еврейство.
Но начинать с того, чтобы кричать «Мошиах сейчас» – это очень странный подход к делу… Наоборот, — утверждает он, — «слова мудрецов в спокойствии будут услышаны». — Какое впечатление на другого, — говорит он, — произведет крик «Мошиах сейчас»?! Но на самом деле — все верно совершенно наоборот!
Абсолютно нормальный человек: одетый, как нормальный человек, и разговаривающий как нормальный человек и т.д., вдруг начинает кричать «Мошиах сейчас»… — именно такое поведение действует и пробуждает у другого его внутреннюю сущность…
Ведь глубокое желание каждого еврея это Освобождение — «Мошиах сейчас». Нужно только убрать внешнюю оболочку, покрытую пылью и грязью… чтобы раскрыть его внутреннее желание. И поэтому если подходить со всем этикетом и пиететом — он не сможет даже стряхнуть пыль и грязь, скрывающие внешнюю оболочку, в отличие от подхода, когда он подходит к нему и кричит «Мошиах сейчас» — «слушай, брат, евреям нужен Мошиах»… именно это удалит внешнюю оболочку, и само собой откроется сущность его души!
Вот такая история произошла с одним из посланников:
Однажды он пришел домой к одному очень уважаемому человеку, весьма преуспевающему и богатому, как в материальном, так и в — по его понятиям — в духовном смысле, в философии и науке, чтобы приблизить его к еврейству.
Тот еврей не был готов, чтобы его так быстро переубедили, и, поскольку он был человек науки, то хотел все понять с точки зрения разума, задавал вопросы и дискутировал по каждой детали, ведь у животного начала есть тоже доводы разума, не только разума животной души, но также со стороны разумной души…
В самом разгаре жаркой дискуссии, тот отвлекся на минуту, чтобы посмотреть одну из книг по философии, которые у него были, чтобы попробовать доказать свою правоту в диспуте. Но когда он поднял глаза от книги, чтобы продолжить разговор он не поверил своим глазам: его собеседник — посланник — стоит лицом к стене и раскачивается…
Их беседа продолжалась долго и когда посланник заметил, что еще немного и зайдет солнце, – он встал и не говоря ни слова начал молиться дневную молитву.
И смотрите, какое чудо: это поведение, не вписывающееся ни в какие нормы этикета — внезапно прерваться в разгаре оживленного диспута, не попросить извинения у собеседника, который бросил все свои дела и пригласил его домой… именно такое поведение привело к началу «переворота» в сердце того еврея и с течением времени он приблизился к иудаизму и более того, он сам приблизил десятки и сотни людей!..
Тот еврей не знал, что такое «молитва». То, что произвело на него самое глубокое впечатление и совершило «переворот» в его сердце был тот факт, что его собеседник вдруг «забыл» все правила «интеллигентности» принятые в обществе, по которым он вел себя течение всей их встречи и вдруг начал себя вести как дикий человек – стоять перед стеной и раскачиваться!…
Эта история стала известна случайно, и подобных ей есть десятки и сотни, и даже тысячи… И главное, нет необходимости в доказательствах — «попробуйте и увидите» – пусть каждый попробует идти этим путем и сам увидит результаты!
И отсюда понятно указание по поводу крика «Мошиах сейчас», что именно такой крик подействует и пробудит другого еврея.