Достоинство изучения Торы и молитвы

15.04.2016 2102 (2)
Свободный перевод: Шолем Лугов
Достоинство изучения Торы и молитвы
Достоинство изучения Торы и молитвы

Алтер Ребе в книге «Ликутей Тора» (глава «Тазрия» 23а) объясняет важность и достоинство изучения Торы, с помощью чего еврей объединяется с Бесконечной Сущностью Всевышнего, хотя все высшие и нижние мира не могут постигнуть даже и доли этого.

Нужно понять идею изучения Торы и достоинство молитвы, ведь вся молитва является подобием подготовки к занятиям Торы.

И объясняется так, что идея молитвы — это размышления о величии Всевышнего, которое непостижимо (см. Псалмы 145:3), ведь если посмотреть на превращения миров от начала всех начал и до конца, источник их происхождения и жизненность — то все это является только одним мельчайшим отблеском от Бесконечного Света Всевышнего. Этот отблеск не только похож на каплю воды по сравнению с океаном, но разница между ними даже больше, до бесконечности.

И поэтому, чем ближе человек ко Всевышнему, тем больше он чувствует себя «ничем», самоумаляется по отношению ко Всевышнему [так как он постигает и чувствует, что представляет собой «ничто», как капля воды в океане и т.д.], а ведь сказано в книге «Тикуней Зоар» (121б): «Никакая мысль совершенно не может понять Его».

И когда человек задумается об этом, в его сердце пробудятся чувства волнения и горечи, наподобие того, о чем сказали наши учителя (трактат «Хагига» 13а): «Не раскрывают тайны Торы человеку, если его сердце не взволновано» — понятно, что здесь не идет речи об унынии и грусти, не дай Б-г, ведь от этого предостерегали нас мудрецы истины. Здесь имеется в виду то, что тайны Торы передают только таким людям, кто волнуется оттого, что не может постигнуть сущностное раскрытие Всевышнего, ведь даже Его раскрытие в высших мирах, как капля воды в океане.

Но время для этого чувства только в процессе молитвы, а во время занятия Торой нужно быть в радости, как сказано (Псалмы 19:9): «Повеления Г-спода справедливы, веселят сердце».

Из того, что об указаниях Всевышнего сказано, что они веселят сердце, понятно, что в начале не было этой радости. То есть во время молитвы сердце человека волнуется и он не рад, но после занятий Торы он снова становится радостным.

Объяснение этому таково, что несмотря на то, что «никакая мысль совершенно не может понять Его», но с помощью Торы, когда душа облекается в разум Торы, происходит истинное объединение со Всевышним, как сказано («Говорящий слова Свои Яакову» 12. «Душа жизни», врата 4, гл. 10): «Тора и Всевышний — это одно целое». Об этом также сказано в книге «Тания» (глава 5).

И вот объяснение: когда евреи связываются с Торой, а Тора — со Всевышним, то между ними происходит объединение, как между двумя разными вещами.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter